Перейти к основному контенту
Приморье⁠,

Что держит на плаву экономику Дальнего Востока

О новом экономном потребителе, ипотеке, логистике, импортозамещении рассказал эксперт Банка России
Фото: РБК Приморье
Фото: РБК Приморье

В марте и первой половине апреля этого года потребительская активность в дальневосточном макрорегионе снизилась. В то же время за счет льготных программ росло ипотечное кредитование, на рекордно высоком уровне оставались объемы вывоза контейнеров из морских портов. Об этих и других трендах в экономике в интервью главному редактору РБК Приморье Павлу Раилко рассказал заместитель начальника Дальневосточного главного управления Банка России Денис Давыдов.

Видео: РБК Приморье

– Денис Витальевич, скажите, как сейчас в целом чувствует себя экономика Дальнего Востока?

– Если говорить в целом, экономика достаточно активно адаптируется к произошедшим изменениям. По данным мониторинга предприятий, проводимого Банком России, в 2022 году порядка двух третьих, даже 70% предприятий, в той или иной степени связанных с импортом оборудования или комплектующих, зависящих от этого импорта, сообщали, что столкнулись с препятствиями: отказом поставщиков такого оборудования выполнять свои договоренности, осуществлять поставки. Соответственно, предприятия активно подключились к вопросу поиска альтернативных решений, возможности получить это оборудование либо с помощью других логистических схем поставок, либо найти какие-то аналоги, в частности, китайского производства или российского производства в части импортозамещения. Можно сказать, что порядка 30% предприятий к текущему моменту, соответственно, выбрали вариант китайских аналогов. Чуть меньше (примерно 28%) сосредоточились на российских аналогах. Но и можно также дополнить, что этот процесс поиска новых схем, конечно, приводил к тому, что удлинялись логистические пути, и все это приводило к увеличению издержек предприятий и в какой-то степени в тот период сказалось и на ценах продукции.

– Есть у нас какие-то показательные кейсы, как бизнес приспосабливался?

– Можно, например, посмотреть на популярный для Дальнего Востока рынок автомобилей. В принципе, мы видим, что в течение 2022 года достаточно активно в отдельных регионах Дальнего Востока открывались официальные дилерские центры китайских автопроизводителей. Те автопроизводители, которые раньше присутствовали на рынке и в том числе занимались реализацией автомобилей европейских брендов, тоже частично переключились на продажу китайских машин, а частично вышли в сегмент продажи подержанных автомобилей.

Но если в то же время смотреть на оценки участников рынка (мы тоже такую информацию с помощью мониторинга предприятий получаем), по их мнению, в течение 2023 года все-таки с высокой вероятностью сохранится традиционный импорт подержанных автомобилей из близлежащих азиатских стран.

– То есть в целом мы можем сказать, что, несмотря на изменение экономических условий, компании на Дальнем Востоке приспособились, или кто-то не выдержал и решил уйти с рынка?

– Я бы сказал так, что разные отрасли по-разному адаптируются: какие-то испытывают большие затруднения, какие-то меньшие. Некоторые отрасли, наоборот, получили дополнительные сравнительные преимущества, и их достаточно активно реализуют. Сразу скажу, что если посмотреть наш доклад Банка России «Региональная экономика: комментарии главных управлений», там как раз можно найти не только общероссийские тенденции. Там можно увидеть сравнительный анализ экономики макрорегионов: северо-запада, центра, Урала, Сибири и Дальнего Востока.

Но возвращаюсь к вашему вопросу. На Дальнем Востоке, конечно, очень активно развиваются сейчас транспортная отрасль, сопутствующая логистическая сфера. Соответственно, можно говорить о рекордных объемах вывоза контейнеров с портов Приморского края. Если сравнивать динамику, это примерно на четверть больше объема, чем год назад, в январе-феврале. И вот такой интенсивный вывоз контейнеров, скопившихся в конце 2022 – начале 2023 года, позволил сейчас уже нормализовать ситуацию по загрузке портовых мощностей в Приморском крае. И, собственно, все это дополнительный всплеск, именно дополнительное развитие транспортной отрасли, в том числе новые инфраструктурные вложения.

– Очень много говорилось про узости Транссиба на Восточном полигоне, которые не дают, в общем-то, развиваться, и через какой-то период мы можем упереться в «потолок». Так ли это? Потому что, насколько я смотрю, у нас постоянно строятся какие-то новые терминалы, сухие порты. Возможно, там тоже строительство идет, уже какие-то конкретные сроки известны?

