Дизайнерский рубль: сколько можно заработать на редких деньгах
В этом году в России проводили народное голосование за символы для новой банкноты 500 руб. – его итоги намеревались подвести 14 октября, однако конкурс был отменен из-за «накруток». Процедуру проведут повторно. Помимо этого, до конца года ЦБ планирует представить новый дизайн купюры номиналом 1 тыс. руб., а до 2028-го – модернизировать банкноты 10 и 50 руб. Профессиональный нумизмат, член общества коллекционеров Вячеслав Мясников рассказал РБК Приморье, для чего меняют внешний вид денег и как дизайн влияет на их ценность. Наиболее редкие банкноты и монеты на мировом рынке продаются за миллионы долларов и десятки миллионов рублей.
– Голосование за символы для новой 500-рублевой банкноты обернулось скандалом, но подобное происходит не впервые. В 2023 году православная церковь высказала претензии по поводу дизайна купюры номиналом 1 тыс. руб. Банк России даже остановил выпуск этих денег. Почему вообще нужно проводить такое народное голосование? Кому это нужно?
– На самом деле, эта практика существует не только в рамках нашей страны. Помимо России подобную практику реализуют Новая Зеландия, Австралия, Великобритания и многие другие страны. Это важный инструмент Центрального банка по некоторым причинам. Во-первых, это большой инфоповод для того, чтобы проинформировать население о том, что происходит изменение денежных знаков, осуществить такой пиар и [обеспечить] раннее принятие изменения денежных знаков среди населения. То есть повысить лояльность. Люди в силу особенностей нашей истории очень радикально, иногда с опаской, относятся к изменению денежных знаков.
– К любым изменениям…
– Да, к любым изменениям в общем и к изменениям денежных знаков в частности. Потому что у нас с 1947 по 1998 год произошло четыре деноминации, и, как правило, изменение денежных знаков не предвещает ничего хорошего в странах – вот и сформировался такой паттерн. Поэтому Центробанк проводит мягкую политику информирования населения об изменениях и демократизации процесса: это не мы сделали новую купюру, а народ ее выбрал. В том числе голосование за символы денежных знаков служит для Центрального Банка таким маркером о потребности населения – что именно люди хотели бы видеть на своих денежных знаках, какие символы, какие достопримечательности.
[Для ЦБ важно] доносить населению, что изменение дизайна денежных знаков – это такой плавный, постепенный переход, а не превращение бумажных денежных знаков в фантики, которые сегодня одни, а завтра другие. Все-таки бумага, как денежный знак, существует относительно недавно – порядка 150 лет, – и население очень тяжело переходило на бумажные денежные знаки. Сейчас в обществе все еще сохраняется, особенно в силу изменений, некоторое недоверие к бумажным денежным знакам за счет их фактической необеспеченности ничем. И Центральный банк, управляя посредством ключевой ставки, например, и посредством денежных знаков, вызывает у населения те или иные паттерны к накоплению либо трате. То есть, когда у населения меньше уверенности в денежной единице, оно начинает от нее активно избавляться, во что-то другое вкладывать, тем самым повышая обороты денежной массы, вызывая инфляцию и прочее. Соответственно, более стабильный переход между денежными знаками очень важен государству для минимизации подобных волнений.
– Коллекционерам интересны такие банкноты? В случае с купюрами номиналом 1 тыс. руб., выпуск которых Центробанк остановил, их можно где-то достать или их уничтожают там же, где печатают?
– Важно отметить, что это был не выпуск, а скорее пресс-релиз тысячной купюры, на котором просто показали образец дизайна, в котором они видят эту банкноту. Фактически, я думаю, массовое производство этих купюр на тот момент еще не было запущено, это были какие-то образцы денежных знаков, и массово они не поступили ни в хранилища банков, ни даже в складские, скажем так, запасы Банка России. Интерес они безусловно вызывают, потому что это – раритет, штучные экземпляры, которые достаточно сложно найти.
– А это вообще возможно?
– История показывает, что возможно. Но, как правило, подобные банкноты всплывают уже через десятки лет. У тех или иных сотрудников, причастных к производству, могли оказаться экспериментальные экземпляры, которые впоследствии стоят огромных денег – это миллионы рублей за каждый экземпляр. Но мы не можем предполагать, существует ли сейчас такое вообще в природе или нет. На аукционах на данный момент никаких прецедентов продаж подобных вещей нет.
