Перейти к основному контенту
Интервью⁠,

Хасанский округ в центре внимания – инвесторов будут искать на ВЭФ

Вера Щербина рассказала о планах развития муниципалитета, который должен выдержать все усиливающиеся туристические и грузопотоки
Фото: РБК Приморье
Фото: РБК Приморье

Приморье впервые откроет собственную панельную сессию на Восточном экономическом форуме, и обсуждать на ней будут перспективы развития Хасанского округ. Об этом в интервью РБК Приморье рассказала первый вице-губернатор – председатель правительства Приморского края Вера Щербина. В беседе с главным редактором Павлом Раилко она также поделилась итогами недавней поездки приморской делегации в Китай, говорила о возможностях для летнего детского отдыха, рассказала, когда, наконец, запустят поезд в северокорейский Раджин.

- Здравствуйте, Вера Георгиевна. Я знаю, что вы только что вернулись из провинции Ляонин. Она хоть и не имеет прямой границы с Приморским краем, но является одним из трех ключевых партнеров нашего региона. Скажите, каких результатов удалось добиться за эти пять дней?

Добрый день. Действительно, у нас была насыщенная поездка. В поездке участвовали не только органы власти Приморского края, участвовало бизнес-сообщество. Если подводить итоги, то, конечно же, были встречи на самом высоком уровне провинции. У нас была встреча с секретарем партийного комитета Коммунистической партии Китая в провинции Ляонин Хао Пэном.

Мы с ним познакомились здесь, в городе Владивостоке, когда они приезжали к нам с делегацией. Сейчас диалог был продолжен. Я хочу сказать, что провинция Ляонин очень заинтересована в сотрудничестве с Приморским краем. Достаточно отметить, что первый секретарь по нашему запросу организовал нам встречу с бизнес-сообществом провинции Ляонин для обсуждения вопросов взаимовыгодного сотрудничества.

Если о достижениях говорить, то подписано несколько соглашений. Одно из соглашений – запускается третий рейс в неделю авиационного сообщения Владивосток – Далянь. Оно очень востребовано, мы сами заметили это – самолеты полные: туристы как российские летят в Китай, так и китайские летят к нам, и бизнес-сообщество, мест свободных нет. Подписали соглашение о поставке нашей продукции в Китай на 20 млн юаней. Это, как вы знаете, экологически чистая продукция, продукты питания, и они очень востребованы в Китайской Народной Республике.

Но, на самом деле, конечно же, мы обсуждали и другие вопросы, крупномасштабные. Мы предложили создать какие-то совместные производства у нас в Российской Федерации, которые не будут уже подвержены санкциям. Китайские инвесторы интересовали условиями их создания.

И мы с ними обсуждали, например, проект в области судостроения – по судовым двигателям, чтобы собирать вот эти блоки судов здесь, на территории Приморского края. Конечно, это совместные предприятия и по автомобилестроению, и по другим направлениям. Мы договорились о том, что мы сформируем сейчас перечень конкретных предложений, которые уже будем детально рассматривать заинтересованными сторонами.

- Это будет происходить в рамках международной ТОР предполагаемой?

Совершенно верно. Сейчас законопроект, который вы упомянули, принят в первом чтении. И этот закон предусматривает новые льготные налоговые режимы. Объем капиталовложений в МТОР – не менее 500 миллионов рублей. Предполагаются льготы по возмещению процентной ставки по кредитам до 100% от ставки рефинансирования, субсидии на создание инфраструктуры и иные льготы. Это даст возможность с привлечением федеральных средств обеспечить развитие транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2». Уже создана автономная некоммерческая организация на федеральном уровне именно по транспортным коридорам.

Мы ждем этот закон, и китайские бизнесмены наблюдают за тем, что происходит сейчас. Я думаю, что те преференции, которые будут в рамках совместного международного сотрудничества, они привлекут инвесторов.

- Как мы сейчас торгуем с Ляонином? Торговля идет по морю или по суше через Хасан и транзитом?

