В три раза могут вырасти доходы бюджета Владивостока от наружной рекламы
Мэрия Владивостока пересмотрела тарифы на размещение наружной рекламы. Эти требования применяются только к вновь заключенным договорам – по действующим соглашениям цены не изменились. Но, когда бизнес перейдет на новый прайс, поступления в бюджет вырастут в 3,1 раза. О том, почему городские власти поменяли «правила игры», как борется город с визуальным шумом, и когда вывески на фасадах зданий будут писать на русском языке, в интервью РБК Приморье рассказала заместитель главы администрации дальневосточной столицы Екатерина Сиволовская.
– Какое событие в сфере наружной рекламы Владивостока вы можете назвать знаковым в уходящем году?
– Я бы отметила два события. Первое – это изменение тарифов на размещение рекламных конструкций. По разным причинам в течение десяти лет они не пересматривались. Изменялись только на размер ежегодной индексации. Однако плановое повышение не проводилось в пандемию (2020-2021 годы) и в связи с мораторием в 2022 году.
Жители и гости Владивостока видят, как изменился облик города, а вместе с ним и способы демонстрации рекламы – появились цифровые носители. И, понятно, что есть несоответствие между доходами, которые получают от размещения рекламы предприниматели, и платой в бюджет города по договорам. В связи с этим мы провели работу: заказали экономическое обоснование, тщательно изучили рынок и подготовили предложения по пересмотру тарифов.
Изменения произошли по двум направлениям. Первое, мы увеличили размер коэффициента, который регулирует территориальное размещение. Он был откорректирован согласно постановлению, определяющему границы гостевого маршрута, а также места массового скопления людей. Это то, что пользуется повышенным спросом у рекламного бизнеса. Второе – введен новый поправочный коэффициент К3, принятый в размере 3,1. Он учитывает способ демонстрации рекламы.
– А второе событие?
– Это реализация второго этапа концепции наружной рекламы во Владивостоке. Не скрою, в этом направлении у бизнеса и у администрации немного разные цели. Для владельцев конструкций важно количество поверхностей, на которых они могут разместить рекламу. А для мэрии в приоритете открытые виды на море, чистые гостевые маршруты, свободный пешеходный трафик, безопасность автомобильного движения. Поэтому нам и необходима была концепция, которая закрепила бы этот подход – максимально очистить город от визуального шума.
На рынке активно идет цифровизация – бизнес заинтересован в этом, так как это совсем другие доходы. Мы со своей стороны понимаем этот тренд. Но в то же время важно, чтобы в городе не сформировался такой сплошной медиафасад, который станет не украшением, а, наоборот, испортит внешний вид улиц. Поэтому и родилась эта концепция. Она позволяет бизнесу установить цифровой способ демонстрации на существующих объектах и сократить количество статичных конструкций.
– Сколько денег сегодня поступает в бюджет города от размещения наружной рекламы? И сколько дополнительно получит бюджет после пересмотра тарифов?
– Здесь очень важный момент – тарифы уже утверждены, они действуют. Однако применить их мы можем только в отношении новых договоров. Например, если появляется новое место в схеме, отдельно стоящая конструкция, то с ее владельцем, по итогам проведенного аукциона, уже заключат договор с учетом корректировки тарифов.
Все, что касается действующих договоров, то здесь применяются прежние тарифы, условия мы не меняем. Однако, уже сейчас часть предпринимателей, владельцев рекламных конструкций перезаключили договоры, несмотря на то, что они еще действовали. Это было обоюдным решением, у бизнеса есть понимание рынка и общих целей. Соответственно такое добровольное перезаключение соглашений повысит доходность городского бюджета на 10 млн руб. в год.
Если говорить в целом, то когда весь рынок перейдет на новые тарифы, то объем поступлений увеличится в 3,1 раза. Отмечу, что с начала этого года (по старым расценкам) в бюджет города уже поступило 30 млн руб.
