Перейти к основному контенту
Приморье ,  

Хасанский округ в центре внимания – инвесторов будут искать на ВЭФ

Вера Щербина рассказала о планах развития муниципалитета, который должен выдержать все усиливающиеся туристические и грузопотоки
Фото: РБК Приморье
Фото: РБК Приморье

Приморье впервые откроет собственную панельную сессию на Восточном экономическом форуме, и обсуждать на ней будут перспективы развития Хасанского округ. Об этом в интервью РБК Приморье рассказала первый вице-губернатор – председатель правительства Приморского края Вера Щербина. В беседе с главным редактором Павлом Раилко она также поделилась итогами недавней поездки приморской делегации в Китай, говорила о возможностях для летнего детского отдыха, рассказала, когда, наконец, запустят поезд в северокорейский Раджин.

- Здравствуйте, Вера Георгиевна. Я знаю, что вы только что вернулись из провинции Ляонин. Она хоть и не имеет прямой границы с Приморским краем, но является одним из трех ключевых партнеров нашего региона. Скажите, каких результатов удалось добиться за эти пять дней?

Добрый день. Действительно, у нас была насыщенная поездка. В поездке участвовали не только органы власти Приморского края, участвовало бизнес-сообщество. Если подводить итоги, то, конечно же, были встречи на самом высоком уровне провинции. У нас была встреча с секретарем партийного комитета Коммунистической партии Китая в провинции Ляонин Хао Пэном.

Мы с ним познакомились здесь, в городе Владивостоке, когда они приезжали к нам с делегацией. Сейчас диалог был продолжен. Я хочу сказать, что провинция Ляонин очень заинтересована в сотрудничестве с Приморским краем. Достаточно отметить, что первый секретарь по нашему запросу организовал нам встречу с бизнес-сообществом провинции Ляонин для обсуждения вопросов взаимовыгодного сотрудничества.

Если о достижениях говорить, то подписано несколько соглашений. Одно из соглашений – запускается третий рейс в неделю авиационного сообщения Владивосток – Далянь. Оно очень востребовано, мы сами заметили это – самолеты полные: туристы как российские летят в Китай, так и китайские летят к нам, и бизнес-сообщество, мест свободных нет. Подписали соглашение о поставке нашей продукции в Китай на 20 млн юаней. Это, как вы знаете, экологически чистая продукция, продукты питания, и они очень востребованы в Китайской Народной Республике.

Но, на самом деле, конечно же, мы обсуждали и другие вопросы, крупномасштабные. Мы предложили создать какие-то совместные производства у нас в Российской Федерации, которые не будут уже подвержены санкциям. Китайские инвесторы интересовали условиями их создания.

И мы с ними обсуждали, например, проект в области судостроения – по судовым двигателям, чтобы собирать вот эти блоки судов здесь, на территории Приморского края. Конечно, это совместные предприятия и по автомобилестроению, и по другим направлениям. Мы договорились о том, что мы сформируем сейчас перечень конкретных предложений, которые уже будем детально рассматривать заинтересованными сторонами.

- Это будет происходить в рамках международной ТОР предполагаемой?

Совершенно верно. Сейчас законопроект, который вы упомянули, принят в первом чтении. И этот закон предусматривает новые льготные налоговые режимы. Объем капиталовложений в МТОР – не менее 500 миллионов рублей. Предполагаются льготы по возмещению процентной ставки по кредитам до 100% от ставки рефинансирования, субсидии на создание инфраструктуры и иные льготы. Это даст возможность с привлечением федеральных средств обеспечить развитие транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2». Уже создана автономная некоммерческая организация на федеральном уровне именно по транспортным коридорам.

Мы ждем этот закон, и китайские бизнесмены наблюдают за тем, что происходит сейчас. Я думаю, что те преференции, которые будут в рамках совместного международного сотрудничества, они привлекут инвесторов.

- Как мы сейчас торгуем с Ляонином? Торговля идет по морю или по суше через Хасан и транзитом?

