Перейти к основному контенту
Интервью⁠,
Эксклюзив

Почти 100 светофоров «поумнели» во Владивостоке

Администрация Владивостока планирует ежегодно устанавливать 15 новых видеокамер
Фото: Администрация Владивостока
Фото: Администрация Владивостока

Во Владивостоке «умная» транспортная система включает в себя уже около 100 светофоров, более 200 камер видеонаблюдения и 95 детекторов транспорта. Автоматическая система управления дорожным движением может работать в адаптивном режиме — автоматически перенастраивает светофоры для повышения пропускной способности дорог. О том, как работает интеллектуальная система во Владивостоке, что такое обратная координация и зачем городу «лунные человечки», в интервью РБК Приморье рассказал ведущий специалист по контролю в сфере организации дорожного движения Владивостока Алексей Чертов.

— Алексей Андреевич, расскажите, как сегодня в городе устроена «умная» цифровая система?

— На территории Владивостокского городского округа установлена автоматизированная система управления дорожным движением (АСУДД), разработанная компанией «РИПАС СПБ». Компания занимается созданием ситуационных центров, анализом, мониторингом дорожного движения, разработкой дорожных контроллеров, различных детекторов, камер и так далее. Во Владивостоке установлена система, аналогичная той, что используется в Санкт-Петербурге.

Сейчас к АСУДД Владивостока подключено порядка 90% светофоров, установленных на территории города — 96 из 110. И эта сеть расширяется, мы постоянно подключаем к системе новые объекты. Однако здесь нужно понимать, что подключение к «умной» системе — это очень ответственная задача, требующая ресурсов, финансов, знаний. Это значительно более длительный, более дорогостоящий процесс, чем просто установка светофорного комплекса.

Кроме этого, во Владивостоке к системе единого видеонаблюдения подключено более 200 камер, по которым наши специалисты следят за ситуацией на дорогах. Часть камер — наши, есть и камеры Примгосавтонадзора — это краевая структура, они занимаются фото-видеофиксацией в основном на магистральных автодорогах. Есть камеры, которые по концессии ставило «Цифровое Приморье».

То есть в рамках нашей компетенции мы видим только те камеры, которые установлены непосредственно на дорогах. Но, к примеру, у нас нет доступа к камерам в аэропорту.

— Такая большая сеть должна кем-то или чем-то управляться, как осуществляется контроль и координация всей этой техники?

— Да, координация осуществляется, в том числе, с помощью детекторов транспорта — в городе их установлено 95. Эти устройства позволяют считывать показания транспортных потоков. Есть детекторы, которые считывают только интенсивность транспортного потока — сколько машин проезжает через сечение дороги. Это базовый показатель.

Есть более сложные параметры, например, удельная интенсивность. Это когда транспортный поток еще разбивается на автобусы, грузовики, легковые, мотоциклы и так далее. Большая часть наших детекторов позволяет считывать только обычную интенсивность.

Вот, к примеру, участок дороги на Верхнепортовой, 29, около Генконсульства Японии. У нас там установлен такой детектор. Мы видим с него картинку. Данные он записывает в числовом варианте — в какое время и сколько автомобилей проехало по этому участку и когда здесь происходит пик. Например, по состоянию на 7:30 утра в одну сторону у нас на Верхнепортовой проезжает 1,1 тыс. автомобилей. По второй полосе еще больше — 1,3 тыс. Итого 2,4 тыс. машин в обе стороны. А хорошим, нормативным показателем для такой дороги на две полосы движения будет около 1,5 тыс. машин. Видя такие показатели, мы понимаем, что здесь нужно применять более серьезные методы организации дорожного движения.

— Правильно ли я понимаю, что детекторы транспорта не просто фиксируют загруженность на дорогах, они и еще какую-то функцию выполняют? Какие задачи решает эта система?

— Модернизированная система управления дорожным движением решает несколько задач. Во-первых, мы можем снимать данные о транспортном потоке и оперативно реагировать на изменившуюся ситуацию. Конечно, можно по старинке считать этот показатель вручную, это займет несколько часов. А детекторы ускоряют этот процесс до 2 минут. Соответственно, и скорость реакции на обстановку значительно возрастает.

