Перейти к основному контенту
Приморье⁠,

Морская контрабанда: как таможня Владивостока находит нелегальные грузы

Начальник Владивостокской таможни рассказал, куда уходит импортный конфискат
Что моряки прячут в каютах, зачем таможеннику физическая защита СОБРа, и как получить свой груз всего за 2 часа
Фото: РБК Приморье
Фото: РБК Приморье

Владивостокская таможня за прошлый год возбудила около 3 тыс. дел об административных правонарушениях. Ошибки при заполнении деклараций и нарушение сроков временного хранения часто становятся поводом для изъятия товаров. Регулярно таможенники сталкиваются и с умышленным сокрытием грузов. Как инспекторы пресекают поставки контрабанды в Приморье, рассказал начальник Владивостокской таможни Павел Мандриков.

– Павел, расскажите про недавний случай: Владивостокская таможня изъяла и передала российским военным больше 10 тыс. бронежилетов.

– Cитуация развернулась таким образом, что по истечении срока временного хранения таможенный орган принял решение об изъятии товара в рамках дела об административном правонарушении, по результатам которого судом было принято решение о конфискации товара и передаче Министерству обороны. И вот в январе 2025 года произошла порядка 15,5 тыс. жилетов и порядка 19 тыс. бронепластин к ним.

Видео: РБК Приморье

– По срокам хранения – это частное нарушение?

– Это достаточно частное нарушение. На самом деле оно возникает по различным причинам: либо у участника ВЭД, который возит товар, не хватает денег, либо ему не хватает времени оформить какие-то разрешительные документы. Но чтобы вы понимали: сроки временного хранения составляют четыре месяца, то есть, в принципе, достаточный срок для того, чтобы предоставить документы, оплату и сведения, необходимые для выпуска товара.

– С какими еще нарушениями сталкивается Владивостокская таможня? В каких случаях вы изымаете грузы и в каких объемах?

– Владивостокская таможня ежедневно осуществляет контроль перемещаемых товаров. Только за 2024 год было возбуждено около 3 тыс. дел об административных правонарушениях и порядка 111 случаев было, по которым суд принял решение о конфискации товара. Также и в рамках уголовных дел товары изымаются, если говорить в абсолютных цифрах, то из 34 уголовных дел, которые возбудила Владивостокская таможня, по 7 судом было принято решение о конфискации.

– Что это за товары? Можно их классифицировать или все случаи разные?

– Товары различные, но как правило, предметами административных и уголовных дел являются алкоголь, сигареты, товары, которые не задекларированы в установленном порядке, перемещены с нарушением таможенных правил, либо с использованием тайников. Это так называемая контрабанда, это различная номенклатура, как говорится – от бинта до ваты.

– Как вы проверяете? Это же проверка судна? По каким критериям?

– Это не только суда. Но если брать эту категорию, то здесь федеральная таможенная служба использует систему управления рисками. Мы анализируем все рисковые ситуации, которые впоследствии приводят к необходимости выйти на борт судна, либо оформить судно документально.

– Например, какие риски?

– Это служебная информация, я не буду ее раскрывать.

– Ну хорошо.

– Но если все-таки в практическую плоскость переходить, то при фактическом выходе наряда на борт судна капитану дается возможность представить документы, заявить о всех товарах, которые указаны в товаросопроводительных документах, после этого у таможенного органа есть возможность проверить эти сведения, чем наряд и занимается. А после завершения документального контроля выдвигается уже досмотровая группа, которая либо при наличии информации от оперативных подразделений, либо по своим собственным наблюдениям производит вскрытие каких-то полостей и закрытых помещений судна. Так и выявляем различные незадекларированные партии товаров.

– То есть это прямо контрабанда?

– Это прямо контрабанда. Если это не заявлено в товаросопроводительных документах сразу, то это – контрабанда.

– Откуда она к нам попадает? Откуда ее везут и кто?

– Наши основные страны-контрагенты – это Япония, Китай, Корея, а если брать контейнеры, то это, в принципе, весь земной шаг. Транзитными поставками грузы приходят практически из любых стран, конечно, исключая те, которые сейчас попали в список недружественных.

– И это везут моряки?

– Моряки являются средством доставки. Если мы говорим о контрабанде, которую прячут на борту судна, то да – это, как правило, члены экипажа морского судна.

– Что им грозит? Есть административная ответственность, есть уголовная. Какое минимальное и максимальное наказание?

– Ну, скажем так: Кодекс об административных правонарушениях в рамках действия контроля таможенных правил включает 24 статьи. Основные наши рабочие статьи – это незаконное перемещение грузов, перемещение грузов с сокрытием и товары, ввоз которых на территорию Российской Федерации запрещен. Вот три основных статьи, которые используются. Если мы берем Уголовный кодекс, то это 194 статья УК РФ и 1 ч. 226 статьи – это контрабанда.