Она идет по морю – в основном через Хасан. И вы знаете, какие у нас там проблемы, какие заторы. И вот как раз те транспортные коридоры, которые я упомянула, они и будут способствовать ликвидации этих административных барьеров. Я думаю, что мы сейчас начнем активно работать с федеральными органами власти по этой международной ТОР.

И в конце года должно должен быть сдан новый пограничный переход в Хасанском округе. Этот переход предполагает, что увеличится пропускная способность до 750 транспортных единиц. Сейчас – 150.

Это как раз то направление: грузы идут в сторону Китая и в нашу российскую сторону. Конечно, там много вопросов, и мы с бизнес-сообществом как раз обсуждали возможность привлечения инвесторов для реализации этого проекта – создания инфраструктуры на нашей территории. Это вызвало большой интерес. Сейчас будем готовить им предложения – скорее всего, в рамках инвестиционных бюджетных кредитов, которые нам предоставляются на 15 лет.

Вот китайские партнеры заинтересованы в таком сотрудничестве «вдолгую». И, естественно, это будут дорогостоящие, но необходимые для реализации проекты и новые программы.

- Переход подразумевает под собой новые дороги и достаточно мощное усиление трафика в ту сторону. Как у нас с этим? Есть договоренности, есть понимание, на чьи плечи ляжет эта нагрузка?

Однозначно это нагрузка затратная, и одними ресурсами Приморского края ее «вытянуть» невозможно. Я только что упомянула федеральный закон – он как раз принимается для того, чтобы на уровне государства создать систему, предусматривается федеральное финансирование.

Но там, где наши дороги и инфраструктура региональная, мы, конечно же, уже в бюджет закладываем – если говорить о Хасанском округе, 1 млрд 300 тыс. руб. у нас в бюджете уже заложено своих собственных ресурсов. С 1 июля мы приступили к формированию бюджета следующей трехлетки. И мы сейчас будем рассматривать в том числе и предложения китайских инвесторов, чтобы их совместно реализовывать в следующей бюджетной трехлетке.

Я думаю, что и дальневосточную концессию, которую мы успешно используем – это финансовые ресурсы Минвостокразвития, – мы тоже будем привлекать.

- Хасанский округ – это очень перспективная территория. Огромные площади, достаточное, в общем-то, количество населения, в отличие от наших северных регионов. Но мы можем констатировать, что здесь есть явная нехватка генерирующих мощностей. Потому что рекреационный потенциал большой, логистический потенциал большой, возможно, какое-то строительство совместных предприятий – всё это потребует электроэнергии. Как мы будем действовать здесь?

Вы абсолютно правы. И тот мировой курорт, который по поручению президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина уже начал реализовываться – у нас общий объем инвестиций 30 млрд руб., – в 2031 году уже под ключ все этапы строительства курорта будут сданы. Естественно, для этого тоже нужна инфраструктура. И мы, наверное, только подступаем к решению этой проблемы.

Проблема дорогостоящая. Даже на первый взгляд, мои коллеги посчитали, нужно сейчас 18 млрд руб. Это и электроэнергия, которую вы упомянули, это и связь, это и очистные сооружения, это и дороги. Вот сейчас мы этим будем активно заниматься. Какую-то часть мы найдем в нашем бюджете, а также начнем работать с федеральными органами власти по привлечению федеральных средств.

- Если продолжить немного тему генерирующих мощностей, это будут в перспективе какие-то «перетоки» с севера в Хасанский округ? Или, как я помню, была достаточно интересная, перспективная идея с ПАТЭС?

Сейчас мы рассматриваем разные варианты. Есть еще у нас предложения, проработанные до конца по привлечению Росатома – по плавучим атомным электростанциям. Я вам хочу сказать, что идет диалог, но очень много нюансов: глубины и все остальное, инфраструктура, опять же, от моря. Этот вопрос сейчас требует серьезного обоснования.

Но мы не исключаем и линии электропередач. И надо понимать, что это продолжительная линия также дорогостоящая. Однако по-другому мы никак не разовьем Хасанский округ. Поэтому мы однозначно будем сейчас принимать какие-то управленческие решения, и инфраструктуру там будем создавать.