Кроме того, и сами детекторы могут реагировать и автоматически изменять дорожную ситуацию. Казалось бы, он просто считывает автомобили. Но эти данные аппарат может передавать не только нам в ЦОДД, он их передает контроллеру (входит в состав светофорного объекта). И уже исходя из полученной информации «умная» система вносит коррективы в работу светофоров.

Яркий пример — участок дороги в районе ТЦ «Калина молл». Не так давно мы настроили здесь адаптивный режим управления дорожным движением. Здесь крайне разнообразные по интенсивности и времени транспортные потоки. У таких объектов притяжения, как торговые центры с большими парковками, показатели интенсивности неравномерны. В выходные транспортный поток больше, в будни — меньше. Так вот, детектор считывает, сколько автомобилей выезжает с парковки в ТЦ «Калина молл», и, если он понимает, что интенсивность низкая, выезжает всего 1-2 машины, то он очень быстро перещелкивает светофор на следующую фазу. И мы теперь не ждем там 15−20 секунд, а быстрее даем зеленый другим направлениям. Такой же подход срабатывает, когда от торгового центра выезжает большое количество автомобилей — контроллер дает им больше времени.

Это один из показательных примеров, но он далеко не единственный. В целом суть адаптивного режима — когда длительность фаз светофоров настраиваются автоматически в зависимости от интенсивности потоков транспорта. Нет машин — фаза быстро переключается на следующую. Если есть машины, она дает выезжать. Вот таким образом работает «умная» система.

Еще одна задача, которую выполняет АСУДД, — оперативность исправления неполадок. Ускоряется процесс получения информации о поломках светофоров. До установки системы светофоры в городе могли по несколько дней не работать, пока кто-то из горожан не сообщал о поломке. А сейчас достаточно посмотреть индикаторы светофоров, которые отображаются на интерактивной карте Владивостока, чтобы понять, где и что не так со светофором. А затем оперативно направить туда бригаду.

— Вы сказали, что система работает в автоматическом режиме. А как-то человек в этот процесс вмешивается? Какие еще виды координации используются?

— Все светофорные объекты, которые расположены в радиусе до 600 метров, у нас скоординированы между собой. Видов координации существует большое количество. Мы используем те виды, которые характерны для нашей интенсивности. Конкретный пример — односторонняя Алеутская (от переулка Павленко в районе Покровского парка, до Арбата). Довольно сложный участок с множеством перекрестков, пересечений, пешеходных переходов. Здесь светофоры расположены достаточно близко — 150 метров друг от друга. С учетом очень высокой интенсивности движения, которая наблюдается в этой части города, чтобы повысить скорость проезда, и транспорт и пешеходы могли передвигаться в комфортном режиме по всем направлениям, мы применяем метод обратной координации. Суть его в том, что система пропускает автомобили пачками в направлении, противоположном движению. То есть, сначала включается зеленый свет в районе Арбата, затем на площади Семеновская и только потом в районе Краевой больницы. Это позволяет поочередно выпускать пачки машин, перемещать их постепенно, с участка на участок.

Конечно, это значительно снижает скорость проезда. Но, исходя из нашей высокой интенсивности, а в этом районе она составляет 4,4 тыс. автомобилей при нормативе 3,5 тыс., такой метод координации работает лучше всего. И вот так каждый район города отдельно анализируется нашими специалистами, где какую координацию применить, а затем вносятся корректировки в работу системы.

— Что-то новое планируется установить в ближайшее время? Какие изменения в работе системы произойдут?

— Во-первых, у нас сейчас продолжается установка светофорных объектов — планово в течение года. Например, на пересечении улиц Новороссийская и Басаргина установим в этом году. В том районе у нас пока нет светофорных объектов. Также модернизация светофоров планируется на перекрестке Русской и 100-летия Владивостока, на Второй Речке, где идет реконструкция автомобильной развязки. По завершению дорожного ремонта мы установим новые светофоры и синхронизируем их. Постоянно устанавливаем и новые камеры. Ведется масштабная работа по прокладке оптической линии в разных районах города. В среднем планируем по 15 камер в год ставить. Надо понимать, что это довольно сложный процесс, целая инфраструктура создается для подключения одного комплекса.

