Перейти к основному контенту
Интервью⁠,
Эксклюзив

Светлана Гузий: вывезти театр на гастроли во Владивосток стоит ₽50 млн

Что сделать, чтобы привлечь молодежь в театр, сколько стоят полномасштабную постановку и как стать лучшими в Дубае
Светлана Гузий: вывезти театр на гастроли во Владивосток стоит ₽50 млн

Искусство может быть инструментом для привлечения инвестиций, создания новых точек притяжения, повышения узнаваемости и привлекательности регионов. По программе Минкульта «Большие гастроли» во Владивосток впервые приехал Красноярский государственный театр оперы и балета им. Д.А. Хворостовского. Об искусстве и театральной экономике РБК Приморье поговорил с директором театра Светлана Гузий.

Видео: РБК Приморье

— Вы привезли во Владивосток 5 постановок. Причем, это не сценические версии, не концертный формат, это — полномасштабные постановки: тонны декораций, сотни артистов, костюмы. Насколько затратно было это организовать? Во сколько обходится организация таких масштабных — двухнедельных гастролей?

— Да, вы правильно сказали, что, во-первых, эти гастроли возможны, благодаря программе федеральной, которая возродилась примерно лет 8-10. Федеральная программа «Большие гастроли» помогает: финансируют наши гастроли, обменные гастроли, гастроли драматических театров и оперных. Ну и, конечно же, при поддержке краевых [властей]: в частности, краевого министерства культуры Красноярского края возможны такие полномасштабные гастроли. У нас приехали почти 320 человек, 40 т декораций, 8 фур, более 1 тыс. костюмов. Такие гастроли, наверное, самостоятельно, театру невозможно осуществить. Мы привезли те спектакли, которые, во-первых, не идут на Приморской сцене во Владивостоке, а во-вторых, практически все спектакли — 4 из 5 названий, они вообще не идут нигде. Например, балет «Катарина, или Дочь разбойника» — это наша визитная карточка, нашего театра. Этот спектакль у нас золотомасочный. (Балет «Катарина, или Дочь разбойника» — лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска — 2023» в номинациях: лучший балетный спектакль, женская партия и работа композитора — прим. ред.). Он не идет в России вообще нигде и в мире не идет.

— То есть это ваше эксклюзивное красноярское?

— Совершенно верно. Больше 40 лет он вообще не ставился, не исполнялся нигде, хотя в свое время — 140 лет назад, он покорял все главные сцены мира и в Лондоне, и в Италии, и в Париже. Кстати, не могу сразу не сказать про ваших зрителей. В трагическом финале, когда погибает Катарина, зрительница из зала не выдержала и — как раз была тишина полная, пауза, потому что Катарину убили, — и зрительница кричит из на весь зал: что ты наделал? Это было, конечно, впервые, это было что-то.

— То, как реагирует публика, безусловно, это — оценка работы артистов, оценка работы постановщиков. Но можно ли, с точки зрения экономики, оценить такие постановки?

— Это очень дорогостоящее удовольствие. Но если мы хотим полномасштабную, не сценическую версию, а полномасштабную, где шьются костюмы, а в одном спектакле доходит до 500 костюмов, есть декорации, чтобы было эффектно, зрелищно, спецэффекты, это очень дорого — не один десяток миллионов рублей. Конечно же, театры не только оперные и балетные, вообще все театры, это — некоммерческие организации, и наша миссия духовная — мы должны воспитывать культурное общество, поэтому у нас нет главной задачи зарабатывать деньги от спектаклей, хотя, конечно, мы так зарабатываем. Безусловно, это очень дорогое удовольствие — выпустить оперную или балетную постановку, но можно оценить, наверное, эффективность этой экономики с другой стороны — с точки зрения посещения зрителями. С точки зрения заполняемости, мы стоим, наверное, в пятерке российских театров оперных: у нас заполняемость оперного и балетного спектакля 94%. Это очень много. А допустим, когда я пришла работать в 2008 году, — у всех, наверное, было такое время — заполняемость зала была около 30%. Поэтому я считаю, что с этой точки зрения, экономика существует в театрах, если учесть, что зритель туда идет. И у билетов тоже разная цена бывает: и 3 тыс., и 5 тыс. на наши спектакли. Мы не можем позволить себе московских цен, но я считаю, что это и не нужно. Я считаю, что театр должен быть доступным.

— За 3-5 тыс. люди ходят?

— Да.

— Заполняемость выше 90%.

— Да.

— Вы в 2008 году заняли пост директора: на вашем сайте написано, что, когда вы стали директором театра, количество премьер в сезоне кратного взросло — до 11 премьер, если я не ошибаюсь. Где нашли ресурсы? Как это вообще возможно — 11 премьер в сезоне?

