До 2030-го и дальше: как во Владивостоке реализуется мастер-план

По последним данным, полученным от операторов сотовой связи, во Владивостоке проживает около 731 тыс. человек. Об этом в интервью РБК Приморье рассказал глава дальневосточной столицы Константин Шестаков. Мэр отметил, что люди «голосуют» за город своим пребыванием в нем. Привлекает их, в том числе, растущее качество городской среды — в рейтинге Минстроя РФ Владивосток поднялся на 20 пунктов по итогам 2024-го. При этом город развивается в соответствии с целями и мероприятиями мастер-плана. Согласно данным Минвостокразвития России, до 2030 года на развитие Владивостокской агломерации уже предусмотрено 380 млрд руб. за счет средств частных инвесторов, федерального, регионального и муниципальных бюджетов.
— Первый вопрос — вводный. Много говорят о реализации мастер-плана, но мало кто видел документ, собственно, держал его в руках. Расскажите, насколько это большой «трактат», и насколько он важный — чем он, например, отличается от Генплана?
— Когда президент [России] поставил перед нами задачу по созданию мастер-планов дальневосточных городов, одним из ключевых замечаний было следующее: взять информацию у жителей города, сформировать их мечты в осязаемый план и найти инструменты для их реализации — реализации тех самых мечтаний, которые и вошли в мастер-план Владивостока. В разработке мастер-плана, в анкетировании участвовали более 10 тыс. человек, поэтому к тем мероприятиям, которые вошли в сам мастер-план, приложили руку многие. По сути, это тот самый инструмент для воплощения мечтаний жителей города.
— Как я понимаю, если Генплан задает направление развития городской территории, то мастер-план конкретные цели ставит, конкретные задачи?
— Так и есть. Мы разбили все мероприятия по различным слоям: это и комплексное развитие города, это и [коммунальные] сети, дорожная инфраструктура, благоустройство, социальные объекты. Это то, чем живет Владивосток. Поэтому в каждом из слоев есть конкретные мероприятия, они взаимоувязаны — без этого нельзя обойтись. Мы понимаем, что итоговый документ — это комплексный подход к развитию города в тактической перспективе.
— Зачастую в СМИ, в обществе говорят именно о 2030-ом, как о «потолке», скажем так. Правильно я понимаю, что мастер-план после этого не заканчивается, он будет продолжаться, видоизменяться и корректироваться?
— Как и жизнь города. Город развивается всегда, появляются новые проекты, новые задачи, меняется городская экономика. Меняются подходы к общественному транспорту, появляются новые материалы — например, подходы к модернизации тепловых сетей. Не могу сказать, что это бесконечный процесс, но это процесс, который дает нам возможность реализовывать те пожелания и возможности, которые появляются перед нашим городом.
— Стремится к бесконечности, скажем так.
— Фактически.
— Константин Владимирович, каков текущий статус реализации мастер-плана Владивостока, какие первоочередные мероприятия уже запущены и какое преображение ждет город в ближайшие годы?
— Как я уже говорил, все мероприятия разбиты на несколько векторов, поэтому я уверен, что стоит отметить и результаты, и те векторы, по которым мы работаем здесь и сейчас. Если говорить о фактических результатах, то уверен, что реализацией любого мастер-плана в том числе является создание комфортного и безопасного города для его жителей. А жители и гости всегда голосуют своим фактическим пребыванием на территории.
Если мы говорим о демографической и миграционной ситуации, то с уверенностью можем сказать, что уже и в официальной статистике мы видим положительный прирост — жителей города Владивостока становится больше. Об этом говорит как статистика, предоставляемая Росстатом, так и статистика мобильных операторов, которую мы регулярно заказываем, чтобы понимать тактическую ситуацию. Если Приморскстат или Росстат говорят, что во Владивостоке проживает 625 тыс. человек, то в разные периоды, возьмем средневзвешенную цифру, средним будет являться количество проживающих в 731 тыс.
— По данным мобильных операторов?
