Перейти к основному контенту
Интервью⁠,

Курорт на четверть населения края: Вера Щербина о мегастройке в Приморье

Глава правительства Приморья рассказала о самом масштабном туристическом проекте
Хасанский округ вскоре станет одной из крупнейших стройплощадок Дальнего Востока
Фото: пресс-служба правительства Приморского края
Фото: пресс-служба правительства Приморского края

В Хасанском округе Приморья по поручению президента страны Владимира Путина построят морской курорт, который сможет принимать до 500 тыс. туристов в год. Масштабный проект будут строить на берегу моря, где пока нет всей нужной инфраструктуры. О том, как будет решаться этот вопрос, а также о мусорной реформе, тратах на ЧС и дополнительных доходах регионального бюджета в большом интервью главному редактору РБК Приморье Павлу Раилко рассказала первый вице-губернатор – председатель правительства Приморского края Вера Щербина.

– Вера Георгиевна, в нашу прошлую встречу мы с вами обсуждали мусорную реформу в Приморье. Вопросы – все еще на поверхности. Подскажите, что делается для их решения?

– Мусорная реформа сегодня идет очень сложно практически во всех регионах страны. Слишком много проблем накоплено по данному направлению. Долгие годы совершенно необоснованно сдерживались тарифы, что привело к колоссальным убыткам отрасли. Наша задача – защищать малообеспеченные слои населения, а не давать льготы крупным предприятиям с высокой прибылью и оказывать помощь гражданам, проживающим в дорогих коттеджах. Был единый подход, который и привел к кризисным явлениям.

В настоящее время мы пытаемся выправить ситуацию, но эти проблемы невозможно решить моментально. По-видимому, они еще будут возникать. В любом случае все появляющиеся вопросы мы будем держать на контроле. В настоящее время работа в рамках этой реформы у нас в крае продолжается. Планируется строительство шести комплексов и реконструкция двух действующих объектов. Новые объекты планируется возводить максимально приближенно к крупным городам. Под реконструкцию попали комплекс во Владивостоке и сортировочная станция в Уссурийске.

Чистота на контейнерных площадках – вопрос, который нас очень волнует. Мы планируем решить его при помощи сервиса контроля обращения с отходами в рамках концессионного соглашения с ООО «Цифровое Приморье». Система позволит вести круглосуточный мониторинг и контролировать работу перевозчика, чтобы в последующем применять штрафные санкции в случае автоматического выявления отклонений от графика и некачественного вывоза с площадок ТКО. В настоящее время эта система применяется в тестовом режиме во Владивостоке.

– Смена руководящего состава ПЭО происходит не в первый раз, но ситуация не улучшается. По всей вероятности, проблема все-таки не в кадрах? Какие рычаги решения этой проблемы у нас имеются? Необходимо изменить законодательно-правовую базу, или нам придется справляться с ней с помощью денег, которых у края все же не бесконечное количество?

– В ближайшее время запланировано проведение аудиторской проверки деятельности Приморского экологического оператора, по результатам которой будут приняты соответствующие решения. При этом важно помнить, что эффективная реализация реформы в сфере обращения с ТКО зависит не только от деятельности регионального оператора и Правительства края, но и работы органов местного самоуправления, на которые в соответствии с федеральным законодательством возложены прямые полномочия по созданию и содержанию мест накопления ТКО, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Это большая комплексная работа, где каждый обязан нести ответственность за вверенную ему часть, а видимыми результатами, в свою очередь, должны стать чистые контейнерные площадки и, как следствие, отсутствие жалоб от жителей региона по вопросам сбора или вывоза мусора.

– Наступило лето – начался сезон потопов. Уже «поплыл» север Приморья. В прошлом году наш регион тоже понес ущерб от буйства стихии. Вы наверняка предусмотрели в этом году некую «подушку безопасности», потому что ущерб подсчитывать долго, а ждать компенсации от федеральных властей еще дольше. Сколько край может себе позволить потратить на ЧС?