– Используются разные решения. Возвращаясь к вывозу контейнеров из портов в западном направлении, в том числе по Транссибу: были приняты решения об увеличении количества контейнерных поездов, также контейнеры стали возить в полувагонах. Вот такие тактические приемы тоже позволяют соответствующим образом улучшать ситуацию. Но, естественно, речь идет параллельно и об инфраструктурных вложениях. Если в целом говорить о динамике в части железнодорожных перевозок, то она тоже достаточно активная. Получается у нас порядка четверти (плюс 25%) прирост к году по двум первым месяцам – январь, февраль 2023 года к 2022-му. Также с учетом снятия антиковидных ограничений со стороны Китая достаточно сильно возросли перевозки через железнодорожные пункты пропуска. Классический наш пример: Гродеково – Суйфэньхэ. Там рост за январь-февраль составил плюс 17% к предыдущему году, и увеличился как экспорт, так и импорт.

В части экспорта можно назвать: металлические руды, экспорт которых вырос к году в два с половиной раза; зерно – соответственно, в 13 раз объемы возросли. В части импорта возросли поставки строительных материалов.

– То есть с логистикой у нас все относительно хорошо. А что сейчас на Дальнем Востоке с потреблением? Потому что я тоже пробежался по этому докладу и пришел к выводу, что, в отличие от России, с потреблением у нас не все так отлично.

– Действительно, структура потребления на Дальнем Востоке несколько отличается от среднероссийской. Можно привести два примера. Первый – это, опять же, рынок автомобилей, второй – это рынок непродовольственных товаров. В случае автомобильного рынка что можно увидеть по динамике, если сравнивать общероссийскую за последний год и нашу, дальневосточную. В России примерно в марте-апреле 2022 года и далее в течение 2022 года достаточно активно снизились продажи автомобилей. Связано это с тем, что в основном потребительский спрос там предъявляется на новые автомобили из автосалона. У нас ситуация немножко другая. У нас потребитель привык к подержанным автомобилям азиатских брендов. Соответственно, провала в продажах или просадки продаж в 2022 году мы не видели, мы даже видели некоторый рост продаж. С чем это было связано? В том числе с временным укреплением рубля, как мы помним, к середине и в начале второй половины 2022 года. И одновременно с этим подействовал еще один внешний фактор – это ослабление курса японской иены по отношению к другим мировым валютам. Если возвращаться ко второму примеру, с непродовольственной розницей, то можно посмотреть на такой сегмент, как одежда и обувь. В центральных и западных регионах России мы видим достаточно активную на тот момент, год назад, приверженность к европейским брендам, которая на Дальнем Востоке не проявлялась. И тот же эффект некоторого снижения объемов потребления в силу отсутствия поставок из-за ухода европейских брендов из России привел к тому, что была просадка в продажах весной 2022 года и постепенное восстановление другими торговыми марками в течение 2022 года. А если говорить о рынке на Дальнем Востоке, этой просадки не наблюдалось, потому что европейские марки у нас были представлены гораздо менее активно, и, соответственно, мы оставались примерно на том же уровне. Можно даже сказать, что непродовольственное потребление у нас в последнее время, в конце 2022 – начале 2023 года даже немножко начало снижаться.

– Почему?

– Здесь можно, наверное, смотреть тоже на данные нашего мониторинга, в рамках которого мы проводим опросы предприятий разных сегментов. Здесь показательным также является пример не только непродовольственного сектора, но и продуктовых товаров, ретейлеров продуктовой продукции. По их оценкам, сохраняется порядок поведения потребителя, который даже получил новое название. Он так и называется: «Новый экономный потребитель». В чем смысл? Смысл в том, что он старается сохранить качество потребления, но, имея достаточно ограниченный бюджет, немного урезает его количество.

И если говорить о тенденциях, которые следуют, опять же, из опроса, проведенного Банком России, то, по сообщениям ретейлеров продуктовой розницы, в ближайшее время по текущей ситуации и по ожиданиям наблюдается даже некоторое возможное дальнейшее сокращение потребления. С другой стороны, те же оценки ожидания говорят, что ожидается рост в услугах.

– А почему у нас будет рост в услугах?

– Вот здесь можно акцентировать внимание на развитии предприятий общественного питания. Также коммуницируя с данным сектором, мы видим, что увеличивается частота посещения соответствующих заведений общепита, увеличивается средний чек. Кроме того, есть достаточно интересная новая тенденция, которая активно проявилась в нескольких регионах Дальнего Востока. Это существенный рост заказов готовой еды с доставкой. Рост год к году в среднем по той выборке предприятий, которые нам сообщают эту информацию, составил порядка 30%, а в отдельных случаях рост доли соответствующих продаж достигал даже 70%.

– Давайте сосредоточимся на Приморье. Какие тенденции у нас можно отметить? Что у нас со сферой кредитования?

– Если говорить о корпоративном кредитовании в Приморском крае, то, соответственно, в феврале можно было заметить некоторое замедление роста. Анализируя факторы, мы выделяем, во-первых, некоторую сезонность в бизнес-активности; во-вторых, известно, что, соответственно, были достаточно крупные гашения кредитов со стороны торговых предприятий в этот период. С другой стороны, опираясь на оперативные сведения о кредитных организациях в части текущих тенденций, и в феврале, и в марте кредитные организации подчеркивали, что спрос со стороны бизнеса на кредиты остается стабильным.