— По данным мобильных операторов. Это те активные сотовые абоненты, которые пребывают на территории Владивостока более одного месяца. Понятно, что мы берем коэффициент, учитывая задвоенность сим-карт, учитывая маленьких детей до 7 лет, которые фактически сотовыми телефонами не пользуются. Тем не менее, 731 тыс. [человек] в среднем по году пребывает на территории города Владивостока — [это число] более чем на 100 тыс. превышает официальную статистику.
Это говорит о том, что в нас верят. Верят в экономическую силу Владивостока. Наверное, это и логично. Мы крупный логистический хаб всей страны. Если говорить, например, о контейнерном грузообороте, то Владивостокский морской торговой порт — первый в России по объемам этого грузооборота. И причем отрыв от компании, которая занимает второе место, составляет более 40%. Поэтому мы одни из самых серьезных игроков на этом направлении.
Также я убежден, что стоит говорить о безопасности и комфорте, когда мы говорим о благоустройстве. Мы уже можем опираться на официальную статистику правительства нашей страны и говорить о качестве городской среды — в этом индексе Владивосток за год прибавил 20 пунктов. На территории Приморского края мы занимаем первое место.
Например, озеро [на] Сафонова вошло в топ-3 лучших практик благоустройства, которые были отмечены федеральным Министерством строительства нашей страны. Но особенно важно отметить, что жители города Владивостока имеют непосредственное отношение к этому достижению. Ведь многие из них участвовали в соучастном проектировании как сопки Орлиная (8-е место в федеральном реестре лучших практик по благоустройству — прим. ред.), так и озера на Сафонова. Мало того, что эти площадки являются излюбленными местами для отдыха. Но и личное отношение к этому достижению или к качеству среды вокруг дает возможность, или силы, или мотивацию двигаться дальше. Вдумайтесь: вокруг этих площадок в самое ближайшее время будет реализовано еще несколько благоустроительных инициатив. Я знаю точно, на хорошем примере, на примере, отмеченном на федеральном уровне, вокруг всегда создается общественное благо в виде дальнейших инициативных проектов — не только на уровне субъекта, муниципалитета, но и частных инициатив.
— Интересно, что говоря о текущем этапе реализации мастер-плана, мы упоминаем демографию, конкретные проекты локального благоустройства, развитие торговли и промышленности. То есть все это входит мастер-план: это не перечень масштабных проектов, которые охватывают весь город Владивосток, а перечень различных сфер развития?
— То, что мы с вами обсудили, является итогом реализации мероприятий мастер-плана. Это те цели, которые обозначены в качестве критериев эффективности нашей общей работы: федеральной, субъектовой и, конечно, муниципальной власти. Общими усилиями мы создаем тот Владивосток, который будет заметен на карте не только нашей страны, но и мира. Если мы говорим о том, что Владивосток — один из самых экономически привлекательных регионов, безусловно, мы должны привлекать не только предпринимательскими возможностями, но и возможностями самого города — той инфраструктуры, которой мы обладаем. А это уже конкретные мероприятия мастер-плана. Это дороги, социальная инфраструктура, транспорт, все то, что создает комфорт ежеминутный.
— Если говорить о конкретике, что было начато или завершено по мастер-плану в 2024 году, что стартует в 2025 году?
— Хорошо, давайте обсудим. Начнем с дорог. В прошлом году мы приступили к строительству нескольких участков. Например, это дороги в микрорайоне Патрокл. Эта работа подходит к завершению. Уверен, что к началу июня мы уже сможем поставить точку в этом проекте, и улица Архангельская обретет асфальтовое покрытие. Тогда мы начнем следующий этап — в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги» мы приступим к строительству значимого перекрестка на выезде из микрорайона. Жители об этом просили в 2024 году. Мы системно подошли к фактической реализации. Все мероприятия, которые были запланированы по созданию дорог на этой территории, будут реализованы в текущем году.
