Перейти к основному контенту
Приморье ,  

Что держит на плаву экономику Дальнего Востока

О новом экономном потребителе, ипотеке, логистике, импортозамещении рассказал эксперт Банка России
Фото: РБК Приморье
Фото: РБК Приморье

В марте и первой половине апреля этого года потребительская активность в дальневосточном макрорегионе снизилась. В то же время за счет льготных программ росло ипотечное кредитование, на рекордно высоком уровне оставались объемы вывоза контейнеров из морских портов. Об этих и других трендах в экономике в интервью главному редактору РБК Приморье Павлу Раилко рассказал заместитель начальника Дальневосточного главного управления Банка России Денис Давыдов.

Видео: РБК Приморье

– Денис Витальевич, скажите, как сейчас в целом чувствует себя экономика Дальнего Востока?

– Если говорить в целом, экономика достаточно активно адаптируется к произошедшим изменениям. По данным мониторинга предприятий, проводимого Банком России, в 2022 году порядка двух третьих, даже 70% предприятий, в той или иной степени связанных с импортом оборудования или комплектующих, зависящих от этого импорта, сообщали, что столкнулись с препятствиями: отказом поставщиков такого оборудования выполнять свои договоренности, осуществлять поставки. Соответственно, предприятия активно подключились к вопросу поиска альтернативных решений, возможности получить это оборудование либо с помощью других логистических схем поставок, либо найти какие-то аналоги, в частности, китайского производства или российского производства в части импортозамещения. Можно сказать, что порядка 30% предприятий к текущему моменту, соответственно, выбрали вариант китайских аналогов. Чуть меньше (примерно 28%) сосредоточились на российских аналогах. Но и можно также дополнить, что этот процесс поиска новых схем, конечно, приводил к тому, что удлинялись логистические пути, и все это приводило к увеличению издержек предприятий и в какой-то степени в тот период сказалось и на ценах продукции.

– Есть у нас какие-то показательные кейсы, как бизнес приспосабливался?

– Можно, например, посмотреть на популярный для Дальнего Востока рынок автомобилей. В принципе, мы видим, что в течение 2022 года достаточно активно в отдельных регионах Дальнего Востока открывались официальные дилерские центры китайских автопроизводителей. Те автопроизводители, которые раньше присутствовали на рынке и в том числе занимались реализацией автомобилей европейских брендов, тоже частично переключились на продажу китайских машин, а частично вышли в сегмент продажи подержанных автомобилей.

Но если в то же время смотреть на оценки участников рынка (мы тоже такую информацию с помощью мониторинга предприятий получаем), по их мнению, в течение 2023 года все-таки с высокой вероятностью сохранится традиционный импорт подержанных автомобилей из близлежащих азиатских стран.

– То есть в целом мы можем сказать, что, несмотря на изменение экономических условий, компании на Дальнем Востоке приспособились, или кто-то не выдержал и решил уйти с рынка?

– Я бы сказал так, что разные отрасли по-разному адаптируются: какие-то испытывают большие затруднения, какие-то меньшие. Некоторые отрасли, наоборот, получили дополнительные сравнительные преимущества, и их достаточно активно реализуют. Сразу скажу, что если посмотреть наш доклад Банка России «Региональная экономика: комментарии главных управлений», там как раз можно найти не только общероссийские тенденции. Там можно увидеть сравнительный анализ экономики макрорегионов: северо-запада, центра, Урала, Сибири и Дальнего Востока.

Но возвращаюсь к вашему вопросу. На Дальнем Востоке, конечно, очень активно развиваются сейчас транспортная отрасль, сопутствующая логистическая сфера. Соответственно, можно говорить о рекордных объемах вывоза контейнеров с портов Приморского края. Если сравнивать динамику, это примерно на четверть больше объема, чем год назад, в январе-феврале. И вот такой интенсивный вывоз контейнеров, скопившихся в конце 2022 – начале 2023 года, позволил сейчас уже нормализовать ситуацию по загрузке портовых мощностей в Приморском крае. И, собственно, все это дополнительный всплеск, именно дополнительное развитие транспортной отрасли, в том числе новые инфраструктурные вложения.