– Как вообще выбирают дизайн денег? Почему, например, американский доллар «вечнозеленый», а рубли разноцветные?
– Выбор [внешнего вида] денег в России, в частности, происходит по нескольким параметрам. Во-первых, у нас купюры сильно отличаются по цвету – банкноты каждого номинала имеют особую цветовую палитру. Так сложилось исторически, в царской России все купюры разных номиналов были разного цвета: «трешки» были в царское время зеленые, «пятерки» – синие, «десятки» – красные. Для удобства, чтобы быстро распознавать нужную купюру. Плюс, Центральный банк при дизайне денежных знаков использует политику отображения на них культурных особенностей регионов, чтобы показать масштаб и географию нашей страны.
В том числе происходит как бы «стык» дизайна и той самой демократизации процессов: когда они располагают на банкноте определенный регион и проводят голосование, то тем самым сплачивают регион внутри. Для того, чтобы отстоять те символы, которые важны для региона, которые они хотели бы расположить [на банкнотах].
– Но не в тот раз.
– Вот тут [проявляется] противоположная сторона: у нас страна очень многонациональная, очень много различных конфессий, и любые выборы чего-либо будут сопряжены с разными мнениями, которые Центральному банку предстоит «подружить» прежде, чем выпустить в оборот новые купюры.
– А в других странах как это происходит? Самый интересный может быть дизайн денег, с которым вы знакомы?
– Я могу сказать, что мне больше всего нравятся денежные знаки Канады и Новой Зеландии. У них уже практически полностью произошел переход на полимерные купюры, то есть это не бумажные банкноты. У них тоже полностью демократический процесс выбора – не конечного дизайна из нескольких прототипов, а в том числе выбора того, что именно должно располагаться на той или иной банкноте. На примере Канады: они на 10-долларовой купюре примерно в 2020 году расположили – не могу назвать точно ФИО представительницы, но она отстаивала права и свободы граждан в середине XX века… Население само заявило: «Мы хотим видеть ее на банкноте». И эта банкнота даже получила мировую премию как самая красивая денежная единица, выпущенная в определенном году.
– А банкноты ценятся у нумизматов? Или все-таки больше монеты?
– Я могу сказать, что коллекционеров монет существенно больше. Это два направления коллекционирования: нумизматика – коллекционирование монет и бонистика – коллекционирование бумажных денежных знаков. Могу сказать, что сейчас коллекционеров банкнот, особенно банкнот разных стран мира, становится все больше, это становится популярно. Но нумизматика – наверное, одна из самых древних форм коллекционирования и самая массовая, самая распространенная. То есть количество коллекционеров монет в России существенно больше.
– Почему? Это связано с тем, что бумажные деньги сложнее хранить, они плохого качества?
– Интересный вопрос. Могу из своих предположений и ощущений того сообщества, с которым я общаюсь, сказать, что доверия к металлу у людей больше. К серебряным монетам, к золотым монетам, даже к медным монетам царской, например, России. Их проще хранить, у них более обоснованное ценообразование, которое в том числе имеет привязку к драгоценным металлам. Банкноты – это все-таки больше про эстетическое коллекционирование. Когда нравится история определенной страны, либо дизайн денежных знаков какого-то государства, и люди выбирают собирать бумажные денежные знаки этой страны.
– То есть монеты – это еще и инвестиция в драгоценные металлы?
– Да, многие монеты, которые содержат драгоценные металлы в разных пропорциях, они востребованы в том числе как инвестиция.
– Сколько можно заработать, если говорить о нумизматике не как о хобби, а как об инструменте инвестиций?
– Это очень сильно зависит, как и везде, от объема вложенных средств. Но могу сказать, что на фоне недавнего роста цены драгоценных металлов в мире нумизматический рынок очень сильно отреагировал. Даже те монеты, которые имеют существенную премию к цене металла очень сильно выросли.
Спрос на золотые, серебряные монеты тоже невероятно вырос по России. Я вижу колоссальный спрос, и предложение тоже пропорционально выросло. Люди, которые покупали еще по старым ценам те или иные монеты, видят текущее ценообразование – некоторые желают зафиксировать свою прибыль, другие желают приобрести.
