«Прокачанный бизнес»: как развивается фитнес-индустрия во Владивостоке
Каждый второй россиянин занимается спортом 1-3 раза в месяц, следует из опроса ВЦИОМ: 18% делают это ежедневно, 22% – регулярно. Самыми распространенными видами активности остаются бег, спортивная ходьба и легкая атлетика. При этом 10 лет назад на первом месте рейтинга был фитнес. Как сейчас он развивается в Приморье, как изменились запросы клиентов и чем может помочь бизнесу государство, рассказали эксперты: президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии России Ольга Киселева и генеральный директор сети фитнес-клубов «World Class Владивосток» и «Геометрия Фитнеса» Юлия Хобта.
– Ольга, я знаю, что у вас данные немного другие. ВЦИОМ говорит, у нас 54% россиян уже регулярно занимаются физкультурой и спортом.
О. Киселева: У нас существенно меньше цифры, но мы меряем исключительно людей, занимающихся фитнесом. И эта цифра по России, по данным специализированного агентства, чуть больше 4%. Чуть больше 6 млн россиян занимается физкультурой и спортом, в целом.
– Юлия, а на Дальнем Востоке, в Приморье, во Владивостоке сколько?
Ю. Хобта: Я, наверное, скажу по Владивостоку. Мы считали прямо буквально по головам: около 8% от населения Владивостока вовлечены в фитнес-индустрию. У нас есть только такая цифра на сегодняшний день.
О. Киселева: Знаете, это очень похоже на правду, потому что, когда мы меряем Москву для того, чтобы сравнить крупнейший город Дальневосточного Федерального округа и Москву, в Москве чуть больше 15% занимаются, соответственно, похоже, что 8% для Владивостока это верная цифра.
– Вы довольны этими цифрами? Они оптимальны на сегодняшний день? В условиях санкций было много кризисных точек у фитнеса.
О. Киселева: Хорошая новость в этих цифрах в том, что это огромный потенциал роста, потому что 4% людей, занимающихся фитнесом, это очень мало. Для сравнения можно взять любые европейские страны, Китай, Тайвань. В Европе от 15% до 20% жителей выбирают именно фитнес, а в России 4%. Один пример приведу: в Лос-Анджелесе и в Нью-Йорке больше 30% людей занимаются фитнесом. Представляете, какая у нас динамика потенциала? И около 90% вовлеченности в персональном тренинге, если углубляться в деятельность фитнес-клубов.
– Но давайте не забывать, когда у них начала развиваться, в какие годы, и когда у нас.
О. Киселева: Да, в 60-е годы прошлого века и 30 лет назад у нас. Лак временной достаточно большой, поэтому, если говорить о перспективах нашей отрасли, то мы будем расти в ближайшие 10 лет, это 100%. Потенциал есть.
– Какой запрос сейчас у клиентов фитнес-индустрии? У вас прошел форум двухдневный сейчас, вы общались и с тренерами. Что тренеры говорят, чего хотят клиенты?
Ю. Хобта: Я скажу, наверное, общую позицию по форуму. Клиенту важно хорошо себя чувствовать. Комфорт и хорошее физическое состояние. Поэтому фитнес, на мой взгляд, в ближайшей перспективе должен становиться «лайф стайлом». Человеку не нужны просто мышцы, ему не нужны бицепс, ему реально нужно хорошо и комфортно себя чувствовать. И это тот тренд, который мы сейчас видим и ловим. Человек ходит в фитнес не только для того, чтобы ягодичные мышцы накачать, а для того, чтобы чувствовать себя хорошо.
О. Киселева: Я даже немножечко иначе скажу: качать попу уже не так модно. Это совсем уже не тренд. Мы очень любим проводить всевозможные исследования с нашими клиентами, глубинные в том числе, и мы выявили, что клиенту очень важно, о чем Ольга говорит, общение, коммуникация, круг людей, которые его окружают, приходя в фитнес-клуб. Мы понимаем, что бегать по стадиону, это в одного, приходя в фитнес-клуб я попадаю в некое сообщество. И чем более красивое, успешное и здоровое это сообщество, тем люди больше и больше вовлекаются в процессы. Именно это мы сейчас транслируем. Причем это запрос от самого клиента.
– Но тогда возникает вопрос квалификации инструкторов и тренеров. Это уже не просто специалист по мышцам и телу. Это уже?..
Ю. Хобта: Психолог. Мы обучаем психологии и требуем от сотрудников базовых знаний психологии, психотипов. Где, как и что можно говорить, что нельзя говорить, как помочь, на какие темы можно разговаривать, как реагировать и так далее.