- Хасанский округ граничит не только с Китаем, но и с Корейской Народно-Демократической Республикой. Еще одно перспективное направление, ныне открывающиеся для нас. Это и туризм, и торговля. Как мы планируем его развивать? И когда наконец-то пойдет пресловутый поезд в Раджин?

Вы наблюдаете, как сейчас развиваются у нас отношения с Корейской Народно-Демократической Республикой. Достаточно сказать, что совсем недавно ее посетил наш президент Владимир Владимирович Путин. Там же в составе делегации был наш губернатор Олег Николаевич Кожемяко. И там же как раз было отмечено, что Приморский край – один из регионов, который активно сотрудничает с Корейской Народно-Демократической Республикой в области гуманитарных связей. Я не буду их все перечислять: это и обмен в области спорта, и в области образования, и в области культуры – это все будет только развиваться.

Вот у нас буквально только что закончилась здесь выставка товаров Корейской Народно-Демократической Республики. То есть мы развиваем с ними отношения, дали возможность нашим жителям познакомиться с этим товаром. В дальнейшем будем работать уже по товарообмену – как с российской стороны, так и с Корейской Народно-Демократической Республикой.

Хочу сказать, что по железнодорожному сообщению мы тоже работаем активно с РЖД. Вы знаете, что это федеральная структура, и, насколько мне известно, 19 июля уже пойдет поезд с туристами.

Вы видите, что сейчас туристы поехали в Корейскую Народную Демократическую Республику. Вот мы сейчас отправляем ребятишек в оздоровительный лагерь – 200 человек. Вот такие контакты, конечно, они взаимовыгодны. К тому, что касается туризма, есть интерес и у нашего российского туриста, поэтому мы способствуем развитию этих отношений.

- Расскажите про поездку наших ребят в КНДР. Я знаю, что раньше ездили в лагерь на побережье, достаточно большой и красивый. Наверное, что-то типа «Артека», только по-северокорейски.

Действительно, это на берегу моря, это чистый воздух, это и питание хорошее, и организация. Кто там был – я, к сожалению, не была, – все говорят, что достойный уровень. Вот сейчас приедет наша делегация – еще поделится своими впечатлениями. Может быть, наши российские туристы, в том числе дети, будут ездить в оздоровительные лагеря в Корейскую Народно-Демократическую Республику.

- Раз мы заговорили о детском отдыхе, сейчас в самом разгаре лето, хотя погода не самая летняя. В этом сезоне у нас летний отдых должен охватить 200 тыс. приморских ребят. Но, как я понимаю, большая часть из этой цифры – отдых в пришкольных лагерях, то есть фактически в городе. Я знаю, что Приморье сейчас пытаются возродить летний загородный детский отдых. У нас появилась новая база «Маяк», она уже приняла детей. Сейчас в ходе процесса деприватизации появляются – возвращаются, скажем так, в лоно государства – лагеря некоторые, даже с сохранившейся инфраструктурой, буквально в санаторно-курортном пригороде Владивостока. Какие еще возможности есть у Приморья, чтобы вырвать наших ребят из города и отправить их отдыхать на природу?

Во-первых, хотела бы отметить, что пришкольные лагеря как-то критикуют, а, на самом деле, родители в восторге от пришкольных лагерей. Потому что нет у нас таких отпусков по три месяца, как школьные каникулы, а дети все-таки должны быть под присмотром, накормлены. Поэтому для многих родителей это, конечно же, большое подспорье.

Но на самом деле, когда мы говорим об оздоровлении, вы абсолютно правы: очень многое утрачено за последние годы, много приватизировано лагерей, и вы видите, какую работу проводит наш губернатор. Даже по восстановлению муниципальных лагерей – мы каждый год в бюджете предусматриваем средства по ремонту этих объектов, чтобы дети где-то на природе отдыхали.

