Андрей Блохин: стараюсь покупать продукцию приморских брендов
Приморский край вошел в число победителей всероссийского конкурса «Знай наших» в номинации «Регион». Победа в ней присуждается за активную поддержку локальных брендов. О том, как правительство региона работает с местными компаниями, РБК Приморье рассказал министр экономического развития региона Андрей Блохин.
— Как именно Приморский край завоевал победу в этом конкурсе, в этой номинации: по каким критериям оценивали?
— Хотелось бы сказать, что легко, но тем не менее это не так. Если говорить о развитии брендов в целом, то это один из ключевых факторов развития региона, и здесь важна совместная работа между органами исполнительной власти и бизнес-сообществом. По итогам этого конкурса: было подано достаточно большое количество заявок, более 400, мы по количеству заявок занимаем первое место по Дальнему Востоку и четвертое место в стране. У нас успешно реализуется проект с 2023 года — это поддержка и развитие брендов. В рамках проекта мы оказываем различный спектр услуг: краткосрочные и долгосрочные образовательные программы, различные меры поддержки в виде маркетинга, разработки маркетинговой стратегии, продвижение через средства массовой информации — телевидение, радио и журналы. В общем, все, что необходимо для того, чтобы бренды развивались. Я считаю, что благодаря этому удалось добиться такого результата.
— Победу разделили Башкирия, Москва и Приморский край. Получается, что мы практически больше всех в стране делаем для своих локальных брендов.
— Нас оценили, да. Как я и говорил — стараемся. В этом году мы этот проект немножко переделываем, делаем его реструктуризацию, и с конца этого года — начала следующего новые векторы развития появятся. Мы будем делать больше акцент уже на те бренды, которые имеют зарегистрированный товарный знак.
— Давайте тогда поговорим об этом. Какие бренды раскрутились с помощью властей, с помощью господдержки?
— Брендов, которые получают различные виды поддержки, достаточно много. У нас успешно реализуется проект «Приморский старт», проект по модному альянсу креативных индустрий — нельзя сказать, что мы развиваем в рамках одного проекта. Все, что производится на территории Приморского края, мы стараемся поддерживать разными способами. Если конкретно говорить, допустим, компания «Нихао» — это сеть ресторанов быстрого питания, они получали у нас в виде маркетинга услуги, также получили заем через фонд поддержки предпринимательства и промышленности. Это позволило открыть еще одну точку, ожидаем, что выручка у них вырастет не менее чем на 15%. Другая компания «Ода-Мед» — это уссурийская медицинская компания, они заявились к нам также за разработкой контекстной рекламы, рекламы в СМИ, и тоже получили поддержку, и на 20%, насколько я знаю, у них уже выросла выручка. Можно рассказывать и про другие бренды. В частности, компания iCross, это инвалидные коляски из карбона — победитель Приморского старта. Дополнительно они еще грант получили, активно продвигаются, уже являются участниками проекта ТОР «Патриотический», получают заказы от государства на свою продукцию. Компаний достаточно много, они получают весь спектр услуг. Как я уже говорил, это и разработка маркетинговой стратегии, и участие в различных мероприятиях выездных в регионах Российской Федерации и за пределами страны. Благодаря этому они продвигаются.
— То есть образовательные программы, маркетинг — это больше не финансовая помощь, это помощь имиджевая?
— И финансовая, и нефинансовая есть. Но именно в части поддержки продвижения брендов, это маркетинг, это оплата расходов на средства массовой информации. По радио, допустим, или в журнале они хотят разместиться, мы берем на себя эти услуги, оплачиваем их. Какие-то услуги на условиях софинансирования, какие-то мы сами оплачиваем. Есть еще и гранты. Если про проект МАКИ рассказывать, то там получали до 1 млн, до 2 млн гранты на производство одежды.
— Вы сами пользуетесь продукцией приморских брендов?
— Конечно. Вообще, если про нашу продукцию говорить, я все-таки в магазинах стараюсь покупать именно наши — приморские, это, видимо, у меня уже профдеформация такая. Допустим, мороженое лежит наше и не наше, я возьму наше, например, компании «Урса» обожаю, стараюсь его покупать. Если про одежду говорить, стараюсь надевать одежду в том числе на различные мероприятия, в которых участвую, допустим, футболки с айдентикой Приморского края, тот же бренд «Туманы», носки фабрики «Эвернит», ну и всем показываю, рассказываю. Говорят: какие прикольные носки. Ну вот, ребята, покупайте у нас. Эти компании уже представлены и в других регионах. Мы стараемся — чем можем продвигаем, и в том числе на себе показываем.