– Но что это? Колония строгого режима?

– Нет, в разных случаях, исходя из стоимости предмета нарушения, принимаются решения о наложении штрафа, некоторые статьи подразумевают санкции в виде конфискации товара, и на этапе возбуждения дел об административном правонарушении мы применяем такую меру как арест или изъятие.

– Насколько сложно работать во Владивостокской таможне? Вы до этого работали на Камчатке, в Хабаровске, и сейчас – Владивосток.

– Модель работы в таможенных органах везде одинаковая, но подходы, безусловно, индивидуальные – с учетом видов транспорта, объемов грузов. Если говорить о сложности, то мы здесь сталкиваемся только с большим объемом перемещаемых грузов и, с учетом требований к срокам совершения таможенных операций, упираемся именно в соблюдение сроков. Но, как правило, таможенные органы их соблюдают, и сложность заключается только в объемах.

– Насколько сложно или может быть просто вам работать с грузоперевозчиками, с бизнесом?

– Как правило, все достаточно законопослушные – и участники внешнеэкономической деятельности, и перевозчики. Мы конструктивно взаимодействуем во всех плоскостях, будь то доведение информации о новеллах таможенного законодательства или взаимодействие по порядку обмена информацией. Все достаточно легко и конструктивно. Для информации: в 2024 году во Владивостокской таможне осуществляли деятельность 20808 участников внешнеэкономической деятельности.

– Это очень большой объем.

– Да, это большой объем. Мы отработали порядка 470 тыс. таможенных деклараций. Сумма таможенных платежей, которую Владивостокская таможня принесла в бюджет Российской Федерации составляет порядка 1 трлн 120 млрд руб.

– Нарушения, ошибки в оформлении таможенной декларации могут стать причиной изъятия товара?

– Безусловно, если санкция статьи предусматривает конфискацию. Вообще изъятие – это мера обеспечения по делу об административном правонарушении, такая же, как и арест. Эта мера применяется в отношении товара, который попал под изучение в рамках административного дела. Его изымают для проведения таможенной экспертизы – для определения технических характеристик, таможенной стоимости на рынке, чтобы принять решение о сумме административного штрафа.

– Как декларанту избежать изъятия своего товара, какие требования необходимо соблюсти?

– Я надеюсь, это не будет звучать, как прямая рекомендация, но все-таки хочу заметить, что те участники внешнеэкономической деятельности, которые работают длительное время, как правило, в своем штате имеют специалистов по таможенному оформлению. Эти люди достаточно подготовлены и знают все таможенные правила, нюансы, как о запретах и ограничениях, так и о порядке декларирования отдельных товаров. И с этими людьми вопросов никаких не возникает. А если брать участника ВЭД, который только собирается заняться внешнеэкономической деятельностью, то все-таки мои рекомендации – обращаться к квалифицированным специалистам, это таможенные представители, их реестр ведет Федеральная таможенная служба. Это специально обученные люди в области декларирования товаров и грузов, перемещаемых как на импорт, так и на экспорт, как на ввоз, так и на вывоз. Для того, чтобы не попасть в неприятную историю, связанную с арестом или изъятием, необходимо обращаться к специалистам.

– Может бизнесмен, компания вернуть изъятый груз?

– Безусловно. Санкция статьи, как правило, предусматривает административное наказание в виде штрафа либо конфискацию, а о возможности возврата груза принимает решение суд.

– Но, в принципе, это возможно?

– Да, как правило, решение суда выражается либо в наложении административного штрафа и возврата товара законному владельцу после совершения необходимых операций по его декларированию, либо конфискацию, что мы уже реализуем.

– Что потом происходит с конфискованным товаром? С бронежилетами понятно назначение, здесь вопросов нет, а с остальным?

– Бывают различные варианты решения в отношении товаров. Если берем алкоголь, то он передается в Росалкогольрегулирование, и, если товар не имеет акцизных марок, не изучался в рамках действующих технических регламентов, он уничтожается. Сигареты, алкоголь уничтожаются. Если это товары, которые возможно использовать в дальнейшем, то они передаются в уполномоченный орган, который дальше распоряжаются ими по назначению.

– А если это контрафактная одежда?

– Уничтожается.

– Какой самый запоминающийся случай проведения операции изъятия, конфискации был в вашей практике? Что это было?

– Это было в начале карьеры, когда я, будучи инспектором, досматривал каюту капитана и обнаружил в тайнике незадекларированные 30 тыс. долларов. Мы провели необходимые административные процедуры, прибыло должностное лицо дознания, переписали каждую купюру. И это явилось предметом уголовного дела. Это было первое яркое впечатление, которое я испытал: когда ты понимаешь, что результаты твоей работы осязаемы и ощутимы.

