Перейти к основному контенту
Интервью ,  

ЦБ настроен решительно: овощи и авто могут не повлиять на ключевую ставку

Сергей Белокриницкий рассказал, что мешает снижению ключевой ставки
Регулятор считает августовское снижение инфляции недостаточным
Фото: РБК Приморье
Фото: РБК Приморье

В августе годовая инфляция в Приморье, как и в целом по России, замедлилась, но Центробанк говорит о том, что требуется дополнительное ужесточение денежно-кредитных условий. На последнем заседании Совета директоров ключевую ставку вновь подняли – до 19% годовых. О том, с чем это связано, РБК Приморье поговорил с начальником Экономического управления Дальневосточного главного управления Банка России Сергеем Белокриницким.

Видео: РБК Приморье

– Сергей Владимирович, почему Банк России вновь поднял ключевую ставку? Инфляция в августе снизилась в большинстве российских регионов, ставки по кредитам растут, деньги становятся дороже. Неужели эффект от предыдущих решений регулятора все еще недостаточный?

– Да, все верно говорите: ставки действительно растут. Кредитование замедляется – правда, стоит сказать, что только в розничном сегменте. Но устойчивое инфляционное давление все еще выше того, что позволит вернуть инфляцию к цели в 2025 году. К концу года мы ожидаем, что инфляция будет выше уровня в 6,5–7,0%, который мы обозначали в прогнозе в июле.

Почему так происходит? Во-первых, и люди, и бизнес ожидают, что цены будут расти быстрее в будущем. Второе – спрос пока растет быстрее предложения. А предложению мешает расти дефицит кадровых ресурсов: в очередной раз безработица обновила исторический минимум. Также сохраняются сложности с логистикой и с международными расчетами. И вот поэтому Банк России принял решение еще ужесточить денежно-кредитную политику для того, чтобы замедлить рост спроса, снизить инфляционные ожидания и вернуть инфляцию к цели в 2025 году. Банк России дал сигнал, что можно ожидать очередного повышения ставки на ближайшем заседании 25 октября.

– Инфляция в августе все же снизилась – первый раз с декабря прошлого года, насколько я понимаю, – и по-вашему она все-таки остается высокой. Но может ли такое случиться, что в ближайшие месяцы инфляция все-таки начнет снижаться?

– Да, годовая инфляция снизилась. По России она составила в августе 9,1% – снижение было незначительное. Но давайте посмотрим, что происходит с текущим ростом цен за месяц. Если исключить сезонные изменения (то есть изменения, которые происходят постоянно), то текущий рост цен в годовом выражении составляет 7,6% – это по Российской Федерации. Это выше, чем среднее значение за первый квартал, но ниже среднего значения второго квартала. И здесь самое главное, что все те показатели устойчивой инфляции, которые мы рассчитываем, находятся в диапазоне от 6 до 8%, а это очень высокие значения.

Я хочу немного подробнее остановиться на годовой инфляции. Снижение годовой инфляции не всегда означает замедление роста цен, потому что в расчет годовой инфляции включается ценовая динамика прошлого года. Очень показательный пример – годовая инфляция в Приморском крае. В августе она значительно снизилась – до 9,3% после 10,5% в июле, но если взять текущий месячный рост цен и очистить его от сезонности, то мы видим, что изменений никаких не было, а изменение годовой инфляции произошло из-за ситуации, которую мы наблюдали в августе прошлого года.

Приведу два примера. Первый – это овощи. Как все мы знаем, в конце лета, в августе, поступает новый урожай, и овощи дешевеют. И в этом году точно так же произошло: в августе по сравнению с июлем овощи подешевели. А вот в прошлом году ситуация была нетипичная. Осадки погубили урожай, уменьшилось предложение овощей, и в августе они подорожали. Так вот, если сравнивать год к году, то в этом году овощи дешевле, чем в прошлом. И вот это изменение оказало влияние на то, что инфляция замедлилась. При этом, я повторюсь, это ситуация прошлого года: повлияла погода.