Она идет по морю – в основном через Хасан. И вы знаете, какие у нас там проблемы, какие заторы. И вот как раз те транспортные коридоры, которые я упомянула, они и будут способствовать ликвидации этих административных барьеров. Я думаю, что мы сейчас начнем активно работать с федеральными органами власти по этой международной ТОР.

И в конце года должно должен быть сдан новый пограничный переход в Хасанском округе. Этот переход предполагает, что увеличится пропускная способность до 750 транспортных единиц. Сейчас – 150.

Это как раз то направление: грузы идут в сторону Китая и в нашу российскую сторону. Конечно, там много вопросов, и мы с бизнес-сообществом как раз обсуждали возможность привлечения инвесторов для реализации этого проекта – создания инфраструктуры на нашей территории. Это вызвало большой интерес. Сейчас будем готовить им предложения – скорее всего, в рамках инвестиционных бюджетных кредитов, которые нам предоставляются на 15 лет.

Вот китайские партнеры заинтересованы в таком сотрудничестве «вдолгую». И, естественно, это будут дорогостоящие, но необходимые для реализации проекты и новые программы.

- Переход подразумевает под собой новые дороги и достаточно мощное усиление трафика в ту сторону. Как у нас с этим? Есть договоренности, есть понимание, на чьи плечи ляжет эта нагрузка?

Однозначно это нагрузка затратная, и одними ресурсами Приморского края ее «вытянуть» невозможно. Я только что упомянула федеральный закон – он как раз принимается для того, чтобы на уровне государства создать систему, предусматривается федеральное финансирование.

Но там, где наши дороги и инфраструктура региональная, мы, конечно же, уже в бюджет закладываем – если говорить о Хасанском округе, 1 млрд 300 тыс. руб. у нас в бюджете уже заложено своих собственных ресурсов. С 1 июля мы приступили к формированию бюджета следующей трехлетки. И мы сейчас будем рассматривать в том числе и предложения китайских инвесторов, чтобы их совместно реализовывать в следующей бюджетной трехлетке.

Я думаю, что и дальневосточную концессию, которую мы успешно используем – это финансовые ресурсы Минвостокразвития, – мы тоже будем привлекать.

- Хасанский округ – это очень перспективная территория. Огромные площади, достаточное, в общем-то, количество населения, в отличие от наших северных регионов. Но мы можем констатировать, что здесь есть явная нехватка генерирующих мощностей. Потому что рекреационный потенциал большой, логистический потенциал большой, возможно, какое-то строительство совместных предприятий – всё это потребует электроэнергии. Как мы будем действовать здесь?

Вы абсолютно правы. И тот мировой курорт, который по поручению президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина уже начал реализовываться – у нас общий объем инвестиций 30 млрд руб., – в 2031 году уже под ключ все этапы строительства курорта будут сданы. Естественно, для этого тоже нужна инфраструктура. И мы, наверное, только подступаем к решению этой проблемы.

Проблема дорогостоящая. Даже на первый взгляд, мои коллеги посчитали, нужно сейчас 18 млрд руб. Это и электроэнергия, которую вы упомянули, это и связь, это и очистные сооружения, это и дороги. Вот сейчас мы этим будем активно заниматься. Какую-то часть мы найдем в нашем бюджете, а также начнем работать с федеральными органами власти по привлечению федеральных средств.

- Если продолжить немного тему генерирующих мощностей, это будут в перспективе какие-то «перетоки» с севера в Хасанский округ? Или, как я помню, была достаточно интересная, перспективная идея с ПАТЭС?

Сейчас мы рассматриваем разные варианты. Есть еще у нас предложения, проработанные до конца по привлечению Росатома – по плавучим атомным электростанциям. Я вам хочу сказать, что идет диалог, но очень много нюансов: глубины и все остальное, инфраструктура, опять же, от моря. Этот вопрос сейчас требует серьезного обоснования.