– Очень много говорилось про узости Транссиба на Восточном полигоне, которые не дают, в общем-то, развиваться, и через какой-то период мы можем упереться в «потолок». Так ли это? Потому что, насколько я смотрю, у нас постоянно строятся какие-то новые терминалы, сухие порты. Возможно, там тоже строительство идет, уже какие-то конкретные сроки известны?

– Используются разные решения. Возвращаясь к вывозу контейнеров из портов в западном направлении, в том числе по Транссибу: были приняты решения об увеличении количества контейнерных поездов, также контейнеры стали возить в полувагонах. Вот такие тактические приемы тоже позволяют соответствующим образом улучшать ситуацию. Но, естественно, речь идет параллельно и об инфраструктурных вложениях. Если в целом говорить о динамике в части железнодорожных перевозок, то она тоже достаточно активная. Получается у нас порядка четверти (плюс 25%) прирост к году по двум первым месяцам – январь, февраль 2023 года к 2022-му. Также с учетом снятия антиковидных ограничений со стороны Китая достаточно сильно возросли перевозки через железнодорожные пункты пропуска. Классический наш пример: Гродеково – Суйфэньхэ. Там рост за январь-февраль составил плюс 17% к предыдущему году, и увеличился как экспорт, так и импорт.

В части экспорта можно назвать: металлические руды, экспорт которых вырос к году в два с половиной раза; зерно – соответственно, в 13 раз объемы возросли. В части импорта возросли поставки строительных материалов.

– То есть с логистикой у нас все относительно хорошо. А что сейчас на Дальнем Востоке с потреблением? Потому что я тоже пробежался по этому докладу и пришел к выводу, что, в отличие от России, с потреблением у нас не все так отлично.

– Действительно, структура потребления на Дальнем Востоке несколько отличается от среднероссийской. Можно привести два примера. Первый – это, опять же, рынок автомобилей, второй – это рынок непродовольственных товаров. В случае автомобильного рынка что можно увидеть по динамике, если сравнивать общероссийскую за последний год и нашу, дальневосточную. В России примерно в марте-апреле 2022 года и далее в течение 2022 года достаточно активно снизились продажи автомобилей. Связано это с тем, что в основном потребительский спрос там предъявляется на новые автомобили из автосалона. У нас ситуация немножко другая. У нас потребитель привык к подержанным автомобилям азиатских брендов. Соответственно, провала в продажах или просадки продаж в 2022 году мы не видели, мы даже видели некоторый рост продаж. С чем это было связано? В том числе с временным укреплением рубля, как мы помним, к середине и в начале второй половины 2022 года. И одновременно с этим подействовал еще один внешний фактор – это ослабление курса японской иены по отношению к другим мировым валютам. Если возвращаться ко второму примеру, с непродовольственной розницей, то можно посмотреть на такой сегмент, как одежда и обувь. В центральных и западных регионах России мы видим достаточно активную на тот момент, год назад, приверженность к европейским брендам, которая на Дальнем Востоке не проявлялась. И тот же эффект некоторого снижения объемов потребления в силу отсутствия поставок из-за ухода европейских брендов из России привел к тому, что была просадка в продажах весной 2022 года и постепенное восстановление другими торговыми марками в течение 2022 года. А если говорить о рынке на Дальнем Востоке, этой просадки не наблюдалось, потому что европейские марки у нас были представлены гораздо менее активно, и, соответственно, мы оставались примерно на том же уровне. Можно даже сказать, что непродовольственное потребление у нас в последнее время, в конце 2022 – начале 2023 года даже немножко начало снижаться.

– Почему?

– Здесь можно, наверное, смотреть тоже на данные нашего мониторинга, в рамках которого мы проводим опросы предприятий разных сегментов. Здесь показательным также является пример не только непродовольственного сектора, но и продуктовых товаров, ретейлеров продуктовой продукции. По их оценкам, сохраняется порядок поведения потребителя, который даже получил новое название. Он так и называется: «Новый экономный потребитель». В чем смысл? Смысл в том, что он старается сохранить качество потребления, но, имея достаточно ограниченный бюджет, немного урезает его количество.