В потребительском кредитовании можно отметить, что январь и февраль – это был период такого умеренного роста. А вот в марте потребительское кредитование ускорилось и, соответственно, приблизилось примерно к средним ежемесячным темпам 2021 года.

– А что с ипотекой?

– Кстати, примерно те же тенденции. В марте тоже произошло ускорение, сопоставимое по тенденциям со средними ежемесячными значениями 2021 года. Можно сказать, что здесь лидером продолжает являться в целом дальневосточная ипотека. С другой стороны, по оперативным сведениям за апрель, со стороны кредитных организаций в некоторых региональных банках наблюдается тенденция смещения лидера. То есть уже теперь семейная ипотека по объему выдач оказывается на первом месте.

– А что со сбережениями?

– Рублевые остатки, я бы так сказал, умеренно растут. В принципе, это подтверждает то, что называется сберегательной моделью поведения населения. Тут уже был вопрос про сдержанное потребление. Действительно, в условиях неопределенности, которая все-таки в той или иной степени пока присутствует в экономике, потребитель предпочитает несколько больше сберегать, несколько меньше тратить. Кроме того, нужно отметить такой фактор, как достаточно привлекательные ставки и по вкладам, и по текущим сберегательным счетам для населения. Они, возможно, дополнительно стимулируют сбережения.

– Перейдем в реальный сектор. Что у нас здесь, что у нас с инвестициями, со строительством – из основного?

– Если обратиться к данным Росстата, то инвестиции в основной капитал в Приморском крае в 2022 году были на 13% больше, чем в 2021-м. Ориентируясь, опять же, на опросы мониторинга предприятий, можно сказать, что тенденция такого увеличения инвестиций тоже прослеживается. Есть ожидания, что эти инвестиции будут увеличиваться. Более того, можно отметить приоритетные отрасли – это обрабатывающая промышленность и энергетика.

Что касается строительства, можно посмотреть, к примеру, февральские данные по статистике. Опять же, оценивая рост год к году, в Приморском крае увеличение составило порядка 19%. Это существенно больше, чем изменения в России – там плюс 8,6%. Более чем в два раза быстрее растем, в основном за счет жилищного строительства. С точки зрения оценки застройщиками ожиданий в части спроса – это ожидания достаточно позитивные: и текущие, и на три месяца вперед, в том числе благодаря, возможно, смягчению условий семейной ипотеки.

– А что с остальной промышленностью?

– Если смотреть на объемы промышленного производства, то у нас пока в годовом выражении продолжается некоторое сокращение. Связано это с действием отдельных разовых факторов, более того, связано с производственными циклами – достаточно длительными в отдельных отраслях. Например, крупная сдача производственного объекта год назад, соответственно, повышает базу оценки текущего года. И если такой же крупный проект на Дальнем Востоке не реализуется, то общие показатели по отрасли либо сопоставимые, либо чуть ниже, но это не всегда показатель.

Если мы говорим о текущих тенденциях с точки зрения оценки нашими респондентами, то они тоже, скорее, немного ухудшились по сравнению с тем, что мы получали по информации месяц назад. С другой стороны, улучшились ожидания – и по спросу, и по объемам выпуска. В силу складывающейся положительной экономической конъюнктуры предприятия предполагают, что и проблем со стороны предложения, со стороны производства, и издержек у них будет меньше со временем. И спрос, соответственно, тоже будет благоприятствовать тому, чтобы объемы производства можно было увеличивать.

– В Приморье картина с импортозамещением как-то отличается от дальневосточной? Или у нас примерно такие же тренды?

– Я бы сказал, что у нас в целом по Дальнему Востоку порядка 60% предприятий так или иначе испытывают связку с импортным оборудованием, импортными комплектующими или импортируемым сырьем. То есть их производственные, технологические циклы привязаны к этим процессам, во всяком случае, были привязаны прежде. Я бы сказал, что здесь даже больше не региональная, а отраслевая привязка более актуальна. Именно добывающая и обрабатывающая промышленность в большей степени была связана с относительно дорогостоящим импортным оборудованием. Сейчас предприятия очень активно ищут, как я уже говорил, способы замены. В некоторых случаях предприятия решаются самостоятельно даже производить некоторое сырье для собственного производственного цикла, находят такие способы. Некоторые предприятия берутся самостоятельно обслуживать имеющееся у них импортное оборудование. Иногда даже пытаются такие услуги предоставлять по аналогичному оборудованию другим предприятиям. В общем, бизнес активно ищет способы импортозамещения в разных формах.

– И последний вопрос: что у нас с инфляцией? Какие у нас инфляционные ожидания на Дальнем Востоке?