Но мы не исключаем и линии электропередач. И надо понимать, что это продолжительная линия также дорогостоящая. Однако по-другому мы никак не разовьем Хасанский округ. Поэтому мы однозначно будем сейчас принимать какие-то управленческие решения, и инфраструктуру там будем создавать.

- Хасанский округ граничит не только с Китаем, но и с Корейской Народно-Демократической Республикой. Еще одно перспективное направление, ныне открывающиеся для нас. Это и туризм, и торговля. Как мы планируем его развивать? И когда наконец-то пойдет пресловутый поезд в Раджин?

Вы наблюдаете, как сейчас развиваются у нас отношения с Корейской Народно-Демократической Республикой. Достаточно сказать, что совсем недавно ее посетил наш президент Владимир Владимирович Путин. Там же в составе делегации был наш губернатор Олег Николаевич Кожемяко. И там же как раз было отмечено, что Приморский край – один из регионов, который активно сотрудничает с Корейской Народно-Демократической Республикой в области гуманитарных связей. Я не буду их все перечислять: это и обмен в области спорта, и в области образования, и в области культуры – это все будет только развиваться.

Вот у нас буквально только что закончилась здесь выставка товаров Корейской Народно-Демократической Республики. То есть мы развиваем с ними отношения, дали возможность нашим жителям познакомиться с этим товаром. В дальнейшем будем работать уже по товарообмену – как с российской стороны, так и с Корейской Народно-Демократической Республикой.

Хочу сказать, что по железнодорожному сообщению мы тоже работаем активно с РЖД. Вы знаете, что это федеральная структура, и, насколько мне известно, 19 июля уже пойдет поезд с туристами.

Вы видите, что сейчас туристы поехали в Корейскую Народную Демократическую Республику. Вот мы сейчас отправляем ребятишек в оздоровительный лагерь – 200 человек. Вот такие контакты, конечно, они взаимовыгодны. К тому, что касается туризма, есть интерес и у нашего российского туриста, поэтому мы способствуем развитию этих отношений.

- Расскажите про поездку наших ребят в КНДР. Я знаю, что раньше ездили в лагерь на побережье, достаточно большой и красивый. Наверное, что-то типа «Артека», только по-северокорейски.

Действительно, это на берегу моря, это чистый воздух, это и питание хорошее, и организация. Кто там был – я, к сожалению, не была, – все говорят, что достойный уровень. Вот сейчас приедет наша делегация – еще поделится своими впечатлениями. Может быть, наши российские туристы, в том числе дети, будут ездить в оздоровительные лагеря в Корейскую Народно-Демократическую Республику.

- Раз мы заговорили о детском отдыхе, сейчас в самом разгаре лето, хотя погода не самая летняя. В этом сезоне у нас летний отдых должен охватить 200 тыс. приморских ребят. Но, как я понимаю, большая часть из этой цифры – отдых в пришкольных лагерях, то есть фактически в городе. Я знаю, что Приморье сейчас пытаются возродить летний загородный детский отдых. У нас появилась новая база «Маяк», она уже приняла детей. Сейчас в ходе процесса деприватизации появляются – возвращаются, скажем так, в лоно государства – лагеря некоторые, даже с сохранившейся инфраструктурой, буквально в санаторно-курортном пригороде Владивостока. Какие еще возможности есть у Приморья, чтобы вырвать наших ребят из города и отправить их отдыхать на природу?

Во-первых, хотела бы отметить, что пришкольные лагеря как-то критикуют, а, на самом деле, родители в восторге от пришкольных лагерей. Потому что нет у нас таких отпусков по три месяца, как школьные каникулы, а дети все-таки должны быть под присмотром, накормлены. Поэтому для многих родителей это, конечно же, большое подспорье.

Но на самом деле, когда мы говорим об оздоровлении, вы абсолютно правы: очень многое утрачено за последние годы, много приватизировано лагерей, и вы видите, какую работу проводит наш губернатор. Даже по восстановлению муниципальных лагерей – мы каждый год в бюджете предусматриваем средства по ремонту этих объектов, чтобы дети где-то на природе отдыхали.