– У таможенников очень опасная работа. Вы согласны?

– Был у меня и такой случай. Я был направлен своим руководителем в группу оформления физлиц, очень длительное время оформлял автомобили. И была ситуация, когда мне для декларирования предъявили пакет документов, который содержал certificate of origin – это документ, который выдает японская таможня о том, что машина покинула территорию Японии с целью экспорта. Вопрос был в пограничных годах: машина от года до трех лет или от трех до пяти и старше облагается разными таможенными ставками пошлины. И когда мне представили пакет документов, я невооруженным глазом увидел, что сведения о годе выпуска автомобиля были исправлены. Я принял решение о назначении таможенной экспертизы, это для меня был первый случай экспертизы документов. Хозяин автомобиля воспринял это не очень правильно: он собрал группу товарищей, которые, в присутствии службы охраны морвокзала на Камчатке, разрабатывали план, как со мной расправиться. Мной было принято решение о вызове СОБРа, который тогда еще был в структуре Камчатской таможни, и я попросил физической защиты. Это про опасность моей профессии. Но в дальнейшем больше таких ситуаций не возникало. А в результате экспертизы, – это был достаточно интересный труд, порядка 20 листов, в разных проекциях и светофильтрах сделали анализ внесенных в паспорт изменений, – и я оказался прав, мы благополучно довзыскали причитающиеся таможенные платежи, а в отношении лица возбудили административное производство.

– Вы больше 20 лет служите в таможне. Насколько она изменилась, насколько более цивилизованным стал процесс перемещения и декларирования грузов не только со стороны таможенных органов, но и со стороны декларантов?

– Вообще, таможенная служба она очень многое сделала для того, чтобы упростить процедуру декларирования для участников внешнеэкономической деятельности. Если просто сказать, что с 2002 года таможня изменилась, это – ничего не сказать, таможня поменялась кардинально. Мы сейчас идем в рамках стратегии развития таможенной службы до 2030 года, которая включает в себя в том числе применение искусственного интеллекта. Таможня двигается большими шагами к этому. Если вернуться в историю, а потом к настоящему моменту, то упростилось все. Упростилась процедура подачи декларации. Раньше декларация подавалась на бумаге, ее проверяли по 5 этапам, на бумажном экземпляре декларации в трех экземплярах ставились отметки. Это был длительный трудоемкий процесс. Сейчас, если товар не попадает под риск заявления недостоверных сведений в декларации, то срок выпуска составляет 4 часа, то есть средний срок [выпуска] безрисковых деклараций за 2024 год достиг 2 часов по экспортному направлению и где-то 2 ч. 50 мин. по импортному.

– Это очень хороший показатель. Есть еще к чему устремиться?

– Мы стремимся как автоматизировать процессы, так и оптимизировать. Сейчас по поручению президента на автомобильных пунктах пропуска срок контроля одного транспортного средства доводится до 10 мин., и это достаточно быстрый срок. Мы в свою очередь на своем виде транспорта – морском – тоже стараемся минимизировать все вопросы, связанные с затягиванием сроков совершения операций, делать все максимально быстро и комфортно для участников ВЭД.

Еще больше новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь. 

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 23:21
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 23:21
Все новости Приморье
Дрон атаковал машину председателя избиркома Белгородской области Политика, 23:41
Почему к косметическим процедурам стоит добавить биотехнологии РБК и КИТ МЕД, 23:30
Большой театр анонсировал старт продаж на январские показы «Щелкунчика» Общество, 23:24
The Altantic рассказал о странном исчезновении борца с супер-ИИ в США Технологии и медиа, 23:21
Трамп исполнил свой танец на жеребьевке ЧМ по футболу Спорт, 23:10
Россия и Иран: история сотрудничества РБК и РЭЦ, 23:00
Politico узнало, что Венгрия оставила ЕС без «плана Б» по активам России Политика, 22:54
Как располагать к себе людей
Интенсив о харизме
Узнать больше
Зеленский исключил Ермака из СНБО и своей ставки Политика, 22:52
Аэропорт Тамбова временно приостановил полеты Политика, 22:48
Что умеет видеоаналитика на производстве и в ретейле РБК х МТС Бизнес, 22:46
Bentley подтвердила отзыв кроссоверов Bentayga из-за перегрева батареи Общество, 22:41
Умер архитектор Фрэнк Гери Общество, 22:30
Почему Египет импортирует продукты питания РБК и РЭЦ, 22:23
Какие сборные вышли на чемпионат мира по футболу 2026 года Спорт, 22:19