Второй пример – автомобили. В августе прошлого года был очень значительный рост цен на авто, они подорожали на 13%. Как вы помните, у нас были введены санкции на ввоз автомобилей, повысился утильсбор, и все это сопровождалось ослаблением рубля. И в этом году тоже цены на подержанные автомобили за месяц существенно выросли – аж на 3,7%, – потому что продавцы уже закладывают в цену повышение утилизационного сбора. Но из-за того, что повышение в прошлом году было гораздо выше, у нас год к году рост цен на машины замедлился.

– Ключевая ставка высокая. Банки предлагают очень хорошие проценты по вкладам, и население сейчас предпочитает сберегать именно на банковских счетах – это удобно, это на данный момент выгодно. Но когда ключевая ставка все же снизится, и соответственно, банки «закрутят» обратно проценты по вкладам, они упадут. Не боится ли Центробанк, что деньги, которые начнут снимать люди, хлынут на рынок и спровоцируют новый виток инфляции?

– Такого риска мы не видим. Можно, конечно, гипотетически предположить, что ставка снизится так сильно, что все деньги сразу хлынут на рынок. Но это возможно только в случае какой-то очень неразумной денежно-кредитной политики. Банк России, когда принимает решение, анализирует склонность людей к сбережениям, потребительскую активность и смотрит, чтобы был баланс для того, чтобы была низкая стабильная инфляция.

– В своих материалах Банк России постоянно обращает внимание на то, что в условиях дефицита кадров и высокой конкуренции в стране постоянно повышаются зарплаты. Рост стабильный и достаточно мощный. Но наступит же момент, когда это станет просто невыгодно. Нельзя зарплаты повышать бесконечно, нельзя бороться, гнаться за кадрами, которых, в принципе, на рынке уже не осталось. Можете сориентировать, когда это произойдет?

– Вначале скажу, что все-таки рост зарплат немножко замедлился в последние месяцы, но все еще сильно опережает рост производительности труда. И действительно некоторые предприятия сталкиваются с ситуацией, когда уже повышать зарплаты слишком дорого. Что они делают? Они активнее инвестируют в рост производительности труда. То есть когда на рынке ситуация дефицита труда, когда цена на труд постоянно растет, предприятия активнее инвестируют в автоматизацию производства, в повышение эффективности. И мы видим, что объем этих инвестиций постоянно растет. Другое дело то, что производительность растет очень постепенно – и особенно в масштабах страны, в масштабах какой-то отрасли, – то есть она не может вырасти вот так скачкообразно. Поэтому, конечно, спрос на рабочие руки будет оставаться высоким, по нашему мнению. Далее, когда рост зарплат будет соизмерим с ростом производительности, это уже не будет усиливать инфляцию.

– Банк России говорит, что повышение ключевой ставки направлено на охлаждение спроса и, как следствие, экономики. При этом регулятор отрицает, что высокая ключевая ставка негативно влияет на эту экономику. Но как так может быть? Сейчас кредиты и их доступность – это фактически запретительная ставка: очень мало кто решится брать какие-то крупные заемные средства. Как сдерживание такой экономики может ей не вредить?

– Охлаждать экономику – это не значит наносить ей вред. Перегретая экономика – это когда спрос уже сильно «убежал» от предложения, от возможностей производства, и это всегда сопровождается значительным ростом цен. Для того чтобы этой ситуации избежать, предложение должно постепенно догнать спрос. Инструмент – это ключевая ставка. Ключевой ставкой мы замедляем рост спроса и даем возможность предложению догнать спрос, при этом предложение продолжает расти. Сейчас ситуация сложилась так, что с конца 2021 года очень возрос объем инвестиций, и уже наблюдается накопительный эффект роста производительности труда: мы его сейчас видим и будем видеть в дальнейшем. Рост производительности труда будет способствовать тому, что предложение будет и в этом году, и в следующем расти довольно значительными темпами.