О. Киселева: Но вы знаете, на самом деле профессионализм фитнес-тренеров – это больная тема для отрасли. Мы сейчас видим динамику, что происходит с кадрами: количество людей, которые приходят в фитнес-индустрию, уменьшаются. Последняя аналитика наших специалистов показывает, что если раньше на одну вакансию было 4 резюме, то сейчас практически 1,2 резюме на одну вакансию. Значит, мы берем каждого первого. Это значит, что отрасли необходимо этих людей доучивать для того, чтобы они были профессиональными, эмпатичными и могли поддерживать качественное оказание услуги, – чем, собственно, фитнес отличается от любого другого условного спорта, – в коммуникации с клиентами. В сентябре вступил в силу профессиональный стандарт для специалистов по фитнесу и фитнес-тренеров, но боль фитнес-индустрии в том, что этих людей ни одно федеральное учреждение образовательное, к сожалению, не готовит. Поэтому и коллеги во Владивостоке, и мы, на федеральном уровне, создаем с ключевыми вузами региональные программы, чтобы учить этих людей, чтобы в нашей отрасли работали максимально профессиональные люди.
– Но все-таки новые фитнес-клубы открываются, новые объекты открываются, люди идут в этот бизнес. Насколько он прибыльный сейчас?
Ю. Хобта: Ну, конечно, если бы он не был прибыльным, вряд ли бы люди открывались, но это игра в долгую. Это совсем не короткие деньги. И даже если мы говорим про студийный бизнес, который требует меньшего вливания инвестиций и с более высокой окупаемостью, тем не менее, это достаточно долгая игра, но эта игра стоит свеч. И я думаю, что все-таки в фитнес идут люди, которые неравнодушны к этому, так или иначе миссионеры.
– Насколько в долгую?
Ю. Хобта: Скажем так, классический фитнес-клуб от 1500 кв. м. здесь во Владивостоке, окупаемость будет около 5 лет.
– Вот у меня есть деньги, я хочу купить спортивный клуб. Алгоритм действий какой?
О. Киселева: А купить действующий или сделать новый? По франшизе или свой? Большой или маленький: фитнес-студию или мультифункциональный?
– Сделать и просто по минимуму
О. Киселева: Если вы создаете фитнес-студию от 100 кв. м. без особого объема оборудования, вы можете, инвестировав от 1,5-2 млн до 10 млн, запустить свою фитнес-студию. Окупаться она будет примерно 1,5-2 года.
Ю. Хобта: Побольше. Наверное, 2,5-3 года. Ну опять же в зависимости от объема инвестиций, от локации.
О. Киселева: Да, как мы все время говорим: «локация, локация, еще раз локация». Это важно. Не просто фитнес-студия, непонятно, где, а выбрать место с хорошим трафиком, с подходящей для вашего бизнеса целевой аудиторией, которая будет вам давать быстрый набор клиентов в фитнес-клуб и хорошую рентабельность.
– Нуждается ли отрасль в государственной поддержке? Есть ли она? Может не хватает каких-то механизмов?
О. Киселева: В настоящий момент, нам кажется, что отрасль развивается таким образом, что лучше не мешать. Рыночный механизм хорошо сам себя регулирует: мы не будем вредить клиенту, потому что клиент приходит к нам снова и снова. Надо сделать так, чтобы клиент у нас остался. Поэтому качество оказания основных услуг – это первоочередная история. Поэтому в этой части государство может не беспокоиться и не сильно нас не регулировать. А вот то, что касается возможности развития, у нас есть одна инициатива федеральная, с которой мы давно работаем. Вы же летаете разными авиалиниями? Знаете о не возвратных билетах? Вот аналогичная система существует во многих развитых индустриях разных стран. Ты покупаешь очень дешевую фитнес-карту, но не можешь ее вернуть. Ты покупаешь чуть дороже, можешь вернуть в любой момент. Сейчас по закону о защите прав потребителей мы в течение 10 дней по заявлению клиента должны вернуть ему оставшиеся деньги за недоиспользованные услуги. Если бы этот механизм можно было реализовать, это на самом деле привело бы к взрывному росту.
Ю. Хобта: Операционная деятельность фитнес-клубов – это достаточно дорогое удовольствие. Очень много нюансов и подводных камней, которые удорожают конструкцию, и все это ложится на плечи наших клиентов, но мы же хотим, чтобы вовлеченность в фитнес была больше. Соответственно, нужно делать клубную карту максимально доступной для наших жителей. А здесь уже на нас – предпринимателей ложится вопрос: каким образом выкрутиться для того, чтобы суметь выдержать баланс, чтобы мы были в достатке, и наши сотрудники были довольны, и жители наших городов могли позволить себе качественную услугу. Не подвальный фитнес-клуб, а все-таки ощущать комфорт в стенах наших фитнес-клубов.
О. Киселева: Я, наверное, добавлю. Как бы мы не говорили о том, что большой прирост, отрасль на росте, что на 8% к 2022 году по Дальневосточному Федеральному округу в объеме денег отрасль выросла, мы же не говорим при этом, что операционные расходы выросли на 25-30%. Это значит, что рентабельность бизнеса плавает вокруг 0%-2%. А это бизнес. Люди вложили туда деньги. Они, конечно, энтузиасты, но в ноль или в минус точно работать не готовы. Если бы государство посмотрело на это внимательно и поддержало этих предпринимателей уменьшением налоговых ставок, преференциями, дешевыми кредитами, субсидированием, то все это очень серьезно повлияло бы на взрывной рост отрасли.
Еще больше новостей в телеграме РБК Приморье. Подписывайтесь.