Второе направление — Зеленый бульвар. Это большой микрорайон, создается значительное количество жилых объектов. И нам нужно было дать ответ: какая дорожная инфраструктура будет отвечать тому объему автомобилистов, который находится в рамках микрорайона. Приняли решение дать альтернативный проезд, не по улице Нейбута, дать возможность выезда из микрорайона непосредственно на объездную трассу Седанка — Патрокл. Практически такая же ситуация на Снеговой Пади. Улицы Адмирала Горшкова, Анны Щетининой, перекресток Щетининой — Выселковая — Днепровская — это также мероприятия мастер-плана. И если Горшкова мы уже закончим в текущем году, то к перекрестку, который я обозначил, мы в этом году только приступим. И фактическая реализация, строительные работы пройдут и завершатся в будущем году. Вот такой комплекс работ по всему микрорайону будет произведен в текущем году.
Продолжая тему дорог, в этом году в середине лета мы завершим работы по обустройству перекрестка Русская — проспект 100-летия [Владивостока]. Мы продолжим работы на территории острова Русский — там два больших проекта. Это завершение работ по созданию дорожной инфраструктуры ЖСК «Остров». Также мы продолжим, благодаря решению Олега Николаевича Кожемяко, асфальтирование дороги от Университетского проспекта в сторону Поспелово. Еще порядка 1,5 км у нас получится реализовать в текущем году.
Но на мой взгляд основной акцент [в сфере развития дорожного хозяйства] нужно сделать на проектировании, потому что это взгляд в будущее. [Проспект] Красного Знамени, Третья Рабочая, Котельникова, развязка на Фирсова — вот неполный перечень объектов, который стоит упомянуть с точки зрения проектирования будущей уличной дорожной сети.
Как вы помните, в прошлом году мы завершили работы и приняли рабочую документацию по строительству Рудневского моста. Фактически реконструкция указана в документации, но мы понимаем, что будет полный демонтаж текущего моста и создание нового. Проектной организацией предусмотрено строительство как минимум в течение двух лет. Но мы понимаем, что современная дорожная инфраструктура на этой территории обязана появиться. Проектов много, не только в дорожном строительстве — мастер-план обширен.
— По Рудневскому мосту интересен вопрос. Как я понимаю, изначально планировалось параллельно вести строительство с существующей переправой, но теперь принято решение демонтировать старый мост на его месте построить новый.
— Я давал такое поручение проектировщикам — рассмотреть возможность параллельного существования двух мостов. Это было очень важно. К сожалению, после проведения обследования и после итоговой экспертизы единственным вариантом создания новой инфраструктуры стала необходимость демонтажа уже существующей. Без демонтажа существующего моста нет возможности построить новый. Мы определили, что объезд будем организовывать по улице Дальняя — такая возможность фактически есть. Улица Дальняя соединяет улицу Выселковая и объездную трассу. Возможность выехать из этого микрорайона на объездную трассу у нас будет.
— Константин Владимирович, если говорить в целом опять о реализации мастер-плана, то можем ли мы упомянуть объемы финансирования?
– 380 млрд [руб.] финансирования уже предусмотрены, в том числе с учетом внебюджетных источников. Безусловно, львиную долю составляют именно они, именно средства инвесторов — порядка 70% от общей суммы. Значимый объем. Так или иначе инфраструктура, которая создается на территории города Владивостока, комплексное освоение территорий, в том числе и проекты в рамках КРТ (комплексное развитие территорий — прим. ред.), реализуется именно за внебюджетный счет. Для города Владивостока, безусловно, это важно.
У нас определены несколько территорий для комплексного освоения, что дает такой комплексный подход. Безусловно, это и синхронизация сроков строительства, и инструменты по строительству не только жилищной, транспортной инфраструктуры и инженерной, но также социальной. Важно, чтобы, когда жителям того или иного дома вручили ключи от их квартир, они точно понимали, когда у них появится детский сад, школа, детский клуб, школа искусства — те институты, которые так необходимы для полноценного развития ребенка. Поэтому мы постараемся реализовывать мероприятие КРТ именно в таком духе.