Мы сейчас создаем лагеря и туристического направления, и в палатках у нас есть лагеря для детей более старшего возраста. Ну, и понятно, говорите вы о деприватизации: действительно, сейчас прокуратура большую работу проводит. «Маяк» уже встретил первых детей, и там будет не только оздоровление, планируется и подготовка педагогических кадров именно для организации работы с отдыхом и досугом детей. Все это планируется.

Мы буквально в прошлом году выкупили у частника лагерь «Юнга» – он уже тоже приступил к работе, и вот сейчас организовано несколько смен. То есть мы активно сейчас собираем, как говорится, все, что было утрачено в былые годы. Предусматриваем деньги и на ремонт, и на восстановление.

Я думаю, что эта работа, она не на один год. Мы все прекрасно понимаем, что одним распоряжением губернатора невозможно создать в один год всю эту инфраструктуру. Но она абсолютно нужна, она востребована, и правительство края это понимает. Поэтому мы реализуем эти проекты.

- Есть ли какие-то планы по созданию детского лагеря в пресловутом Хасанском округе? Все-таки самый лучший для отдыха регион Приморья, и это напрашивается само по себе. Может, с привлечением тех же иностранных инвесторов?

Этот вопрос активно обсуждается. Есть земля наша краевая – очень привлекательная. Я думаю, что там однозначно будет какой-то туристический объект, который предусматривается именно для детей. Сейчас мы ищем инвестора.

Пока у нас инвестора нет такого, который бы уже зашел и вел с нами переговоры. Но, опять же, учитывая то, что скоро будет принят новый закон, который я упомянула, я думаю, что найдется инвестор, и мы создадим центр отдыха детей международного уровня в Хасанском округе.

- Хотелось бы еще ненадолго вернуться к северокорейской теме. Я был на выставке продукции из КНДР, которая открылась у нас за стадионом «Динамо» в самом центре города. Меня это очень заинтересовало, и я обратил внимание, что постоянно горожане шли, очень живо интересовались, пытались что-то купить. То есть интерес к зарубежной продукции северокорейской есть. Может быть, какие-то планы есть, что на постоянной основе что-то типа торгпредства, постоянные выставки, продажи откроются у нас во Владивостоке? Опять же, это буквально такое ноу-хау для привлечения туристов.

Это совершенно верно. Сейчас все это есть в наших планах. И в наших планах есть северокорейский ресторан, который раньше здесь был, пользовался огромным успехом.

Все, что касается постоянно действующей выставки, мы сейчас как раз изучаем спрос. Я думаю, что от этого все будет зависеть – и постоянные выставки, и продажа здесь товаров. Конечно, товары будут поставляться ровно настолько, насколько они у нас здесь востребованы. А интерес у горожан есть – вы сами об этом только что сказали.

- Вера Георгиевна, вы буквально на прошлой неделе заявляли, что во время предстоящего ВЭФ Приморский край впервые проведет свою собственную панельную сессию. То есть это мероприятие станет важной частью деловой программы – мы принимающий регион. Скажите, почему принято такое решение и какие темы мы планируем поднимать?

Во-первых, Восточный экономический форум – это мероприятие не регионального, а международного значения. Оно организовывается не Приморским краем, а Росконгрессом.

Вот сейчас мы занимаемся вопросами благоустройства, вопросами связи, вопросами размещения в гостиницах, приглашением тоже от нашей квоты гостей, в том числе иностранных китайских партнеров мы пригласили на Восточный экономический форум. Но на самом деле на Восточном экономическом форуме мы сами просто участники и гости, как и другие субъекты Российской Федерации

Мы в этом году впервые решили провести свою панельную сессию, которая будет только по нашей повестке, по приморской. И, конечно же, мы выбрали Хасанский округ, о котором с вами сейчас так много говорили. Для чего мы это сделали? Во-первых, хотим привлечь и модераторов, и участников этой сессии, и гостей из федеральных органов власти, и экспертов федерального уровня, и управленцев, и инвесторов, заинтересованных в инвестировании в Хасанский округ. Мы хотим как раз этот вопрос обсудить для того, чтобы как инвесторов привлечь извне, так и федеральные ресурсы для реализации такого дорогого проекта. Но его нужно делать – до 2030 или до 2035 года, – однозначно всю эту дорогую инфраструктуру нужно создавать, и тогда уже и более мелкие инвесторы сами придут. А туристы к нам уже едут из разных регионов страны.