И если говорить о тенденциях, которые следуют, опять же, из опроса, проведенного Банком России, то, по сообщениям ретейлеров продуктовой розницы, в ближайшее время по текущей ситуации и по ожиданиям наблюдается даже некоторое возможное дальнейшее сокращение потребления. С другой стороны, те же оценки ожидания говорят, что ожидается рост в услугах.

– А почему у нас будет рост в услугах?

– Вот здесь можно акцентировать внимание на развитии предприятий общественного питания. Также коммуницируя с данным сектором, мы видим, что увеличивается частота посещения соответствующих заведений общепита, увеличивается средний чек. Кроме того, есть достаточно интересная новая тенденция, которая активно проявилась в нескольких регионах Дальнего Востока. Это существенный рост заказов готовой еды с доставкой. Рост год к году в среднем по той выборке предприятий, которые нам сообщают эту информацию, составил порядка 30%, а в отдельных случаях рост доли соответствующих продаж достигал даже 70%.

– Давайте сосредоточимся на Приморье. Какие тенденции у нас можно отметить? Что у нас со сферой кредитования?

– Если говорить о корпоративном кредитовании в Приморском крае, то, соответственно, в феврале можно было заметить некоторое замедление роста. Анализируя факторы, мы выделяем, во-первых, некоторую сезонность в бизнес-активности; во-вторых, известно, что, соответственно, были достаточно крупные гашения кредитов со стороны торговых предприятий в этот период. С другой стороны, опираясь на оперативные сведения о кредитных организациях в части текущих тенденций, и в феврале, и в марте кредитные организации подчеркивали, что спрос со стороны бизнеса на кредиты остается стабильным.

В потребительском кредитовании можно отметить, что январь и февраль – это был период такого умеренного роста. А вот в марте потребительское кредитование ускорилось и, соответственно, приблизилось примерно к средним ежемесячным темпам 2021 года.

– А что с ипотекой?

– Кстати, примерно те же тенденции. В марте тоже произошло ускорение, сопоставимое по тенденциям со средними ежемесячными значениями 2021 года. Можно сказать, что здесь лидером продолжает являться в целом дальневосточная ипотека. С другой стороны, по оперативным сведениям за апрель, со стороны кредитных организаций в некоторых региональных банках наблюдается тенденция смещения лидера. То есть уже теперь семейная ипотека по объему выдач оказывается на первом месте.

– А что со сбережениями?

– Рублевые остатки, я бы так сказал, умеренно растут. В принципе, это подтверждает то, что называется сберегательной моделью поведения населения. Тут уже был вопрос про сдержанное потребление. Действительно, в условиях неопределенности, которая все-таки в той или иной степени пока присутствует в экономике, потребитель предпочитает несколько больше сберегать, несколько меньше тратить. Кроме того, нужно отметить такой фактор, как достаточно привлекательные ставки и по вкладам, и по текущим сберегательным счетам для населения. Они, возможно, дополнительно стимулируют сбережения.

– Перейдем в реальный сектор. Что у нас здесь, что у нас с инвестициями, со строительством – из основного?

– Если обратиться к данным Росстата, то инвестиции в основной капитал в Приморском крае в 2022 году были на 13% больше, чем в 2021-м. Ориентируясь, опять же, на опросы мониторинга предприятий, можно сказать, что тенденция такого увеличения инвестиций тоже прослеживается. Есть ожидания, что эти инвестиции будут увеличиваться. Более того, можно отметить приоритетные отрасли – это обрабатывающая промышленность и энергетика.

Что касается строительства, можно посмотреть, к примеру, февральские данные по статистике. Опять же, оценивая рост год к году, в Приморском крае увеличение составило порядка 19%. Это существенно больше, чем изменения в России – там плюс 8,6%. Более чем в два раза быстрее растем, в основном за счет жилищного строительства. С точки зрения оценки застройщиками ожиданий в части спроса – это ожидания достаточно позитивные: и текущие, и на три месяца вперед, в том числе благодаря, возможно, смягчению условий семейной ипотеки.

– А что с остальной промышленностью?