Мы сейчас создаем лагеря и туристического направления, и в палатках у нас есть лагеря для детей более старшего возраста. Ну, и понятно, говорите вы о деприватизации: действительно, сейчас прокуратура большую работу проводит. «Маяк» уже встретил первых детей, и там будет не только оздоровление, планируется и подготовка педагогических кадров именно для организации работы с отдыхом и досугом детей. Все это планируется.

Мы буквально в прошлом году выкупили у частника лагерь «Юнга» – он уже тоже приступил к работе, и вот сейчас организовано несколько смен. То есть мы активно сейчас собираем, как говорится, все, что было утрачено в былые годы. Предусматриваем деньги и на ремонт, и на восстановление.

Я думаю, что эта работа, она не на один год. Мы все прекрасно понимаем, что одним распоряжением губернатора невозможно создать в один год всю эту инфраструктуру. Но она абсолютно нужна, она востребована, и правительство края это понимает. Поэтому мы реализуем эти проекты.

- Есть ли какие-то планы по созданию детского лагеря в пресловутом Хасанском округе? Все-таки самый лучший для отдыха регион Приморья, и это напрашивается само по себе. Может, с привлечением тех же иностранных инвесторов?

Этот вопрос активно обсуждается. Есть земля наша краевая – очень привлекательная. Я думаю, что там однозначно будет какой-то туристический объект, который предусматривается именно для детей. Сейчас мы ищем инвестора.

Пока у нас инвестора нет такого, который бы уже зашел и вел с нами переговоры. Но, опять же, учитывая то, что скоро будет принят новый закон, который я упомянула, я думаю, что найдется инвестор, и мы создадим центр отдыха детей международного уровня в Хасанском округе.

- Хотелось бы еще ненадолго вернуться к северокорейской теме. Я был на выставке продукции из КНДР, которая открылась у нас за стадионом «Динамо» в самом центре города. Меня это очень заинтересовало, и я обратил внимание, что постоянно горожане шли, очень живо интересовались, пытались что-то купить. То есть интерес к зарубежной продукции северокорейской есть. Может быть, какие-то планы есть, что на постоянной основе что-то типа торгпредства, постоянные выставки, продажи откроются у нас во Владивостоке? Опять же, это буквально такое ноу-хау для привлечения туристов.

Это совершенно верно. Сейчас все это есть в наших планах. И в наших планах есть северокорейский ресторан, который раньше здесь был, пользовался огромным успехом.

Все, что касается постоянно действующей выставки, мы сейчас как раз изучаем спрос. Я думаю, что от этого все будет зависеть – и постоянные выставки, и продажа здесь товаров. Конечно, товары будут поставляться ровно настолько, насколько они у нас здесь востребованы. А интерес у горожан есть – вы сами об этом только что сказали.

- Вера Георгиевна, вы буквально на прошлой неделе заявляли, что во время предстоящего ВЭФ Приморский край впервые проведет свою собственную панельную сессию. То есть это мероприятие станет важной частью деловой программы – мы принимающий регион. Скажите, почему принято такое решение и какие темы мы планируем поднимать?

Во-первых, Восточный экономический форум – это мероприятие не регионального, а международного значения. Оно организовывается не Приморским краем, а Росконгрессом.

Вот сейчас мы занимаемся вопросами благоустройства, вопросами связи, вопросами размещения в гостиницах, приглашением тоже от нашей квоты гостей, в том числе иностранных китайских партнеров мы пригласили на Восточный экономический форум. Но на самом деле на Восточном экономическом форуме мы сами просто участники и гости, как и другие субъекты Российской Федерации

Мы в этом году впервые решили провести свою панельную сессию, которая будет только по нашей повестке, по приморской. И, конечно же, мы выбрали Хасанский округ, о котором с вами сейчас так много говорили. Для чего мы это сделали? Во-первых, хотим привлечь и модераторов, и участников этой сессии, и гостей из федеральных органов власти, и экспертов федерального уровня, и управленцев, и инвесторов, заинтересованных в инвестировании в Хасанский округ. Мы хотим как раз этот вопрос обсудить для того, чтобы как инвесторов привлечь извне, так и федеральные ресурсы для реализации такого дорогого проекта. Но его нужно делать – до 2030 или до 2035 года, – однозначно всю эту дорогую инфраструктуру нужно создавать, и тогда уже и более мелкие инвесторы сами придут. А туристы к нам уже едут из разных регионов страны.

