Щербина: логистика является приоритетной отраслью для экономики Приморья
В начале сентября в ТОР «Приморье» запустили первую очередь крупного логистического комплекса. Проект создаст порядка 6 тыс. рабочих мест, ускорит доставку товаров и даст местному бизнесу возможности для хранения, отгрузки и продвижения продукции. О том, как в регионе развивается логистическая инфраструктура, РБК Приморье рассказала первый вице-губернатор — председатель правительства Приморского края Вера Щербина.
— Сколько складских и транспортных хабов планируется построить в Приморье до 2030 года? И как именно эти проекты отразятся на экономике?
— Начнем с того, что мы уже реализуем. Это транспортно-логистический центр в Артеме, крупнейший сухой порт. Владимир Путин открыл первую очередь объектов этого центра на ВЭФ-2025. Проект реализуется по плану, с привлечением льгот, которые установлены федеральным законодательством. Скоро сухой порт будет полноценно введен в эксплуатацию.
Полным ходом идет развитие портов Суходол и Первомайский. И если первый — это уголь и сыпучие грузы, то второй — в основном контейнерные перевозки. Кроме того, ведется строительство Владивостокского узла Северного морского пути. Это федеральная программа, в которой мы являемся участниками. Есть поручение президента — построить здесь крупную, мощную, современную судоверфь.
— Как Приморье помогает в реализации этого масштабного проекта?
— Мы уже выделили земельный участок, ведем переговоры с инвестором. Обсуждаем, какие будем задействовать инструменты для создания всей необходимой инфраструктуры.
Владивосток — логистический центр, но логистические объекты расположены у нас на территории всего Приморского края. Логистика обеспечивает 25% ВРП, и к 2030 году мы планируем значительно увеличить эту цифру. Считаем, что именно логистика долгие годы будет является основной отраслью, которая формирует доходы бюджета.
— В Хасанском округе планируют построить пограничный переход с КНДР, рядом с рекой Туманной. На проект выделено почти 3 млрд руб., завершение — до 2027 года. Зачем он нужен, какие товары будут проходить через него?
— Все, что касается моста с Корейской Народно-Демократической Республикой — это решение федеральных органов власти. Соответственно, и средства на эти цели идут федеральные. Но мы не можем не радоваться, поскольку наши отношения с КНДР находятся сейчас на подъеме. И это не только экономические связи, это и гуманитарные, спортивные.
Я знаю, что российские туристы проявляют большой интерес к отдыху на берегах моря в КНДР. Это как жители Приморья, так и жители других регионов страны, которые отправляются в Корейскую Народно-Демократическую Республику через территорию Приморского края, через нашего аккредитованного туроператора и наш аэропорт.
Новый мост может быть задействован также для перевозки грузов. Мы проводим много мероприятий, чтобы товарообмен между нашими странами увеличивался. Это ярмарки, выставки. Вы, наверняка, видели, корейские товары присутствуют на полках наших магазинов. Ведем переговоры о поставках продукции из Приморья в КНДР. Поэтому, уверена, этот мост будет значить намного больше, чем просто мост дружбы. Он будет способствовать развитию экономики обеих стран.
— На какой экономический эффект рассчитывает край от создания новых логистических коридоров, в том числе с Китаем и КНДР?
— У нас — 6 портов и 20 морских терминалов в Приморском крае. Мы ведем торговлю со 108 странами. Крупные экономические взаимоотношения связывают Приморский край с Китайской Народной Республикой. У нас реализуется более 40 крупных инвестиционных проектов с китайским капиталом. Самый перспективный — с компанией «ЛегендАгро», планируется создание зернового порта.
Развивается пограничная инфраструктура. Пропускная способность автомобильных погранпереходов только за 9 месяцев текущего года увеличилась на 30% — 185 тыс. грузовых автомобилей уже пересекли границу.
Завершается строительство новых пунктов пропуска в Пограничном и Краскино, после ввода в эксплуатацию их мощности увеличатся почти в 10 раз. Это новый товарообмен, новые налоги в бюджет и пропускная способность, которая позволит поставлять в Китай продукцию не только из Приморского края, но и со всей страны.
— Какую роль ТОР «Приморье» играет в развитии логистической сети края?
— Льготные налоговые режимы дают мощный экономический эффект. В регион зашел крупный игрок — «Вайлберрис». Это современные складские помещения, высокотехнологичные роботизированные рабочие места, которые будут привлекать молодежь.
Кроме того, у нас есть оптово-распределительный центр в Приморье, который будет работать на поставку товаров по всей стране. Он имеет все необходимые мощности, в том числе мультитемпературные склады.
На территории края созданы условия для оптовой и розничной торговли продуктами питания. Есть крупные предприятия, которые строят холодильные складские помещения. Это ООО «Тейт Продюс», который является владельцем холодильного склада на 2,5 тыс. т. Предприятие имеет удобное расположение — в самом центре территории опережающего развития «Приморье», что создает дополнительные преимущества для оказания логистических услуг на юге края. Холодильный комплекс способен одновременно принимать и обрабатывать три большегрузных автомобиля-рефрижератора.
ООО «Терра» — тоже крупный складской комплекс, основным видом деятельности которого является складирование и хранение широкой номенклатуры грузов и товаров. Комплекс возведен под нужды крупных сетевых и торговых компаний, где в настоящее время работает федеральный продуктовый ретейлер «Светофор».
Мы создаем такие условия и такие возможности для бизнеса, как крупного, так и среднего, чтобы он здесь формировал заказы для других субъектов России, создавая при этом налоговую базу для Приморского края.
— Приморье ждет запуска международной территории опережающего развития, закон подписал Владимир Путин. Какие новые импульсы даст МТОР для развития экономики края, и какая работа проводится сейчас в преддверии открытия МТОР?
— Закон о Международной ТОР вступает в силу 1 января. Инициатива принята на федеральном уровне. МТОР — это новые льготные налоговые режимы для совместных предприятий с российским и иностранным капиталом. И уже есть инвесторы, которые интересуются этими преференциями.
Новый преференциальный режим будет работать в бухте Суходол. Придут инвесторы с аграрной специализацией. Будет построен специальный зерновой порт. Там же будет агропарк. Появятся новые рабочие места, современное производство и новые налоговые отчисления. Проект стоит 7 млрд руб.
Уверена, в дальнейшем будут и другие инвесторы. Мы уже ведем переговоры с китайскими партнерами в области переработки мусора. Говорим о создании туристических центров, курортов. Будут разрабатываться новые площадки, чтобы создать условия для туриста, как российского, так и иностранного, у нас в крае.
— Приморье традиционного возглавляет рейтинг российских регионов по продуктивности сотрудничества с Китаем. Какие отрасли, какие проекты дают такой эффект? Собственно, уже начали об этом говорить.
— В стадии проработки завод по производству металлоконструкций. Это очень актуально для строительной отрасли. Еще один важный проект — это завод по утилизации мусора.
Хотела бы сказать еще о гуманитарных связях. Они активно развиваются со всеми странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Сейчас наиболее активно работаем в Китае. В начале декабря пройдут дни Приморского края в провинции Ляонин, в городе Шэньяне. Мы повезем туда своих артистов. В следующем году планируем Дни Приморского края в Гуандуне. И это действительно дает возможности не только насладиться искусством двух стран, но наладить новые контакты, провести деловые встречи и переговоры, решить многие важные вопросы, в том числе по привлечению новых инвесторов в регион.