Что касается удорожания кредитов: нельзя совсем сказать, что это существенно тормозит рост предложения. У нас кредиты – это не основной источник финансирования наших предприятий. Основной источник финансирования – это все-таки собственные средства, и мы видим за последние годы, что собственные средства и прибыль компаний очень существенно выросли. Мы проводили расчет: затраты на кредит в себестоимости в среднем по экономике всех предприятий, то есть по самой верхней планке, – это где-то 5% от себестоимости. Но, я повторюсь, – в среднем, потому что ситуация индивидуальная, и может от предприятия к предприятию очень сильно отличаться. И самое главное, что рост этих затрат – он временный. То есть как только инфляция у нас начнет снижаться, Центральный банк начнет снижать ключевую ставку, и доля этих расходов в себестоимости начнет снижаться. А вот инфляция воздействует на материалы, на оплату труда, на оборудование – цены на них растут. А это уже очень существенная, гораздо более значительная доля в себестоимости. В этом разница.

– Не получится так, что мы можем инфляцию отпустить, но зато сделать кредиты дешевыми? А то так и мечтают некоторые владельцы бизнесов, они говорят: «Вот сделайте мне кредиты дешевыми, тогда у меня все хорошо будет, и предприятие начнет развиваться».

– Дешевые кредиты сейчас не особо помогут, потому что, как я уже говорил, у нас ситуация с безработицей такая, что рук нет, а когда у вас нет свободных рабочих рук, развиваться в такой ситуации очень сложно. И отпускать инфляцию нельзя, потому что инфляция растет сама собой, раскручивается по спирали. То есть если у предприятий продолжат расти расходы на труд, на материалы, на оборудование, население продолжит больше тратить на покупки, цены будут все выше и выше. Мы же видим пример других стран, которые вовремя не успели справиться с инфляцией, когда инфляция была 6-8%, очень быстро стала 15-20%, а потом уже и 70-100%. А в ситуации гиперинфляции ее уже нужно снижать супервысокой ставкой, а это очень высокие издержки для общества. Поэтому Банк России будет все делать для того, чтобы такой ситуации не допустить и чтобы у нас инфляция концу 2025 года снизилась до 4%, а дальше будем удерживать ее на этом уровне.

– Я думаю, мы не раз еще с вами это обсудим. Большое спасибо, Сергей Владимирович.

Еще больше новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь.

Тематический проект о российской винодельческой культуре, вине и спиртных напитках

РБК Вино РБК Вино

Красивое и противоречивое: что такое амфорное вино

РБК Вино РБК Вино

Зеленые и желтые: какими кроме красных и белых бывают вина

РБК Вино РБК Вино

Артур Саркисян о том, хватит ли российского вина

РБК Вино РБК Вино

Как устроено восприятие вкусов

РБК Вино РБК Вино

Производство вина в России достигло исторических максимумов

РБК Вино РБК Вино

Перспектива терруара: станет ли Крым российским Провансом

РБК Вино РБК Вино

Царь супов русских: все о борще

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 4 декабря
EUR ЦБ: 112,02 (-0,78)
Инвестиции, 17:33
Курс доллара на 4 декабря
USD ЦБ: 106,19 (-0,99)
Инвестиции, 17:33
Все новости Приморье
В парламенте Южной Кореи сообщили об уходе солдатПолитика, 20:30
«Гремио» досрочно прервал аренду принадлежащего «Зениту» полузащитникаСпорт, 20:30
«Сабах» Василия Березуцкого выбил клуб Бердыева из Кубка АзербайджанаСпорт, 20:12
В Иране оценили возможность ввода войск в СириюПолитика, 20:07
Путин сравнил стратегическое поражение России с уничтожением страныПолитика, 19:58
Лучшая российская пловчиха получила нейтральный статус для участия в ЧМСпорт, 19:57
Терпение и умение слушать: что нужно знать о китайской деловой культуреТренды, 19:52
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Почему импортозамещение сегодня кормит всю IТ-отрасльОтрасли, 19:52
«Страна» узнала о создании на Украине альянсов из-за риска смены властиПолитика, 19:41
Корпоративные биткоины. Топ-5 крупнейших компаний-владельцев криптовалютыКрипто, 19:40
Путин и Эрдоган обсудили ситуацию в СирииПолитика, 19:38
В Якутии упал астероидОбщество, 19:37
В Бургундии утвердили новые премье крюВино, 19:33
Два старых бензовоза: как вырастить оборот компании в 10 раз до ₽3 млрдРБК и Альфа-Лизинг, 19:27