Пострадавших нет: как американские санкции помогают российскому рынку
Министерство финансов США нацелено на архитектуру финансовой системы России. Это – цитата из пресс-релиза американского ведомства по поводу введения очередного пакета санкций. В список попали более 300 физлиц и компаний, в том числе – Московская биржа и Национальный клиринговый центр. Санкции ударили по механизму формирования курсов доллара и евро к рублю. Биржа отреагировала остановкой торгов этими валютами с 13 июня. К каким последствиям это может привести, рассказал президент – председатель правления финансовой группы «Финам» Владислав Кочетков.
– Ранее Банк России и сама Мосбиржа заявляли, что у них есть план действий на случай подобного сценария. Разрабатывался он, если я не ошибаюсь, еще с 2014 года. Но как он выглядел в реальности? Как вы оцениваете реакцию рынка? Насколько эффективным оказался план?
– На самом деле новые санкции для рынка оказались внешним шоком, но шоком незначительным. На мой взгляд, рынок адаптировался к нему буквально за пару часов. Тем более, что санкции были введены в выходной день, и у рынка было полдня на то, чтобы подготовиться. С одной стороны – американский подарок ко Дню России, с другой стороны – дополнительное время. Достаточно быстро включились механизмы, которые предложил Центробанк. Насколько я знаю, их уже отрабатывали на уровне учений заранее. В 9 часов вечера состоялся Совет биржи, где крупнейшим брокерам и банкам план действий обозначили, и уже в четверг рынок нормально запустился без утренней сессии, но, тем не менее, нормально – без эксцессов каких-то и экстремальных движений котировок. Основной вопрос будет в другом: мы все понимаем, что доллары, которые торгуются в России, на самом деле хранятся, – это, конечно, не совсем доллары, а целая цепочка, финальная точка которой в американских банках находится. Что будет с россиянами, у которых доллары, евро, гонконгские доллары зависли в НКЦ? Здесь достаточно быстро был предложен вариант – это возврат в рублях для спот-сделок коротких по курсу вторника, достаточно неплохому курсу, что, в общем-то, всех устроило. Как мы видим, 13 июня рубль даже немного укрепился, укрепился даже к юаню, что несколько неожиданно и, скорее всего, он будет чувствовать себя, не то, чтобы хорошо, но не хуже, чем раньше. Ну и в целом стоит сказать, что валютный рынок во всем мире внебиржевой. То есть российские биржевые торги – это наша уникальное, прогрессивное изобретение, но ни в Европе, ни США валютного рынка биржевого нет, это рынок межбанковский. И на самом деле еще до введения санкций больше 50% сделок с так называемыми твердыми валютами – долларом и евро проводились на межбанковском – небиржевом валютном рынке. Сейчас просто больший объем переедет на него. При этом нельзя исключать, что появится какая-то новая валютная биржа в России. Бирж много. Например, Санкт-Петербургская валютная биржа вполне может начать торги валютой. Само название велит.
– Но ведь Санкт-Петербургская биржа в 2023 году тоже попала под подобные санкции, там была похожая ситуация.
– Там были приостановлены торги акциями, которые блокировались, а в данном случае валюта. И тут разные возможности. У НКЦ, который попал под санкции, как у центрального контрагента огромная капитализация. Его рейтинг надежности долгое время был выше суверенного, и не было никаких сомнений, что в отличие от Петербургской биржи, хорошей, но маленькой, огромная группа Московской биржи, несмотря на санкции, свои обязательства сможет выполнить. Кроме того, не такие большие остатки там держали, все-таки брокеры тоже готовились к санкциям и старались большой объем клиентских остатков, больше необходимого в НКЦ не держать.
– Но все-таки, кто сейчас в ситуации с Московской биржей пострадал больше всего? Это компании с большой долей экспортной выручки в долларах?
– Никто не пострадал на самом деле. Пострадала, к сожалению, сама Московская биржа, которая недополучит доходов от валютного рынка, от операций с долларом и евро. Пострадали – хотя не то, чтобы – отдельные частные инвесторы, которые привыкли покупать валюту на бирже: просто им придется изменить свои стратегии, теперь они будут покупать валюту у банка или получат прямой выход на межбанковский рынок. Тут биржа немного потеряет. Инвесторы адаптируются, сами импортеры и экспортеры ничего не потеряли хотя бы в силу того, что курсы на межбанковском валютном рынке последние полгода-год были лучше, чем на Московской бирже. И, например, наш банк давно на межбанке покупает для клиентов валюту, импортеры и экспортеры даже выигрывают. То есть пострадавших нет. Тут вообще немного преувеличен масштаб событий. Американские товарищи скорее российскому рынку помогли, потому что будет продолжаться его дедолларизация, и больший объем ликвидности появится в рублях. А это значит, что эта ликвидность перетечет в акции и облигации, и фондовый рынок получит дополнительный импульс для роста. Поэтому это не катастрофа, просто легкий внешний шок ожидаемый. Но, как всегда, ожидаемый шок приходит неожиданно. Но он прилетел, рынок его быстро переварил и двигается дальше. Особо пострадавших нет, ну, возможно, отдельные брокеры и банки, потому что возврат денег проводится очередями. Первыми получают деньги клиенты, а собственные средства брокеров и банков возвращаются в последнюю очередь. Если какой-то банк там держал большой объем средств, он может на какое-то время – от нескольких недель до полутора – двух месяцев – их недополучить, потом они вернутся. Но нельзя сказать, что кто-то пострадал. Это небольшие потери, не радикальные.