– Если смотреть на объемы промышленного производства, то у нас пока в годовом выражении продолжается некоторое сокращение. Связано это с действием отдельных разовых факторов, более того, связано с производственными циклами – достаточно длительными в отдельных отраслях. Например, крупная сдача производственного объекта год назад, соответственно, повышает базу оценки текущего года. И если такой же крупный проект на Дальнем Востоке не реализуется, то общие показатели по отрасли либо сопоставимые, либо чуть ниже, но это не всегда показатель.

Если мы говорим о текущих тенденциях с точки зрения оценки нашими респондентами, то они тоже, скорее, немного ухудшились по сравнению с тем, что мы получали по информации месяц назад. С другой стороны, улучшились ожидания – и по спросу, и по объемам выпуска. В силу складывающейся положительной экономической конъюнктуры предприятия предполагают, что и проблем со стороны предложения, со стороны производства, и издержек у них будет меньше со временем. И спрос, соответственно, тоже будет благоприятствовать тому, чтобы объемы производства можно было увеличивать.

– В Приморье картина с импортозамещением как-то отличается от дальневосточной? Или у нас примерно такие же тренды?

– Я бы сказал, что у нас в целом по Дальнему Востоку порядка 60% предприятий так или иначе испытывают связку с импортным оборудованием, импортными комплектующими или импортируемым сырьем. То есть их производственные, технологические циклы привязаны к этим процессам, во всяком случае, были привязаны прежде. Я бы сказал, что здесь даже больше не региональная, а отраслевая привязка более актуальна. Именно добывающая и обрабатывающая промышленность в большей степени была связана с относительно дорогостоящим импортным оборудованием. Сейчас предприятия очень активно ищут, как я уже говорил, способы замены. В некоторых случаях предприятия решаются самостоятельно даже производить некоторое сырье для собственного производственного цикла, находят такие способы. Некоторые предприятия берутся самостоятельно обслуживать имеющееся у них импортное оборудование. Иногда даже пытаются такие услуги предоставлять по аналогичному оборудованию другим предприятиям. В общем, бизнес активно ищет способы импортозамещения в разных формах.

– И последний вопрос: что у нас с инфляцией? Какие у нас инфляционные ожидания на Дальнем Востоке?

– Если смотреть на Дальний Восток, то годовая инфляция в марте замедлилась до уровня 4,5 процентов. В феврале было почти 11 процентов в годовом выражении.

Сопоставляя с общероссийскими тенденциями, в феврале в России годовая инфляция тоже была порядка 11%, сейчас 3,5%. В Приморском крае фактически такая же – 3,6%, и была 10,6%. Цифры немного отличаются, но на самом деле порядок примерно один. Такое резкое изменение уровня годовой инфляции естественным образом объясняется эффектом базы. В чем он состоит? В том, что сейчас из наблюдений годовой давности начинают выходить периоды (как раз февраль–март), связанные с резким изменением ситуации в марте прошлого года: и с курсом (мы помним, что тогда было временное ослабление курса рубля), и с поставками, когда были перебои с предложением отдельных товаров, связанные с отказом импортеров их поставлять. И вот тот резкий всплеск, который был в ценах отдельных продуктов в прошлом году, сейчас вышел из наблюдений. Соответственно, мы видим, что текущие тенденции, которые отражаются годовым показателем инфляции в том числе, фактически говорят об относительно умеренном изменении.

Какими факторами это объясняется, может быть, на примере Приморского края? Можно назвать два таких основных фактора. В части продовольственной составляющей можно отметить, что в текущем году достаточно активно развивается производство тепличных овощей. Кроме того, урожай прошлого года по овощам был хорошим, и его удалось сохранить до весны. И в этом смысле объемы предложения достаточны для того, чтобы цены не росли даже при активном спросе. Опять же, антиковидные ограничения, отмененные в Китае, привели к большему потоку импорта овощей. И в этом смысле все это повлияло на уровень продовольственной инфляции – он тоже достаточно серьезно снизился. В Приморье прирост соответствующих цен в годовом выражении составил в марте 4%.

Если говорить о непродовольственной рознице, то в частном случае в сегменте бытовой техники в марте даже отмечено некоторое снижение цен.

– Потому что склады затоварены?