— Недавно был принят новый региональный закон в сфере креативных индустрий, или он обсуждается еще в Заксобрании?
— Нет, все правильно вы говорите, уже принят. Уже Законодательное собрание единогласно поддержало принятие этого закона. В прошлом году был принят федеральный закон, — он вступил в силу 5 февраля — по развитию креативных индустрий, мы на основании этого закона разработали свой. Достаточно долго у нас обсуждение проходило — с февраля, и мы вот его сейчас приняли. С отраслевыми органами исполнительной власти обсуждали, какие меры поддержки можно предусмотреть, что конкретно будет. Потому что на основании принятого закона нам нужно делать нормативно-правовые акты, которые будут направлены на развитие разных отраслей. Мы сейчас по этому закону должны определиться с приоритетными отраслями в сфере креативных индустрий и будем разрабатывать программу по их развитию.
— Какие примерно отрасли? 16, по-моему, их всего.
– 16 отраслей по креативной индустрии, не знаю, сколько мы сейчас выберем в качестве приоритетных, но наибольший вклад у нас оказывают: модная индустрия, IT, гастрономия, урбанистика, архитектура. От них миллиардный вклад на самом деле. У нас достаточно большой перечень видов экономической деятельности был принят со стороны Министерства экономики Российской Федерации, по нему получилось, что некоторые торговые ОКВЭДы, которые мы не ожидали, попали в этот перечень. И получилось, что мода самый большой вклад вносит в развитие креативных индустрий на территории Приморского края. В целом, у нас по креативке где-то 1,2% вклад от ВРП получается, мы должны довести его до 6% до 2030 года. Сложно, конечно: нам необходимо по различным отраслям вырасти в 8-10 раз. На федеральном уровне недавно проходило обсуждение, и говорили, что вклад в целом по стране креативных отраслей в ВВП страны составляет 4 с лишним процента. Ну вот нам еще достаточно много предстоит расти. Но с другой стороны это и возможность — у нас рынок в этом плане находится на этапе формирования, на этапе развития.
— Насколько сейчас локальные бренды конкурентоспособны, и что нужно для того, чтобы локальный бренд кратно вырос? Возможно ли это и нужно ли вообще?
— Безусловно, это нужно. Развитие брендов влияет в целом на развитие региона. Бренды конкурентоспособны, у нас очень неплохая рыбная продукция производится, благодаря наличию таких институтов, как Российская Академия Наук, Дальневосточный Федеральный университет, вклад науки в производство различных БАДов достаточно высок. У нас много БАДов производится, они пользуются популярностью у китайцев. Много экологически чистой продукции производится, взять, допустим «Эко Тойс» — компания делает игрушки деревянные, они успешно уже экспортируют в Китай, в Корею, в Австралию, я знаю, что там рынки расширяют. И такой продукции много. И я считаю, в этом плане мы достаточно конкурентоспособны, особенно для Азиатско-Тихоокеанского региона, все-таки экология для них важна.
Почему вообще проект «Поддержка и развитие брендов» возник? Мы видим, что наши бренды есть, но про них никто не знает. Буквально два года назад мы начали проект «Бизнес-десант» минэка, сейчас он называется «Бизнес-десант «Мой бизнес»: мы ездим в муниципалитеты, встречаемся с предпринимателями, посещаем производственные компании, которые есть на территории муниципалитета, и понимаем, что люди просто не знают, что вообще производится в Приморье.
— То есть, в Австралии знают, а у нас не знают?