- Есть ли еще какая-то информация про ВЭФ? Темы, цифры, какие-то смыслы, гости, возможно, – чем нас удивит и порадует ВЭФ-2024?

К сожалению, об этом пока еще говорить рано, потому что деловая программа еще не сверстана. Опять же, ее формирует Росконгресс. И все эти вопросы уже более активно мы будем обсуждать с ними в августе.

Я лишь хочу сказать о том, что мы еще готовим. Мы готовим встречу с президентом губернатора, и у нас всегда органы исполнительной власти прорабатывают вопросы и дают свои предложения. Как правило, их примерно штук 20-25. И мы сейчас в той стадии, когда мы их обсуждаем с губернатором, отсеиваем наименее важные, и на выходе где-то вопросов 8 остается для обсуждения с президентом России.

Вот этой работой мы активно занимаемся и расскажем о ней, конечно, чуть позже. Поскольку желающих вопросы задать президенту очень много. Но понятно, что мы будем задавать только масштабные вопросы, которые касаются большого количества людей, инвесторов. Вот сейчас идет активная подготовка к этим мероприятиям.

- Будут ли на этом ВЭФ подниматься тема мастер-планов, которым достаточно много уделили внимания в прошлом году? Промежуточные какие-то итоги будут подводиться?

Абсолютно верно. Мастер-планы – это сейчас действительно главные документы, которые разрабатывают все субъекты РФ, поскольку без мастер-планов не войдешь ни в одно федеральное ведомство и не защитишь ни один проект, который не отражен в мастер-плане. Мы уже упоминали, что у нас шесть городов уже разработали мастер-планы. Цена вопроса по их реализации очень велика. Понятно, что это до 2030 года.

Мы финансируем за счет собственных ресурсов часть проектов. Но сейчас готовимся к 2025 году и надеемся привлечь федеральные ресурсы для реализации мастер-планов. Эти вопросы будут активно обсуждаться на площадке ВЭФ.

- Спасибо большое, Вера Георгиевна, что уделили нам время. Надеемся, что увидимся еще с вами раз до Восточного экономического форума.

Спасибо.

Еще больше новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

Лента новостей
Курс евро на 17 сентября
EUR ЦБ: 101,28 (+0,48)
Инвестиции, 17:49
Курс доллара на 17 сентября
USD ЦБ: 91,14 (+0,21)
Инвестиции, 17:49
Все новости Приморье
«АвтоВАЗ» назвал цены на новую версию Lada VestaАвто, 18:34
В Курской области сбили ракету и беспилотникПолитика, 18:26
Интернациональный легион Украины отверг связь с покушавшимся на ТрампаПолитика, 18:25
Байден предложил усилить Секретную службу после покушения на ТрампаПолитика, 18:20
Правительство поддержало штраф до ₽5 тыс. за повторную езду без ОСАГОАвто, 18:17
Арбитр Карасев заявил, что у него не было проблем с Роналду в Эр-РиядеСпорт, 18:14
Подозреваемого в работе на ИГИЛ россиянина задержали в ФинляндииПолитика, 18:10
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Как управлять командой в условиях трансформации рынков и бизнесаОтрасли, 18:08
Заммэра Ракова открыла второй центр женского здоровья в МосквеГород, 18:06
В нападении с ножом на главу Yamaha Motor заподозрили его дочьОбщество, 18:05
Кадры потопа в Европе, из-за которого погибли более 10 человекОбщество, 18:01
В ЖК «Монблан» создадут игровые зоны и другую детскую инфраструктуруПресс-релиз, 18:00
Нападение ВСУ на Курскую область. ГлавноеПолитика, 17:58
Новому мэру Усть-Илимска подарили атрибуты власти в виде кнута и пряникаПолитика, 17:47