– А сколько вообще на сегодняшний день договоров заключено по наружной рекламе?
– На текущий момент, согласно этой концепции, 60 конструкций, которые уже стояли, стали цифровыми. Всего положительное решение принято в отношении 78 конструкций, то есть еще 18 в ближайшее время поменяют формат. И 105 отдельно стоящих объектов были демонтированы. Преимущественно на гостевом маршруте. И мы очень радуемся этому результату – важно, что бизнес принял эту концепцию положительно, процесс идет активно. Я уверена, что во второй половине 2026 года мы увидим итоговый результат. Цифровые конструкции более гармонично впишутся в облик города.
– Сколько незаконных рекламных конструкция демонтировали муниципальные службы в этот году, и какие районы были в приоритете?
– Выявление таких объектов происходит по четко отработанной схеме. Этим занимается управление наружной рекламы. За каждым районом города закреплен инспектор, который владеет всей информацией и отслеживает изменения. Не менее трех выездов в неделю осуществляет каждый специалист. И, как только выявляют незаконные рекламные конструкции, составляют соответствующие акты и подают на комиссию по демонтажу. Если конструкция признается незаконной, принимается положительное решение о ее ликвидации. Сначала владельцу объекта направляют предписание на устранение. Если же эта обязанность самостоятельно не исполняется, то за работу берутся специалисты муниципального учреждения «Содержание городских территорий». Еще одним способом получения информации о незаконных рекламных объектах могут быть обращения жителей Владивостока или организаций и ведомств. Все они оперативно отрабатываются.
По состоянию на 1 декабря этого года, в городе демонтировали 445 рекламных конструкций и вывесок. Из них 163 ликвидировали сами предприниматели. Остальные 282 – муниципальное учреждение. Работу проводят, как правило, в ночное время, чтобы не затруднять дорожное движение. Приоритетными районами являются гостевой маршрут и центр города.
– Существует ли единый регламент для цифровой рекламы, чтобы она не мешала жителям, например, по яркости, по времени работы?
– Такое постановление уже есть, оно регулирует размещение рекламы на цифровых носителях. Так, муниципальный правовой акт (МПА) определяет время работы – с 7 до 23 часов. Если вы обратите внимание, то ночью цифровые рекламные панели не работают. Также эти конструкции обеспечены датчиками, которые реагируют на время суток. С наступлением темноты яркость панелей автоматически снижается.
– Когда вывески на иностранных языках будут менять на русские? Как вообще это контролируется, что допустимо здесь, а что нет?
– Этот вопрос часто поступает в администрацию от горожан. Действительно, такая норма начнет действовать с 1 марта 2026 года – ее внесли в закон о защите прав потребителей. Поправки устанавливают требования к информации, предназначенной для публичного ознакомления. Сюда законом отнесены сведения, не являющиеся рекламой, которые предприниматель при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания размещает в общедоступных местах, например, с помощью вывесок, надписей, указателей, табличек. По новым правилам такая информация должна быть на русском языке.
Однако закон не запрещает использование и любого иностранного языка при условии дублирования на русском – в равнозначном объеме, шрифте и размере. Если название компании на английском языке, то соответственно здесь же в таком же шрифте, в таком же цвете должен быть дубляж на русском. Если же это зарегистрированная торговая марка, то допускается публикация только на иностранном языке. Таким образом, вывески на любом иностранном языке, если это не фирменное наименование организации или товарный знак, знак обслуживания, могут располагаться только при условии размещения аналогичной информации на русском языке.
Эта норма касается только тех вывесок, которые будут размещать в городе после 1 марта 2026 года. Управление наружной рекламы согласовывает вывески, утверждает их дизайн-проект и отслеживает, чтобы они отвечали требованиям МПА в сфере благоустройства. Здесь важно отметить, что те вывески, которые были утверждены мэрией до вступления в силу поправок, считаются законными.