Приморье на ПМЭФ заключило первый в РФ межрегиональный офсетный контракт
Присутствие дальневосточных регионов на Петербургском международном экономическом форуме становится все более заметным. В этом году на полях ПМЭФ было заключено несколько десятков соглашений о реализации новых проектов в ДФО. Чем этот форум полезен Приморскому краю, РБК Приморье рассказала первый вице-губернатор края, председатель краевого правительства Вера Щербина.
— ПМЭФ является одним из самых важных, самых масштабных деловых событий России. Приморье принимает участие в нем ежегодно. Чем этот форум был полезен, насколько он был удачен по сравнению с предыдущим годом для нашего региона?
— В первую очередь, всех интересуют вопросы развития экономики России — что будет происходить в текущем году, что в ближайшей перспективе. Эти вопросы ставились во главу угла на разных площадках где мы работали, слушали экспертов, федеральных министров, сопоставляли с тем, что у нас происходит на Дальнем Востоке. Нас очень интересовали прогнозы на ближайшее будущее. ПМЭФ был очень многочисленный, было много иностранных гостей из разных стран. Это и наши китайские соседи, были представители из других стран. Мы даже встречались с инвесторами, скажем так, высокого масштаба, которые реализуют проекты по всему миру. Для Приморья на Питерском форуме увенчалась успехом работа, которая велась в течение года — это межрегиональный офсетный контракт, который подписали четыре региона — это Амурская область, Забайкалье, Хабаровский край и Приморье. Производство датчиков измерения уровня глюкозы будет располагаться у нас, а гарантированно покупать их будут все четыре региона.
— На форуме вы обсуждали с представителями одной из крупнейших угольных компаний — СУЭК — инвестиционный проект по модернизации Приморской ГРЭС и увеличению производственных мощностей «Лучегорского угольного разреза». Удалось ли договориться о чем-то?
— Благодаря нашим контактам с инвесторами мы написали закон о СПИК (специальный инвестиционный контракт государства с инвесторами с целью стимулирования локализации производства, на весь срок которого устанавливается нулевая ставка для налога на прибыль и налога на имущество). Это инвестиционный кредит, который мы предоставляем на 10 лет предприятию, чтобы они вкладывали все средства в развитие производства. Само предприятие уже вкладывает средства в развитие Приморской ГРЭС, это очевидно. Мы часто бываем в Лучегорске и видим, как модернизируется Приморская ГРЭС. Несколько отстают они с развитием угольного разреза, но тем не менее, намерения самые благоприятные: с 5 миллионов тонн добычи угля планируется буквально в ближайшие два года увеличить объем в два раза. А для нас, во-первых, это — местная добыча, во-вторых, это — собственное производство. Уголь будет использоваться на Приморской ГРЭС. Ну и опять же, мы даем налоговые преференции предприятию с условием, что будут развиваться и угольный разрез, и Приморская ГРЭС, соответственно, с привлечением собственных средства инвестора. Средств инвестора кратно больше.
— А налоговые преференции какие?
— Это налог на прибыль на ближайшие 10 лет. Хочу напомнить, когда мы вступили в переговоры по модернизации предприятия, прибыли на Приморской ГРЭС не было вообще. Соответственно, и налог на прибыль они не платили. Предприятие было в таком упадке, в условиях, когда у нас жесточайший дефицит электрической энергии в крае. Поэтому наши договорные отношения сейчас продолжены. Те отставания, которые есть, нужно наверстать. И инвестор намерен это сделать — они показали свой план мероприятий. Мы обсуждали с ними вопрос социального сотрудничества, развития самого города — это вопросы развития спорта, качества жизни населения с привлечением фонда, который создан инвестором. Также мы обсуждали вопрос развития инфраструктуры. И первый этап уже сделан — это модернизация теплоснабжения, и сейчас мы находимся в диалоге по реконструкции систем водоснабжения. Пойдем по этому пути и обновим всю инфраструктуру в Лучегорске. Серьезно обсуждали вопрос нехватки кадров. Мы пригласили их поучаствовать в проекте «Профессионалитет», который реализуем. Можно привлекать специалистов из других субъектов Российской Федерации, которым край будет выплачивать подъемные в объеме 1 миллион рублей, для этих целей мы привлекаем ресурсы из федерального бюджета. Я считаю, что мы очень плодотворно поработали в этой части. Можем развивать наш Приморский край, развивать Лучегорск и топливно-энергетический комплекс.
— Еще об одном энергетическом объекте хочу вас спросить — котельная в Фокино. Часть средств по ее модернизации возьмет на себя ВЭБ.РФ. Почему именно эта котельная была выбрана? Насколько это важный инфраструктурный объект? И сколько средств вообще понадобится на модернизацию этой котельной?
— Фокино выбрали, потому что там реализуется уже проект по модернизации теплоснабжения. Он реализуется тоже в рамках частно- государственного партнерства. Более миллиарда рублей будет привлечено на объекты в Фокино.
— Еще одно важное направление для Приморья — развитие туристической инфраструктуры. На полях ПМЭФ правительство региона и ПСБ заключили соглашение: закрепили намерения расширять сотрудничество для развития социального партнерства на территории края, совместно реализовать социально значимые и инфраструктурные проекты. О каких именно проектах идет речь?