– На сегодняшний день в связи с продолжительными дождями, вызвавшими подъем уровней рек, в трех муниципальных образованиях введен режим чрезвычайной ситуации. Это Дальнереченский, Красноармейский и Пожарский округа (данные на момент записи интервью – прим. ред.). В 11 районах действует режим повышенной готовности.

Спасателями краевой поисково-спасательной службы совместно с сотрудниками МЧС в наиболее пострадавших районах оказывается помощь населению и администрациям муниципальных образований в ликвидации последствий удара стихии. Организованы лодочные переправы. Осуществляется доставка продуктов питания. Производится откачка воды на затопленных территориях. Мы в кратчайшие сроки готовы оказывать адресную материальную помощь пострадавшему населению.

Хочу отметить, что с декабря прошлого года по настоящее время в семи муниципальных образованиях – это Владивосток, Артем, Уссурийск, Лесозаводск, Октябрьский и Чугуевский округа, а также Спасск-Дальний, проводится большая профилактическая работа по расчистке, спрямлению, дноуглублению 21 участка русел рек общей протяженностью более 60 километров. И там, где нами были расчищены русла рек, нынешний паводок либо не принес никакого ущерба, либо его размер минимален. Яркий пример – Спасск-Дальний. Многие помнят, что там было в прошлом году. В этом – ситуация намного лучше.

– Вода – это одна сторона медали, но край уже в этом году трепала и огненная стихия. Во сколько вы оцениваете ущерб от природных пожаров за первое полугодие?

­– Приморский край успешно справляется с профилактикой и тушением лесных и ландшафтных пожаров. Регион является одним из лидеров по оперативности реагирования на новые очаги огня – в этом году 98% всех возгораний были ликвидированы менее, чем за сутки после обнаружения. Благодаря высокой оперативности тушения пожаров, удается избегать гибели насаждений и удерживать ущерб на относительно низком уровне.

Тушение ландшафтных пожаров в крае осуществляется силами и средствами Приморской территориальной подсистемы РСЧС. Губернатором утвержден Сводный план тушения ландшафтных пожаров, согласно которому привлекаются силы и средства в составе почти 5 тысяч человек, 377 пожарных автомашин, 1 365 единиц других видов техники.

Особое внимание сейчас мы уделяем развитию нашей краевой противопожарной службы. Ежегодно укрепляем материально-техническое обеспечение, обновляем парк пожарной техники. Приобретаем как пожарные автомобили, так и в дополнение к ним маневренные малые лесопатрульные комплексы. Возводим новые современные пожарные депо с гаражами и административно-бытовыми комплексами. В 2023 году возведено восемь таких частей, в 2024 построим еще семь.

Все эти мероприятия позволят дополнительно повысить оперативность реагирования на природные пожары и снизить ущерб от их прохождения.

– Давайте не только о тратах, но и о доходах. Вот несущаяся на нас налоговая реформа: во сколько вы оцениваете прибавку бюджета после внесения изменений в налоговый кодекс?

– Все дополнительные налоговые доходы поступят в федеральный бюджет. Региональные бюджеты никаких дополнительных доходов в результате реформы не получат.

– Какие еще дополнительные доходы краевого бюджета у нас есть в этом году? Что из приморской экономики растет больше, чем мы рассчитывали? Превышают ли дополнительные доходы новые траты?

– Текущее состояние экономики региона стабильное. При этом основные отрасли имеют устойчивую положительную динамику. Так, по итогам января-апреля текущего года, положительную динамику показал индекс промышленного производства – 106,2%, что больше среднероссийской – 105,2% и по ДФО – 105%. В том числе, росли обрабатывающие производства – рост 109,9% и добыча полезных ископаемых – 110,4%. Выросло производство молока – 115,2% и яиц – 115%.

Видим высокую экономическую активность и по обороту организаций, который за четыре месяца составил практически 160 миллиарда рублей. Основной рост в розничной торговле составил 120,5%, оптовой – 117,7%, индустрии гостеприимства – 118,5%.