— Совершенно верно. У нас доходило и до 12 постановок в сезон, но это и полномасштабные постановки, которые проходят на основной сцене с большими декорациями, там бывает до 400-500 костюмов, и — у нас в театре, к сожалению, нет малой сцены, поэтому мы использовали фойе, и там делаем спектакли Art Café, когда зрители за столиками. Поэтому у нас могут быть 3-4 большие постановки и, допустим, 3-4 малые формы, которые пользуется популярностью у зрителей: в 9 вечера мини-симфонические концерты или спектакли в фойе. Что касается средств, конечно, прежде всего, нам помогает министерство культуры, правительство Красноярского края финансирует нас. Мы выигрываем гранты федеральные, сейчас их очень много, и не только федеральные, но и гранты от крупных частно-государственных компаний, таких как «Русал», «Норникель» и так далее, их много на самом деле. И собственные средства, которые мы зарабатываем.

— Вы зарабатываете на продаже билетов, или есть еще какие-то внебюджетные доходы?

— Мы зарабатываем в основном только на продаже билетов от спектаклей, от экскурсий по театру, что пользуется популярностью — зрители очень любят зайти в закулисье, посмотреть как там и что.

— Вы активно гастролируете не только по России, но и по всему миру, и эти гастроли организуются полностью за счет принимающей стороны. Каков алгоритм? У театра есть какой-то прайс-лист, или может быть, приглашающая сторона просто говорит — мы хотим вот эту постановку? Как это определяется?

— Да, на самом деле, мы много гастролируем, даже очень много. В последнее время мы даже немножко отказываемся от гастролей, я имею в виду зарубежные. Алгоритм разный, зависит от того, какие спектакли есть в нашем репертуаре и от того, какие спектакли хочет видеть принимающая сторона. Мы обмениваемся информацией: какой был бы лучше, и так далее. Допустим, Дубай-оперу мы открывали вторые после Доминго. Мы показывали два балета: «Тщетная предосторожность» и «Коппелия». Нам пришло через полгода письмо от них благодарственное, что наш балет был лучшим в их сезоне, нам, конечно, очень приятно. Нас на самом деле много приглашают, мы много гастролировали за границей, проще сказать, где мы не были. Конечно, это больше балет. Балет вообще визитная карточка — и «Лебединое озеро», и «Спящая красавица», и «Щелкунчик», поэтому все по-разному. Мы приехали сейчас во Владивосток, нас 320 человек, 300 из них это творческие: почти 70 артистов хора, столько же оркестр, 100 человек балета, ну и постановочные. Поэтому, что дешевле возить? Нет такого. Опера и балет жанры дорогостоящие, это вообще дорогое удовольствие.

— Ну во сколько обходится «Спартак»? Вывезти балет «Спартак»?

— На гастроли.

— Да.

— Если такие гастроли, как сейчас, то это порядка 50 млн руб. Вывезти один «Спартак», наверное, в два раза дешевле будет. В зависимости от того, куда везти — во Владивосток, допустим, или по нашей стране. Дело в том, что Красноярск находится в центре, в географическом центре России, из Красноярска везде далеко лететь, хоть куда, что на запад, что на восток, меньше, чем 4 часа не получается, поэтому вот такие цены — дорогое удовольствие.

— Отличается зарубежная, красноярская, приморская публика? И кто сейчас больше ходит в театр: это все-таки старшее поколение, молодежь может быть сейчас потянулась? И что они хотят видеть в театре: меняются предпочтения или все-таки классика, наша вечная классика на первом месте?