— По КРТ у нас имеется одно соглашение по Снеговой Пади, уже заключенное. Может ли мы анонсировать какие-то грядущие проекты?
— На самом деле КРТ, действующих на территории Владивостока, как минимум три. В ближайшее время на конкурс будет выставлено еще три территории, Ну, а какие — мы узнаем чуть позже в официальных анонсах.
— Один из ключевых аспектов реализации мастер-плана — создании современных городских общественных пространств. Эта работа ведется из различных источников [финансирования], различные программы используются, различные инициативы. В прошлом году благоустроена стела «Далькомхолод» в Первомайском районе. Если говорить конкретно о Первомайском, то в 2025-м планируется и создание площадки Tiger Point в районе станции будущей легкого метро, насколько мне известно. Можете чуть подробнее об этом поговорить?
— Мы в предыдущем вопросе раскрыли тему возможностей для предпринимателей по благоустройству или реализации проектов в городе. Мне кажется, важно отметить, что на текущий момент таких инициатив уже реализовано достаточно много. Давайте вспомним Нагорный Парк, экстрим-площадку на набережной Спортивной гавани, детскую площадку там же. Проектов много. Прямо сейчас ведется активное строительство пляжной территории в районе бухт Патрокл и Соболь. Предприниматели вкладывают средства в развитие благоустройства на территории города.
Первомайский район не исключение. «Далькомхолод» — крепкая компания. Они обосновались на территории Первомайского района достаточно давно. И уже совместные проекты существуют. Я, безусловно, благостно воспринял инициативу по созданию дополнительной точки притяжения на территории района. Рядом находится роддом, торговые центры. Мы понимаем, что смыслов для посещения Первомайского района становится все больше и больше. Например, сквер Первой маевки от той локации, где будет реализовано общественное пространство под названием Tiger Point, находится буквально в нескольких десятках метров. Все благоустройство, которое мы задумали, оно сконцентрировано в одной большой локации.
Но этот проект — не просто создание общественного пространства. Коллеги решили, что имеет смысл поработать с символами города Владивостока. Амурский тигр таким символом является. На территории будут объекты, которые позволят жителям города Владивостока — не так важно, дети это или уже взрослые люди, которые просто приедут туда, — понимать, что существуют различные сценарии пребывания их самих на этой территории. Уверен, что там будет лекторий, площадка для проведения различных событийных мероприятий. Но основной смысл — это популяризация и просвещение жителей города и его гостей о таком значимом символе — амурском тигре, во всех его проявлениях.
— Еще один важный объект благоустройства Владивостока — набережная Спортивной гавани. Работы там ведутся, частично они завершены. Ранее мэрия сообщала, что дополнительные контракты по модернизации коммунальных сетей заключаются. Можно услышать об окончательных сроках завершения этого проекта?
— К летнему сезону все мероприятия, связанные с переносом и модернизацией различных сетей, — там были сети и ливневой канализации, основной акцент был сделан на электрику — мы уже завершим. Поэтому сейчас делаются «финальные штрихи». Работать на этой территории нам еще точно придется и в будущие периоды. Благоустройство набережной Спортивной гавани будет вестись поэтапно.
Как и на некоторых других проектах, которые будут реализовываться в этом году. Например, специальный казначейский кредит позволяет нам работать над вторым и третьим этапами благоустройства парка имени Сергея Лазо на Санаторной. Это тоже хороший, долгоиграющий проект, он на протяжении двух лет, как минимум, реализуется. Эта площадка должна заиграть совершенно новыми красками. Здесь демонтировали все старые объекты, которые находились в собственности муниципалитета и не отражали современный запрос жителей города Владивостока, максимально очистили площадку и постараемся сделать так, чтобы пребывание на ней приносило только радость
— В начале беседы мы уже говорили о том, как жители Владивостока вовлекаются в благоустройство. Хотелось бы немножко подробнее об этом поговорить. Какие механизмы существуют для того, чтобы сами горожане могли преображать свой собственный город? Вот лично я вижу, как благоустраивается на Борисенко площадка — прохожу каждый день мимо. Насколько я помню, она была выбрана по голосованию.