Положительная динамика наблюдается и в сфере жилищного строительства. Введено 512,8 тысячи квадратных метров – плюс 14,2% к аналогичному периоду прошлого года. Мы видим, как преобразился город за последнее время. Люди получили возможность приобрести современное комфортное жилье. Ряд льготных категорий населения, в том числе многодетные семьи, семьи военнослужащих получили такое жилье от государства.

Видим позитивный эффект от наших усилий по улучшению инвестиционного климата в Приморье. Индекс инвестиций в основной капитал составил в первом квартале 116,2%. Таким образом, мы опережаем по динамике роста средние показатели как по ДФО – 113,4%, так и по России – 114,5%. Напомню, что в прошлом году в экономику края было привлечено 400 миллиардов рублей инвестиций, что в 2,8 раза превышает показатель 2018 года.

– Статистика говорит нам о том, что туризм, стройка и логистика – одни из самых перспективных отраслей для региона. Какие крупные проекты из тех, что мы реализуем, станут форвардами в этих отраслях в среднесрочной перспективе?

Действительно, отрасли, которые вы назвали, имеют устойчивую динамику роста. Перевалка контейнеров в портах Приморья по итогам первого квартала текущего года выросла более чем в половину – на 52%, при этом импорт контейнеров вырос на 58,4%.

В секторе логистики наиболее значимыми проектами являются строительство крупнейшего на Дальнем Востоке транспортно-логистического центра «Артем», Восточного транспортно-логистического узла Северного морского пути на базе ПАО «ВМТП». Еще целый ряд крупных проектов заявлен в морских портах Владивосток и Восточный.

В Приморский край заходят сегодня компании, осуществляющие строительство на территории всей страны. Это группа «ПИК», «Самолет», «Талан» и другие. Поэтому и масштаб проектов будет только увеличиваться. Кроме этого, федеральные девелоперы задают темп и качество строительства. В ближайшее время планируем также реализацию проектов комплексного развития территорий. Доступность обеспечивают льготные ипотечные программы «Дальневосточная ипотека» и «Молодая семья». В этом году планируем ввести в общей сложности 1,3 миллиона квадратных метров жилья.

Уникальная природа, близость китайской границы, теплое море каждый год привлекают в край тысячи туристов. В первом квартале туристский поток в Приморский край составил более 320 тысяч человек – почти треть туристского потока всего ДФО.

После снятия ограничений из-за пандемии коронавируса Приморский край вновь открывают для себя иностранные туристы. За этот период в край приехало 12,7 тысяч туристов из КНР. В регионе работает 324 турфирмы, и действует более тысячи мест размещения.

Одним из центров туристического притяжения для иностранных туристов является ИРК «Приморье», которая продолжает свое развитие. В ближайшие два года откроется современный горнолыжный курорт «Арсеньев». В Хасанском округе будет построен круглогодичный морской курорт, который сможет принимать до 500 тысяч туристов в год. Уверена, данные проекты выведут индустрию гостеприимства в крае на новый уровень. Плюс, большое развитие получает у нас деловой туризм. Этому способствуют регулярно проводимые в крае фестивали, конференции и форумы всероссийского и международного уровня.

– В сфере туризма самый значимый из перечисленных вами проектов – безусловно, круглогодичный морской курорт в Хасанском районе, который построят по поручению Президента. Но юг Приморья – не обжитой Краснодарский край. Важная стройка расположится почти «в чистом поле», то есть на берегу моря, где пока нет инфраструктуры, подходящей для объекта такого уровня. Как будет решаться этот вопрос?

– Проект строительства федерального круглогодичного морского курорта в Хасанском округе, который реализуется по поручению Президента России, является одним из масштабных проектов в сфере туризма Приморского края. Вопросы создания инфраструктуры для курорта обозначены и синхронизируются с планом развития округа. К реализации вопросов подключены сам инвестор, муниципальные, региональные и федеральные органы исполнительной власти.