— Классика всегда остается на первом месте. Но, если взять зрителей в Красноярске, то, в отличие от Владивостока, мы город не такой туристический, у нас туризм только развивается, и то больше летом, когда мы уже находимся в отпусках. Поэтому для того, чтобы привлечь нашего красноярского зрителя, мы даем разнообразие от классики, современных каких-то произведений, заканчивая мировыми премьерами. Мы должны давать разные жанры, больше названий спектаклей. Во Владивостоке, у вас, я так понимаю, очень много туристов, поэтому, наверное, Владивосток может позволить себе, — хотя я сомневаюсь, что он это делает, — позволить себе меньший репертуар. Вот допустим, Москва — город туристический, и можно показывать одну-две недели один и тот же спектакль. Мы не можем себе этого позволить. Мы каждые два дня меняем, а то и каждый день у нас идет новый спектакль. Что касается зрителей, то вообще по статистике в городе ходит от 3 до 5% населения в театр. Чтобы привлечь молодежь, мы очень много работали. В 2008 году, когда я пришла на пост руководителя, и когда была заполняемость 30%, мы сделали такой опрос. Мы отправили волонтеров более 100 человек в город, чтобы они опросили именно молодежную аудиторию от школьников до тридцати лет ориентировочно. Были простые вопросы: как часто вы ходите в театр? И предложены ответы — каждую премьеру, раз в год или другое. Так вот, до сих пор помню свой шок, когда у меня на столе вот примерно столько анкет и третья часть, там было написано — а что в Красноярске есть такой театр? Театр находился в самом центре Красноярска, он и сейчас там находится, он тогда еще не был так застроен отелями, там ходили трамваи, и молодежь не знала, что в Красноярске есть такой театр. И мы тогда с артистами стали выходить в ночные клубы и делать презентации. Помимо классики, которая шла уже в репертуаре — «Лебединое озеро», «Иоланта», «Пиковая дама», — мы стали делать балеты с современной хореографией. Мы поставили тогда первый балет «Римские каникулы», всем известный по фильму, и мы пошли в молодежные клубы. Таких примеров было много: мы ходили в рестораны, ночные клубы, потом, конечно же, были договоренности с институтами, переговоры. И сейчас вот 94% и очень много молодежи. Кстати, еще же Пушкинская карта для всех, в феврале у нас была премьера «Турандот», и мы, — это тоже уникальный случай, — пригласили студентов по Пушкинской карте на генеральную репетицию. Был полный зал, мы не ожидали — опера 3 часа идет, итальянский язык. И никто не ушел, потом в финале был еще разговор с режиссером, но речь не об этом. Когда спектакль закончился, они все встали, аплодировали, но кричали не «браво», они кричали «молодцы». Весь зрительный зал кричал «молодцы». Это говорит о чем? О том, что большая часть зрительного зала оказались дети, студенты, которые никогда не были в театре.

— Для вас, как для менеджера, что такое успешный спектакль, успешная постановка?

— Наверное, это когда полный зал, когда есть табличка, билетов нет, когда 100% аншлаг, когда зрители теперь уже в соцсетях пишут свои отзывы, и когда больше положительных, нежели отрицательных. Я считаю, что такой спектакль, или театр успешный. Когда есть хорошая команда: нужно правильно выбрать название, нужны хорошие художники, потому что 90% успеха спектакля зависит от сценографии, и, конечно, от артистов.

— А насколько сложно найти хорошую команду? Ведь сейчас дефицит кадров и в театре тоже.

— Сложно. Но в 2008 году, примерно до 2010-го были сложности с артистами в том плане, что директора театров не сильно хотели обмениваться артистами. Сейчас это существует, мы все друг друга знаем, я могу позвонить руководителю и сказать — нам нужен такой-то голос, если он у вас свободен, мы готовы его пригласить на спектакль, не переманивать насовсем, а просто пригласить на спектакль. И, кстати, в «Турандот» у нас пела солистка из Приморской сцены Алена Диянова, прекрасная артистка, и наши оперные артисты к вам приезжали во Владивосток выступали.

— Ваши гастроли в Приморский край — это первый опыт, но наверняка не последний, наверняка будет предложение. В каком формате вам хотелось бы работать с Приморской Мариинкой?

— Хороший вопрос. У вас строится новый театр, а мы как раз планируем уйти на капитальный большой ремонт: в 2026-2028 годах мы будем без собственной сцены. И, конечно же, — мы еще не вели полноценные переговоры о возможности выступать на Приморской сцене, — но мне бы хотелось, чтобы наш театр сюда еще приехал не на один день, а на какие-то длительные гастроли. Нам есть, что показать, и мне очень приятно, что Владивостоку и зрителям очень интересны наши спектакли.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 декабря
EUR ЦБ: 89,9 (-0,69)
Инвестиции, 08:11
Курс доллара на 5 декабря
USD ЦБ: 76,97 (-0,99)
Инвестиции, 08:11
Все новости Приморье
Что такое IPO и зачем компании выходить на Московскую биржу #всенабиржу!, 08:30
Над регионами России за ночь перехватили 41 дрон Политика, 08:26
Два тренда в спорах по корпоративным опционам. КейсыПодписка на РБК, 08:25
В Приамурье построят логистический хаб на границе с Китаем за ₽2 млрд Приморье, 08:20 
Аэропорт Махачкалы приостановил полеты после объявления опасности БПЛА Политика, 08:04
Когда массовый адрес контрагента привлечет внимание ФНСПодписка на РБК, 08:03
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 08:00
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Как выглядит дом в Москве, где мелодию для домофона придумал композитор РБК и TATE, 08:00
Китайская головоломка: почему ВВП растет, а деловая активность падаетПодписка на РБК, 08:00
Киев подтвердил появление неизвестных дронов у самолета Зеленского Политика, 07:57
«Суспiльне» сообщило о завершении переговоров Украины и США в Майами Политика, 07:48
Похолодание и снег ожидаются в Приморье в начале рабочей недели Приморье, 07:46 
Пассажиров самолета эвакуировали из-за пожара в Бразилии. Видео Общество, 07:41
Минфин решил вопрос с повышенным НДФЛ при продаже акций X5 и «Русагро» Инвестиции, 07:30