– Профессор ВШЭ Евгений Коган считает, что после остановки биржевых торгов в России, скорее всего, будет несколько курсов доллара. Как вы оцениваете вероятность появления черного или серого валютного рынка? Об этом сейчас многие рассуждают.
– Это не серый рынок. И так было несколько курсов доллара: был курс доллара на Московской бирже, на международном Форексе, был фьючерс, был межбанк – так уже было. Просто есть один официальный курс, он останется. Это курс ЦБ. Раньше он считался по Московской бирже, теперь будет считаться по котировкам межбанковских площадок. Курс ЦБ – важнейшим курсом останется. Дальше будет несколько курсов, которые могут отличаться друг от друга на доли процента, которые формируются в разных небиржевых пулах ликвидности. Возможно, это будет отдельный курс больших банков – Сбера или ВТБ, отдельный курс небольших банков, брокеров, которые объединятся. Разница между этими курсами за счет того, что ликвидность перетекает туда, куда выгоднее, будет небольшой. И в любом случае есть индикатив. В какой-то степени курс рубля к доллару превратился в производную от курса юаня к доллару. То есть цена юаня к доллару теперь индикатив для рубля. Так что, и до этого было несколько курсов рубля, и останется несколько курсов рубля. Я хорошо знаком с Евгением, он просто немного решил проехаться на хайпе, это нормально.
– Что вы думаете о том, как отреагирует Китай? Сейчас у нас юань ориентиром для курса рубля становится. Знаете, я читала множество комментариев по поводу всей этой ситуации, и люди пишут: «ну, здравствуй, Пекин – новая столица России!». Как кажется вам, что будет делать Китай, и есть ли у него какой-то маневр для обхода угрозы вторичных санкций?
– Китайские банки особенно очень боятся вторичных санкций. Но, первое: юань будет доступен, и доступен в больших объемах в силу того, что, несмотря на определенные сокращения в последние месяцы, объем трансграничной кооперации России и Китая является колоссальным. Соответственно, и рублевая, и юаневая ликвидность ходит в обе стороны, ее нужно конвертировать. Юань продолжит торговаться. Скорее всего, крупные банки китайские на какое-то время снизят свою активность, и усилятся банки небольшие и средние. То есть раньше они были небольшими, а сейчас динамично растущие. Харбин, Хэйхэ и прочие, которые активно работают с Россией, продолжат рост дальше. Я думаю, это вопрос нескольких недель выработки какой-то схемы. Скорее всего, крупные китайские банки будут представлены на рынке не напрямую, а через какую-то компанию-прослойку, как бы с банком не аффилированную. Компания-прослойка покупает, продает юани, банки, покупают у инвестиционной прослойки – все: риска вторичных санкций как бы и нет. Поэтому в данном случае санкции обходятся. Понятно, что санкции могут вводиться и в отношении прослоек, но юань останется, это не остановишь. И схем работы с ним достаточно много.
– А есть вариант вообще отказаться от любых валют, потому что непонятно сейчас, какие дружественные, а какие окажутся токсичными? Может быть, заменить их на криптовалюту? Есть перспективы у криптовалют?
– Во-первых, криптовалютные площадки давно уже не настолько децентрализованы, как они о себе говорят. Большинство крупнейших бирж точно так же контролируются ФРС США. И большинство крупнейших бирж вообще не любят ни российских трейдеров, ни российские компании, которые покупают криптовалюты. Во-вторых, криптовалюта – это дорого, то есть экспортно-импортные операции с помощью криптовалют на круг процентов под 10 будут выходить. Это – безумная себестоимость. И в-третьих, те же самые китайцы криптовалюты не любят. Там же юрлицам криптовалюта запрещена. Физлица китайские с криптой работают, юрлица нет. Поэтому криптовалюта никак не заменит живой рубль и живой юань. Тем более что криптовалюта становится все больше и больше похожа на валюту обычную.
– Владислав, успокойте обывателей, очень уж лихорадит интернет. Миллионы запросов в Гугл: что будет с курсом рубля? Что будет с долларом? Останемся ли мы совсем без валюты? Обычным людям грозит или не грозит эта ситуация?
– Ну вот мы получили очередную волну санкций, и эти шоки абсорбировали, как мы видим по котировке, без больших проблем. Курс рубля, на мой взгляд, в ближайший месяц будет более или менее стабильным: плюс-минус 3% в каждую сторону. Наверное, в пользу усиления скажется ожидаемое рынком еще одно повышение ставки Центробанка, возможно, до 18% в силу того, что инфляция в России остается достаточно высокой. Минус – это то, что ОПЕК постепенно наращивает добычу нефти. Это на рынок будет давить. Но в целом каких-то факторов галактического значения, которые могут в ту или иную сторону рубль двинуть, пока не наблюдается. И, скорее всего, если брать широко, то диапазон где-то 88-98 руб., там и будем ходить. Я вообще не понимаю, зачем обывателю доллар? Юань покупайте, хорошая валюта.
– Или можно в рублях оставаться, надежнее.
– В рублях – тоже неплохой вариант. Но, все-таки, если у вас денег относительно много, портфель нужно диверсифицировать по валютам. И сейчас неплохой вариант – юань. Если вы вдруг дико любите доллары, то купите азербайджанский манат. Это неожиданно, но он привязан к доллару по курсу 1,7, а инфляция в стране 1%. Так что хорошая, неплохая валюта. Инвестируйте в манат.