На сегодняшний день для обеспечения электроэнергией необходимо строительство 200 км ЛЭП и подстанций мощностью 220 кВ. Вопрос финансирования для проведения всех необходимых работ рассматривается на федеральном уровне.

Для обеспечения курорта водоснабжением предусматривается строительство водопровода. Рассматривается вариант подключения иных потребителей, нуждающиеся в централизованном водоснабжении, по пути водопровода. Для обеспечения комфортного доступа к курорту необходим ремонт существующей дороги. Предусмотрено региональное бюджетное финансирование и строительство новой объездной трассы. Ведется инженерный и финансовый расчет наиболее перспективных вариантов.

В проработке также находятся вопросы морских пассажирских перевозок, синхронизации расписания поездов и муниципальных автобусов для доставки туристов до курорта.

– Ну а пока суперкурорт будет строиться, что нам делать, чтобы не потерять поток российских туристов, а также нарастить поток иностранных гостей, возвращающихся после пандемии?

Согласно статистике, как российские, так и иностранные туристы предпочитают всем видам отдыха сначала пляж, затем – активные виды туризма: экскурсионные поездки по различным городам с осмотром достопримечательностей, поездки на природу с посещением национальных парков и заповедных территорий, отдых на природе с палатками, походы и сплавы по рекам. И все это может предложить отдыхающим наш Приморский край.

На сегодняшний день более 70 туроператоров по внутреннему туризму осуществляют деятельность на территории региона, предлагая путешественникам самый широкий спектр сборных туров и экскурсий на любой вкус и под любые потребности.

Мы постоянно повышаем узнаваемость региона на федеральном и международном уровнях. Участвуем во всех крупных мероприятиях, выставках и проектах. Это, к примеру, Интурмаркет, MITT, фестиваль минтая «О! Мега вкус», «На гребне», «5 морей 3 океана», выставка-форум «Россия», где в постоянном режиме организована работа стенда Приморского края.

Уровень взаимодействия между Приморским краем и провинциями Китайской Народной Республики только растет. В мае текущего года, состоялся промо-тур для блогеров из КНР, которые прилетели к нам, чтобы рассказать своей аудитории о главных достопримечательностях региона. Такие туры помогают наглядно показать возможности края, чтобы о них узнали гости из КНР.

На рост турпотока влияет и авиасообщение. Рейсы выполняют как российские, так и китайские авиаперевозчики. Рейсы в Китай выполняются еженедельно по направлениям: Далянь, Санья, Шанхай. Пекин, Яньцзи, Харбин

Приморский край традиционно привлекает туристов морским побережьем и природными достопримечательностями. Здесь расположены такие популярные точки туристского притяжения, как Токаревский маяк, бухта Стеклянная, бухта Лазурная, ботанический сад -институт ДВО РАН, бухта Ахлестышева, мыс Тобизина.

Путешественники интересуются также историческими местами и смотровыми площадками. Они с удовольствием исследуют исторический центр города Владивостока. Внимание гостей краевой столицы неизменно привлекают смотровая площадка в парке Орлиное гнездо, смотровая площадка Нагорного парка, смотровая площадка на сопке Бурачка, Ворошиловская батарея, Новосильцевская батарея с фортом Поспелова.

Большой популярностью пользуются событийные мероприятия. Это гастрономические фестивали: «Корюшка и Ко», «О! Мега Вкус», Фестиваль мидии, «Прибой», «Taigafest», спортивные мероприятия: «Vladivostok Ice Run», «Забег.рф», Владивостокский международный марафон «Бегу по мостам»; заплывы в открытой воде: «Амурский залив», «X-Water»; фестиваль пляжных видов спорта Sup Fest-2024, а также «Cold Water Surf Cup» – ежегодная серия международных турниров по классическому сёрфингу.

Косатки, тюлени, морской заповедник, острова, архипелаг Римского-Корсакова, теплое море, многокилометровые пляжи, вкусная еда, близость Корейской Народно-Демократической Республики и Китайской Народной Республики – все это делает Приморье привлекательным для туристов России и из-за рубежа.