— Да, можно и так сказать. Чтобы, это нивелировать, мы сейчас разработали каталог приморских товаров. В журнальном виде он появится, скорее всего, к ВЭФу, мы планируем его выпустить. Но в электронном виде он уже размещен на сайте, есть отдельный список местных товаров, сейчас активно идет наполнение для того, чтобы про него узнали жители Приморского края. Ну, а дальше мы хотим его продвигать не только на территории Приморского края, но и на всю страну. В этом году, — кстати, как раз до Восточного экономического форума, — мы закончим разработку Гео-Брэнда Приморского края, сделано это для того, чтобы вообще про Приморский край знали в России. Периодически встречаешься с людьми, спрашиваешь, что вы знаете про Приморский край? Многие скажут, что Владивосток — это море, крабы, гребешки, многие скажут — ни разу не были, но слышали, что у вас классно. Для того, чтобы о нас больше знали, мы доделаем Гео-Брэнд, который будем активно распространять по территории всей страны. И я ожидаю, что предприниматели подключатся к этому Гео-Брэнду, будут использовать айдентику из него в упаковке своей продукции, чтобы люди узнавали про Приморский край, могли покупать продукцию, понимая, что она наша, и приезжали сюда.
— Может быть просто нашим приморским локальным брендам рынок АТР интереснее?
— Важную роль играет география. Допустим, Дальневосточный Федеральный округ — это порядка 9 млн чел., 41% всей страны мы занимаем. Из них 1,8 млн — это рынок Приморского края. Рынок Дальнего Востока небольшой. Когда какой-то бренд начинает производить свой продукт, он должен посчитать, сколько он может своей продукции изготовить, сколько он ее продаст здесь, какой у него рынок сбыта. И в этом плане, безусловно, рынок всего Азиатско-Тихоокеанского региона более привлекательный, но там есть свои условия, свои риски, которые также нужно учитывать. Та же самая Китайская Народная Республика: к сожалению, мы иногда сталкиваемся с подделками, и вынуждены различные меры поддержки оказывать нашим предпринимателям в части регистрации товарного знака уже по китайскому законодательству, чтобы там проблем не возникало. Но там рынок больше. Как на него заходить? Есть свои условия, свои фишки, так скажем. Ну, а для страны? Я бы не сказал, что неинтересно нашим брендам, просто, учитывая логистику, многие наши товары в западной или в центральной части России будут, может, неконкурентоспособны по сравнению с теми товарами, которые производятся там. Это нужно учитывать.
— Есть у нас какие-то ниши свободные для новых локальных брендов?
— Ниши есть. Более того, скажем так: благодаря тому, что некоторые компании закрыли бизнес на территории нашей страны и ушли, у нас достаточно много ниш открылось. Мы уже наблюдаем конкуренцию местных брендов за то, чтобы занять какую-то нишу определенную, больше, конечно, в отношении одежды. Я вот до сих пор, кстати, жду, чтобы бренды приморские начали мужскую одежду изготавливать, — в основном они делают женскую, — чтобы можно было костюм купить. Допустим, у нас есть магазины, которые продают костюмы из Новосибирска, но почему-то нет костюмов, которые делают на территории Приморского края. Ну, опять же, это конкуренция. И если говорить про ниши, где можно было бы реализовать себя, мы уже с вами разговаривали по поводу креативных индустрий, большое внимание сейчас уделяется креативке. Мы со своей стороны будем предусматривать различные меры поддержки по приоритетным направлениям. И здесь мы видим, что у нас есть недозанятые, так скажем, отрасли, — видеоигры, кино, анимация, все, что связано с креативом. Видим, что уже молодежь активно интересуется этим направлением, пытается там какие-то проекты реализовать, но рынок достаточно большой.
— Я хочу создать локальный бренд. У меня есть идея. Что еще мне нужно для того, чтобы получить поддержку?
— Если есть идея, это же отлично, надо просто ее реализовать. Ну, а если серьезно, чтобы реализовать, во-первых, нужно идею погрузить в бизнес-план. Понятно, что это небольшой документ должен быть. Необязательно на начальном этапе это будет огромный документ, но тем не менее, вы должны понимать: какой товар вы будете изготавливать, кто у вас будет его покупать, где будут покупать, в каком объеме, как он будет выглядеть, как он будет себя позиционировать и так далее. Все эти вещи необходимо погрузить на бумагу. И дальше уже можно зарегистрироваться как субъект малого и среднего предпринимательства, либо ИП, либо ООО открыть. Ну и уже посмотреть по итогам, какими мерами поддержки можно воспользоваться. Мер поддержки достаточно много, но про них не все знают. Часто на различных мероприятиях я стараюсь рассказывать о том, куда можно обратиться, что можете получить, не все у нас в курсе про это. Ну и обратиться, конечно же, в центр «Мой бизнес», который будет сопровождать вас на всем этапе реализации, в том числе поможет разработать бизнес-план.