— Таких площадок было выбрано — в прошлом году для благоустройства в текущем — три. Это Борисенко, 102, которую вы упомянули, площадка на Некрасовской — при въезде на Некрасовский путепровод со стороны центра города, и Кутузова — недалеко от кинотеатра «Нептун». Думаю, что и в этом году «битва» за выбор площадки на следующий год будет нешуточная. Уверен, что по итогу за площадки проголосуют более 80 тыс. человек.
Площадок, которые будут выставлены на отбор, будет 10. И для каждого одна из территорий будет близка, как минимум, к району проживания. Если не к дому, то в рамках района одну или две площадки точно сможете увидеть. По примеру прошлого года «битва» домовых чатов за благоустройство в вашей локации — это путь и текущего года. Но это не единственный путь быть вовлеченным, ведь соучастное проектирование используется в разных проектах, которые реализует администрация города Владивостока. Есть национальный проект, мы с вами его уже упомянули. А также есть проект инициативного бюджетирования — «Твой проект». Его курирует председатель правительства Приморского края Вера Георгиевна Щербина. Конкурс дает возможность выиграть значительную сумму для реализации инициатив. Есть конкурс грантовых проектов ТОС (территории общественного самоуправления — прим. ред.) — проект губернатора Приморского края. Их будет также значительное количество в текущем году.
Чтобы поучаствовать в проектах, необходимо, во-первых, представить мечту, какую вы бы хотели реализовать в рамках своих дворов или прилегающей территории, разработать небольшой проект. Фактическая активность приведет к победе. Ну, а дальше — быть вовлеченными в сами работы. На мой взгляд, есть очень действенный механизм — работа с общественными наблюдателями. Мы с ними уже сотрудничаем не один год. Люди неравнодушные и, главное, профессиональные — многие обладают, в том числе знаниями и навыками по направлению стройконтроля. Кто-то просто с утонченным чувством эстетики. Поэтому мне бы искренне хотелось, чтобы таких неравнодушных людей становилось больше. Это все наша огромная команда, она позволяет те проекты, которые мы реализуем, доводить до максимально высокого уровня.
— Новые общественные пространства станут точкой притяжения для гостей Владивостока. Это, несомненно. Что еще планируется сделать, чтобы поддержать статус международного, столичного, туристического города?
— Здесь важна комплексная работа. Я сейчас могу рассказать, что город Владивосток является уникальным с точки зрения географического расположения, с точки зрения наших связей с ближайшими и не только соседями. Но и проектов, которые бы были привлекательны для наших гостей по разным направлениям — их достаточно. Ведь к нам приезжают не только за рекреационным отдыхом на море. Это и поездки для того, чтобы прикоснуться к наследию Мариинки — Приморская сцена Мариинского театра всегда была поводом для посещения города Владивостока. Это обилие деловых мероприятий, которые проходят во Владивостоке, в том числе и мероприятие президентского внимания — Восточный экономический форум.
Таких поводов для посещения мы стараемся сделать как можно больше. Но особый акцент городской администрацией должен быть сделан на безопасности и комфорте. Соответственно, это модернизация тепловых сетей, развитие муниципальных перевозок общественным транспортом, благоустройство исторического центра, в том числе и реставрация фасадов исторического центра, его кровель, создание новых благоустроенных пространств. Все для того, чтобы город мог усилить свои сильные стороны.
Я уверен, что для посещения Владивостока многие выбирают не только деловые или культурные поводы, а в том числе гастрономические. Поэтому направления, в которых администрации города стоит сделать особый акцент, множатся. Давайте вместе сделаем так, чтобы Владивосток действительно стал излюбленным местом для гостей со всего мира. Но, безусловно, в первую очередь для жителей.