– И еще немного о тратах. Учитывая, что узость Восточного полигона пока не позволяет 100% грузов переправлять по ж/д, логистика теперь идет по автодорогам. А такой поток большегрузов серьезно увеличивает их износ. Дороги – это дорого. Есть ли понимание, где бы нам взять еще денег на их содержание, как и на строительство долгожданных транспортных коридоров на Китай?

– Мы регулярно предусматриваем средства в бюджете края на содержание автомобильных дорог регионального значения. При этом суммы, которые направляются на обозначенные цели, постоянно увеличиваются. Если в 2023 году речь шла о почти 3,7 миллиарда рублей, то в текущем – это уже почти 7,8 миллиарда. Разница – более 4 миллиардов. И мы будем продолжать эту работу.

По поводу модернизации пунктов пропуска – Правительством Приморского края направлена заявка в Федеральное дорожное агентство о дополнительной потребности Приморского края в софинансировании из федерального бюджета для реконструкции автомобильных дорог, ведущих к пунктам пропуска на Государственной границе Российской Федерации. После направления средств федерального бюджета будет предусмотрено софинансирование за счет средств краевого бюджета на реконструкцию автомобильных дорог, ведущих к пунктам пропуска. Разработана проектная документация на реконструкцию автомобильных дорог. Кроме того, мы строим и ремонтируем краевые и муниципальные дороги.

Для обеспечения сохранности автомобильных дорог и соблюдения законодательства в области движения большегрузов в Приморском крае функционируют автоматические комплексы весового и габаритного контроля – восемь единиц. В настоящее время ведется работа по расширению сети. Рассматривается вопрос об установки еще порядка пяти комплексов.

Денежные средства от штрафов за нарушения при движении большегрузов, зафиксированные комплексами, полностью зачисляются в краевой бюджет и используются для осуществления дорожной деятельности.

– И последний вопрос. Вы убедили Законодательное собрание Приморского края создать в правительстве региона должность вашего первого зама. Для чего понадобилось вводить новую штатную единицу?

– Во-первых, не произошло никакого увеличения штата. Должность зампредседателя правительства края стала должностью первого зампредседателя. Во-вторых, это произошло потому, что нужно координировать работу других органов исполнительной власти по градостроительной политике. Это очень важный вопрос, в том числе в связи с реализацией мастер-планов приморских городов, которому сейчас уделяется самое пристальное внимание.

Еще больше новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 21:04
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 21:04
Все новости Приморье
Как малый бизнес превращает операционку в стратегическое преимущество Отрасли, 21:23
Сверхсекретная база времен холодной войны: что посетить в Крыму РБК и ВТБ, 21:23
Почему HR-автоматизация становится ключом к устойчивости бизнеса Отрасли, 21:23
Выгода — не только деньги: какими стали современные банки для бизнеса Тренды, 21:19
Без компромиссов: как мобильное ателье BML меняет мужской шопинг Стиль, 21:05
«Краснодар» победил ЦСКА и третий раз подряд завершил год лидером РПЛ Спорт, 20:59
«Балтика» без Талалаева победила «Крылья Советов» Спорт, 20:56
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Умер актер из «Реальных пацанов» Дмитрий Красильников Общество, 20:51
Как понять реальную доходность инвестиций с учетом инфляции РБК и ПСБ, 20:51
Как внутренний аудит снижает бизнес-риски Отрасли, 20:47
Защитник «Краснодара» пожаловался на расистское оскорбление в игре с ЦСКА Спорт, 20:39
Абстракционизм: как искусство «отщепенцев» изменило понимание красоты РБК и ГАЛС, 20:36
В Германии отпустили обвиняемую по делу «рейхсбюргеров» россиянку Политика, 20:19
Экономика сопротивления: потенциал Ирана для российского бизнеса РБК и РЭЦ, 20:18