– Разные причины, но в том числе есть эффекты, действительно связанные с тем, что возникали некоторые товарные запасы на предыдущем этапе. С другой стороны, ситуация по валютному курсу достаточно стабилизировалась. Естественно, ретейлеры и представители оптовых компаний, импортеры в том числе, очень активно отслеживают изменения всех тенденций, которые могут так или иначе повлиять на их бизнес. И в этом смысле, конечно, достаточно активно учитывают соответствующие факторы.

Возвращаясь к инфляции: мы в рамках реализации денежно-кредитной политики Банка России формируем прогноз. По общероссийском прогнозу можно сказать, что годовая инфляция в 2023 году составит от 4,5 до 6,5 процентов, соответственно, вернется к 4% в 2024 году и будет находиться вблизи 5% в дальнейшем. Но я бы еще хотел отметить, что такой подход к прогнозированию, подход к принятию решений, в том числе в области денежно кредитной политики, конечно, должен быть комплексным и не останавливаться только на анализе статистических данных. Нам очень помогает участие предприятий практически всех сфер деятельности в нашем мониторинге. Тот доклад, который формируется Банком России, «Региональная экономика: комментарии главных управлений», опирается и на комплексное видение статистической информации, и на использование наших прогнозных моделей, и на использование тех оперативных данных, которые мы получаем с помощью мониторинга. Все это повышает и качество принятия решений, и прозрачность принимаемых решений для общества, для бизнеса.

Еще больше новостей в телеграме РБК Приморье. Подписывайтесь.

СберПро Медиа Туризм

Барометр отрасли: развитие внутреннего туризма

СберПро Медиа Промышленность

Рекордная цена: 
как развивается золотодобыча на фоне растущего спроса

СберПро Медиа Транспорт

В поисках баланса. Как развиваются контейнерные перевозки в России и мире

СберПро Медиа Интересное

Как технологии помогают бизнесу повысить эффективность в разных отраслях

СберПро Медиа Интересное

Особенности внедрения искусственного интеллекта в бизнес-процессы

СберПро Медиа Промышленность

Барометр отрасли: химическая промышленность

СберПро Медиа Финансы

Эволюция банкинга. Как и почему крупный бизнес переходит на Open API

СберПро Медиа Интересное

Вместе к успеху. Как выстраивать коммуникации 
в команде

СберПро Медиа Промышленность

Сплав технологий: 5 трендов цифровизации в металлургии

СберПро Медиа Интересное

Нейро-, микро- и лайфстайл. Тренды российского онлайн-образования

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

*

Лента новостей
Курс евро на 25 мая
EUR ЦБ: 97,1 (-0,78)
Инвестиции, 17:19
Курс доллара на 25 мая
USD ЦБ: 89,7 (-0,55)
Инвестиции, 17:19
Все новости Приморье
РФС назвал дату начала нового сезона в Российской премьер-лиге Спорт, 18:35
Bloomberg назвал «ахиллесову пяту» Финляндии и НАТО Политика, 18:23
Бывший завод Nissan в Санкт-Петербурге отправил в простой 317 сотрудников Авто, 18:22
Путин охарактеризовал компетентность еврокомиссаров словами «несут пургу» Политика, 18:15
Россия вышла из соглашения с Японией о ликвидации ядерного оружия Политика, 18:05
Путин назвал отличие позиции России по переговорам от западной Политика, 17:57
СБУ сообщила о предъявлении новых обвинений Валентине Матвиенко Политика, 17:55
Тайм-менеджмент: как больше успевать и не выгореть
Подробнее
Путин назвал Украине условия для возвращения к переговорам Политика, 17:55
Путин раскрыл позицию России по легитимности Зеленского Политика, 17:49
Джокович впервые за 14 лет проиграл три полуфинала подряд Спорт, 17:48
Путин заявил об удвоении транзита белорусских грузов через Россию Политика, 17:47
VK закроет мессенджер ICQ Технологии и медиа, 17:43
Пашинян не приехал на встречу премьеров стран СНГ Политика, 17:38
Юань как инструмент диверсификации: стоит ли сейчас покупать эту валюту Инвестиции, 17:37