— Мы сейчас очень много уделяем внимания развитию туризма. Стараемся все-таки развивать туризм для разного потребителя — как с низким уровнем доходов, так и со средним и с высоким. Планируем и создание инфраструктуры мирового уровня. С банком мы подписали соглашение, это будет гостиница бизнес-класса, более 200 номеров. Гостиница с бассейнами, СПА-зонами, со всеми теми атрибутами, которые соответствуют мировому уровню. Конечно же, мы рады такому инвестору, поскольку объект будет привлекать к нам туристов и будет пополнять нашу казну.
— О строительстве раз уж заговорили, хочу спросить: сейчас, если говорить о строительных проектах, о жилищном строительстве, какой механизм взаимодействия с бизнесом все-таки более привлекателен для Приморья — через инвестсоветы или КРТ? Или эти два инструмента могут сосуществовать параллельно?
— Мы считаем, что нужно использовать все инструменты, которые существуют вообще на рынке. КРТ — тема для нас новая, но действительно нужно в нее погружаться. КРТ — отсутствие точечной застройки, это комплексное развитие территории. Как правило, это либо новые территории, либо те территории, которые освобождаются от старых застроек. Там должно быть учтено все: транспортное обеспечение населения, наличие школ, детских садов, благоустройство территории.
И вы знаете, что у нас есть норма, которую мы прописали в региональном законодательстве — если это жилищная застройка, то 5% жилья передаются муниципалитету для обеспечения разных социально незащищённых слоев населения. Это, в первую очередь, участники СВО, сироты и другие, которые нуждаются в жилье. Нам предоставляют его инвесторы бесплатно. У нас есть и отдельные проекты, когда мы договариваемся о благоустройстве, например, о благоустройстве набережной, о строительстве детских садов, о строительстве каких-то других объектов за счёт инвестора. Такие вопросы контролируются и реализуются вместе с инвестиционным проектом.
— Возвращаясь к Петербургскому форуму, Алексей Чекунков заявил: переговоры на полях ПМЭФ показали, что Китай, Индия, Индонезия и другие страны БРИКС проявляют универсальный интерес к практическому взаимодействию на Дальнем Востоке. Как вы оцениваете интерес иностранного бизнеса конкретно к Приморскому краю?
— Это неудивительно, поскольку Приморский край — ворота Азиатско-Тихоокеанский региона. Это наше преимущество географическое, интерес к нам всегда был высок, Приморский край имеет огромный потенциал. И этот потенциал еще до конца не раскрыт. Достаточно сказать о таких крупных проектах, как Северный морской путь. С участием федеральных органов власти, конечно же, он привнесет новые интересы нового бизнеса в Приморский край. Что касается нынешних заимоотношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, то они расширяются, инвестор к нам идет. Инвесторы опять же пользуются теми преференциями, которые у нас установлены действующим законодательством, это и Свободный порт Владивосток, это и центры социально-экономического развития, ТОРы — все это привлекает инвестора. У нас реализуется примерно 40 проектов с участием китайских инвесторов. Но вообще взаимоотношения у нас есть с более чем 114 странами. Это, в частности Беларусь. Сейчас выстраиваем отношения с Узбекистаном, именно для того, чтобы убрать посредников, и продукция сельскохозяйственная Узбекистана была по доступным ценам здесь. Ну и с другими странами мы сотрудничаем, я думаю, что очень много еще проектов впереди.
–Приморье вошло в топ-15 национального рейтинга инвестиционного климата в регионах. Как вы оцениваете эти «климатические изменения»?
— Мы должны быть постоянно в диалоге с бизнес-сообществом, чтобы реализовать те самые проекты, о которых мы только что сейчас с вами говорили. Мы очень стараемся. Еще буквально 7 лет назад мы занимали 76 место в рейтинге инвестиционной привлекательности, были в аутсайдерах. Сейчас мы — в топ-15, но есть еще очень много вопросов, которые нам предстоит решить. У нас хорошие показатели по экспорту. Есть центр компетенций в области экспорта, мы привлекаем федеральные ресурсы, продвигаем свою продукцию и помогаем инвесторам реализовать нашу продукцию на экспорт. Очень многое изменилось в области инфраструктуры в лучшую сторону, это отмечают сами бизнесмены. Достаточно сказать, что по инвестиционному климату мы продвинулись на первые позиции по 17 пунктам, это по сравнению с прошлым годом.
Есть вопросы, которые мы не решили. Недостаточно готова инфраструктура для бизнеса, поскольку город у нас пограничный, и здесь очень много территорий заняты землями Министерства обороны. Но диалог с Министерством обороны идет. Мы уже привлекаем эти земли для жилищного строительства. Причем у нас взаимовыгодное сотрудничество — мы выделяем жилье сотрудникам Минобороны, они в этом нуждаются. И в последнее время много вопросов удалось сдвинуть с места. Но ведомство закрытое, и некоторые вопросы решаются долго. Бизнесу это не всегда нравится, они здесь ставят нам плохие оценки.
Многие участки земельные обременены природоохранным законодательством, с этим ничего не поделаешь. Есть запрос, особенно в области туризма, но не всегда можем бизнесу предоставить тот или иной участок. Но мы стараемся, продолжим работать с федеральными органами власти и с бизнес-сообществом. Для этого у нас есть инвестиционный совет, бизнес-завтраки, которые проводит сам губернатор. Там рассматриваются самые злободневные проблемы, которые озвучивают инвесторы. Я думаю, что мы в ближайшее время подведем итоги, которые были озвучены на питерском форуме. И по негативным вопросам поставим новые задачи.