- Есть ли еще какая-то информация про ВЭФ? Темы, цифры, какие-то смыслы, гости, возможно, – чем нас удивит и порадует ВЭФ-2024?

К сожалению, об этом пока еще говорить рано, потому что деловая программа еще не сверстана. Опять же, ее формирует Росконгресс. И все эти вопросы уже более активно мы будем обсуждать с ними в августе.

Я лишь хочу сказать о том, что мы еще готовим. Мы готовим встречу с президентом губернатора, и у нас всегда органы исполнительной власти прорабатывают вопросы и дают свои предложения. Как правило, их примерно штук 20-25. И мы сейчас в той стадии, когда мы их обсуждаем с губернатором, отсеиваем наименее важные, и на выходе где-то вопросов 8 остается для обсуждения с президентом России.

Вот этой работой мы активно занимаемся и расскажем о ней, конечно, чуть позже. Поскольку желающих вопросы задать президенту очень много. Но понятно, что мы будем задавать только масштабные вопросы, которые касаются большого количества людей, инвесторов. Вот сейчас идет активная подготовка к этим мероприятиям.

- Будут ли на этом ВЭФ подниматься тема мастер-планов, которым достаточно много уделили внимания в прошлом году? Промежуточные какие-то итоги будут подводиться?

Абсолютно верно. Мастер-планы – это сейчас действительно главные документы, которые разрабатывают все субъекты РФ, поскольку без мастер-планов не войдешь ни в одно федеральное ведомство и не защитишь ни один проект, который не отражен в мастер-плане. Мы уже упоминали, что у нас шесть городов уже разработали мастер-планы. Цена вопроса по их реализации очень велика. Понятно, что это до 2030 года.

Мы финансируем за счет собственных ресурсов часть проектов. Но сейчас готовимся к 2025 году и надеемся привлечь федеральные ресурсы для реализации мастер-планов. Эти вопросы будут активно обсуждаться на площадке ВЭФ.

- Спасибо большое, Вера Георгиевна, что уделили нам время. Надеемся, что увидимся еще с вами раз до Восточного экономического форума.

Спасибо.

Еще больше новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 02:41
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 02:41
Все новости Приморье
В Киеве, Чернигове и Днепре прогремели взрывы Политика, 02:48
Правительство дополнительно направит регионам ДФО 500 миллионов рублей Приморье, 02:42 
Глава ЕК и Мерц не добились согласия Бельгии на изъятие активов России Политика, 02:27
Госдеп раскрыл детали переговоров Уиткоффа и Кушнера с украинцами Политика, 02:00
Актера из сериала «Эмили в Париже» арестовали в Японии из-за экстази Общество, 01:46
Убившим добровольца из США и военкора Sputnik запросили до 15 лет Общество, 01:12
Доходность выше ставки: почему фонды денежного рынка так популярны #всенабиржу!, 01:00
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
В пригороде Воронежа обломки дрона повредили ЛЭП Политика, 00:58
Кадыров призвал украинцев выступить против действий Киева Политика, 00:54
Болгария начала спасать атакованный в Черном море танкер Kairos Политика, 00:39
В Ивановской области объявили беспилотную опасность Политика, 00:15
Чек-лист новичка: как заработать на нефти, какао и апельсиновом соке #всенабиржу!, 00:10
Кадыров пригрозил Украине жестким ответом после атаки на «Грозный-Сити» Политика, 00:10
Вартанян назвал условие досрочной победы Яна над Двалишвили в UFC Спорт, 00:05