— Как вообще оценивается эффективность работы светофоров, как вы понимаете, что нужна дополнительная камера, светофор или какая-то перенастройка? И есть ли в «умной» системе недочеты?

— Эффективность работы светофоров можно оценить по отсутствию аварий. Как правило, светофоры мы устанавливаем, в том числе, на очагах аварийности. Если мы понимаем, что на каком-то участке часто аварии происходят, автомобили не могут разъехаться, то это говорит о том, что что-то с системой не так. Смотрим, анализируем. Если нужен светофор, то устанавливаем его, координируем с «умной» системой. С этой целью, в том числе, проводятся совместные совещания с ГАИ, межведомственными организациями, где обсуждаются проблемы транспортной системы в городе.

Главный недочет кроется в детекторах — зачастую они считывают данные только на подъезде к перекрестку, то есть мы, например, не всегда можем понимать, а что же у нас происходит еще за 500 метров до перекрестка. Не возникла ли там какая-то сложная ситуация, то есть мы видим только перекресток. А по-хорошему детекторы, конечно, должны стоять еще на протяжении улицы. Но мы развиваем эту систему, поэтому и прокладываем оптические линии, чтобы у нас были не только детекторы, которые имеют свои камеры, но и отдельные камеры видеонаблюдения на нужных участках.

— В прошлом году в тестовом режиме установили так называемых «лунных человечков». Показали ли они свою эффективность? Собираетесь ли дальше эту сеть развивать?

— Правильно это называются информационные секции. Они появились, исходя из требований новой редакции ГОСТа, их установка разрешена там, где есть пересечение автомобильного и пешеходного потока. Они сигнализируют водителю о том, что он может проехать этот перекресток, предварительно пропустив пешеходов. В той редакции, которая была до последнего момента, информационные секции были ограничены в своем использовании.

Сейчас уже в новой редакции, которая выходит в начале 2026 года, использование информационных секций очень сильно расширили. Например, при большей пешеходной интенсивности такие информационные секции показывают себя достаточно хорошо. На Басаргина вместе с установкой нового светофорного комплекса планируется установка и информационной секции. Раньше мы не могли ее туда поставить, и светофорных фаз было бы значительно больше, потому что должен был быть отдельный зеленый свет для машин и отдельный — для пешеходов. В целом «лунные человечки» показали себя хорошо, ускоряют движение, увеличивают пропускную способность. Поэтому, да, их количество будем увеличивать постепенно.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 декабря
EUR ЦБ: 89,9 (-0,69)
Инвестиции, 08:11
Курс доллара на 5 декабря
USD ЦБ: 76,97 (-0,99)
Инвестиции, 08:11
Все новости Приморье
Что такое новый идеальный портфель инвестора и как его собратьПодписка на РБК, 09:23
Почему не все компании зарабатывают на больших массивах данных РБК и PostgresPro, 09:21
Путин посетил мемориал Махатмы Ганди Политика, 09:20
В Кремле рассказали об ожидании реакции США на встречу Путина и Уиткоффа Политика, 09:14
Путин приехал на переговоры к Моди. Трансляция Политика, 09:03
Сильный ливень со снегом затопил Камчатку Приморье, 09:01 
4 отрасли, где применяются большие языковые модели РБК и GigaChat, 09:00
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Как убедить клиента купить IT-решение — 6 приемов и готовые фразыПодписка на РБК, 08:56
В США компанию оштрафовали на $7 млн из-за санкций против Дерипаски Политика, 08:53
Умер актер из Mortal Combat и сериала «Человек в высоком замке» Общество, 08:52
Чешский миллиардер отказался от главного актива ради поста премьера Политика, 08:43
Что такое IPO и зачем компании выходить на Московскую биржу #всенабиржу!, 08:30
Над регионами России за ночь перехватили 41 дрон Политика, 08:26
Два тренда в спорах по корпоративным опционам. КейсыПодписка на РБК, 08:25