– Если смотреть на Дальний Восток, то годовая инфляция в марте замедлилась до уровня 4,5 процентов. В феврале было почти 11 процентов в годовом выражении.

Сопоставляя с общероссийскими тенденциями, в феврале в России годовая инфляция тоже была порядка 11%, сейчас 3,5%. В Приморском крае фактически такая же – 3,6%, и была 10,6%. Цифры немного отличаются, но на самом деле порядок примерно один. Такое резкое изменение уровня годовой инфляции естественным образом объясняется эффектом базы. В чем он состоит? В том, что сейчас из наблюдений годовой давности начинают выходить периоды (как раз февраль–март), связанные с резким изменением ситуации в марте прошлого года: и с курсом (мы помним, что тогда было временное ослабление курса рубля), и с поставками, когда были перебои с предложением отдельных товаров, связанные с отказом импортеров их поставлять. И вот тот резкий всплеск, который был в ценах отдельных продуктов в прошлом году, сейчас вышел из наблюдений. Соответственно, мы видим, что текущие тенденции, которые отражаются годовым показателем инфляции в том числе, фактически говорят об относительно умеренном изменении.

Какими факторами это объясняется, может быть, на примере Приморского края? Можно назвать два таких основных фактора. В части продовольственной составляющей можно отметить, что в текущем году достаточно активно развивается производство тепличных овощей. Кроме того, урожай прошлого года по овощам был хорошим, и его удалось сохранить до весны. И в этом смысле объемы предложения достаточны для того, чтобы цены не росли даже при активном спросе. Опять же, антиковидные ограничения, отмененные в Китае, привели к большему потоку импорта овощей. И в этом смысле все это повлияло на уровень продовольственной инфляции – он тоже достаточно серьезно снизился. В Приморье прирост соответствующих цен в годовом выражении составил в марте 4%.

Если говорить о непродовольственной рознице, то в частном случае в сегменте бытовой техники в марте даже отмечено некоторое снижение цен.

– Потому что склады затоварены?

– Разные причины, но в том числе есть эффекты, действительно связанные с тем, что возникали некоторые товарные запасы на предыдущем этапе. С другой стороны, ситуация по валютному курсу достаточно стабилизировалась. Естественно, ретейлеры и представители оптовых компаний, импортеры в том числе, очень активно отслеживают изменения всех тенденций, которые могут так или иначе повлиять на их бизнес. И в этом смысле, конечно, достаточно активно учитывают соответствующие факторы.

Возвращаясь к инфляции: мы в рамках реализации денежно-кредитной политики Банка России формируем прогноз. По общероссийском прогнозу можно сказать, что годовая инфляция в 2023 году составит от 4,5 до 6,5 процентов, соответственно, вернется к 4% в 2024 году и будет находиться вблизи 5% в дальнейшем. Но я бы еще хотел отметить, что такой подход к прогнозированию, подход к принятию решений, в том числе в области денежно кредитной политики, конечно, должен быть комплексным и не останавливаться только на анализе статистических данных. Нам очень помогает участие предприятий практически всех сфер деятельности в нашем мониторинге. Тот доклад, который формируется Банком России, «Региональная экономика: комментарии главных управлений», опирается и на комплексное видение статистической информации, и на использование наших прогнозных моделей, и на использование тех оперативных данных, которые мы получаем с помощью мониторинга. Все это повышает и качество принятия решений, и прозрачность принимаемых решений для общества, для бизнеса.

Еще больше новостей в телеграме РБК Приморье. Подписывайтесь.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 08:15
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 08:15
Все новости Приморье
На БКЛ увеличили интервал движения из-за человека на путях Город, 08:19
Четыре страны направили войска в Бенин из-за попытки переворота Политика, 08:15
«Это целый мир кризисов»: насколько все плохо у BMW, VW и Mercedes-BenzПодписка на РБК, 08:10
Экология без компромиссов: как НЛМК полностью исключил влияние на реку Тренды, 08:07
ИИ перестали считать способом сокращения расходов на зарплаты Технологии и медиа, 08:00
Как выглядит дом в Москве, где мелодию для домофона придумал композитор РБК и TATE, 08:00
Ночью дроны сбили над Московским регионом и еще 10 областями Политика, 07:51
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Экс-главу Приморского экологического оператора будут судить за растрату Приморье, 07:50 
От лечения к контролю: почему женщины после 45 — драйверы фармрынка Отрасли, 07:44
Стала известна дата заседания Совбеза ООН по Украине Политика, 07:39
Банки нашли способ снизить концентрацию на крупных заемщикахПодписка на РБК, 07:31
Какие перспективы у российского фондового рынка Отрасли, 07:30
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 07:28
Клубные дома на берегу Москвы-реки: жилой квартал City Bay РБК и City Bay, 07:25