Если говорить о доходности, это тоже очень неоднородный рынок. Есть предметы, которые выросли [в цене] за последние 3-5 лет. Даже если мы говорим не о драгоценных металлах, а, например, о выпуске 25-рублевых медно-никелевых монет Центрального банка «Мультипликация» – некоторые из них с 2017 года, то есть за 9 лет, выросли в 10 раз. Это существенно больше, чем те же самые драгоценные металлы.
– И сколько сейчас составляет цена такой монеты?
– Одной – порядка 15 тыс. руб. за штуку.
– И все-таки давайте говорить о деньгах в денежном выражении: какова максимальная и минимальная стоимость коллекций – сделок, которые вам приходилось проводить? Или же вообще тех, о которых вы знаете, какие суммы на рынке?
– Диапазон очень большой. Есть предметы, которые стоят по 2-3-5 руб. за предмет. Это какие-то простые ходовые, например, иностранные монеты: 1 цент США, 1 иена японская. Максимально, из известного мне: сейчас в Америке выставлены российские царские монеты «37,5 рублей – 100 франков», которые были выпущены при Николае II в честь торжества. Их было выпущено порядка 200 единиц, если я не ошибаюсь, и сейчас цена одной такой монеты будет порядка 40-50 млн руб. за один экземпляр.
Самые дорогие предметы на рынке: есть редкая разновидность американской 20-долларовой монеты – она стоила порядка нескольких миллионов долларов. Это очень сильно зависит от страны [производства] монеты и от существующего рынка. Рынок Китая сейчас стал невероятно большим, и известны почтовые марки, выпущенные в период культурной революции, которые сейчас могут достигать [в цене] сотен миллионов рублей.
– В интернете появилось изображение серебряной монеты, дизайн которой разработал искусственный интеллект. Что вы об этом думаете? Коллекционная ценность у таких монет есть?
– Коллекционная ценность, конечно, есть. Тем более, если я не ошибаюсь, монета выпущена из драгоценного металла – из серебра. Это тематический выпуск – так же, как выпускаются монеты, посвященные различным фильмам, событиям, личностям. Здесь монета фактически посвящена искусственному интеллекту, разработана искусственным интеллектом. Будут ли впоследствии массово разрабатывать монеты искусственным интеллектом? Вряд ли. Будет ли она иметь коллекционную стоимость? Будет, но не радикально выше, чем любая другая тематика – будь то фильмы, личности, события.
Я думаю, что это такой же инструмент, как и в любой другой области, когда дизайнерам искусственный интеллект помогает сделать какой-то макет, шаблон, и впоследствии уже дизайн дорабатывается. Буду честен: мне дизайн стороны, где расположен человек с нейронами, достаточно симпатичен, обратная сторона – я совершенно не понял концепцию того, что пытался искусственный интеллект изобразить. Я думаю, что это просто возможность для Центрального банка страны, которая ее выпустила, заработать дополнительные деньги на ажиотаже, связанном с искусственным интеллектом, вот таким нетривиальным путем.
– Как меняет нумизматику переход на цифровой рубль, безналичный расчет, криптовалюту? Нумизматика может тоже стать цифровой?
– Цифровой в том понимании, что мы будем коллекционировать цифровые монеты, цифровые банкноты – маловероятно, я думаю, скорее нет. Насколько я знаю, нумизматика претерпела следующие изменения: появились достаточно удобные сервисы, которые помогают определить, что это за монета, какая у нее стоимость, просто сфотографировав две стороны. Раньше необходимо было проводить экспертизу, обращаться к специалистам, а сейчас, скажем так, для массовых предметов это сильно упрощено. Насчет коллекционирования, я уверен, что скорее переход на цифровые инструменты приведет к повышению редкости старых вещей, потому что их эмиссия, их объем на рынке остается прежним.
– И к удорожанию, как следствие.
– Да. Денежные знаки – опять же, возвращаясь к вопросу о заработке, – за счет ограниченности своего выпуска достаточно неплохо растут в цене из-за инфляции. То есть современных денежных знаков в обращении становится больше, коллекционных предметов остается столько же, и так или иначе рынок это уравнивает. То есть это достаточно неплохая защита от инфляции.