Интервью на пирсе: порты Владивостока вырастут за счет насыпных площадей
Более 44 погонных км сетей будет капитально отремонтировано в текущем году в дальневосточной столице. Об этом РБК Приморье сообщил глава Владивостока Константин Шестаков. В интервью главному редактору Павлу Раилко он подвел промежуточные итоги ремонтного сезона, рассказал о ночных работах, новых дорогах и о том, будет ли в столице Приморья строить жилье на насыпях в море.
– Константин Владимирович, вокруг нас много промышленных звуков. Мы в самом центре города, и, наверное, что-то из этого – шум экскаватора: Владивосток потихонечку начинают раскапывать. Давайте расскажем нашим жителям, что ждет их в предстоящий ремонтный сезон.
– Четыре ключевых направления: дороги, сети, социальные объекты и благоустройство. Это те четыре ключевых направления, по которым мы будем работать в рамках этого строительного сезона в большей степени. Первое – дороги. Город требует этого внимания. Количество автомобилей на количество жителей города Владивостока максимальное. Традиционно мы проводили ремонты – косметические, ямочные, капитальные. А в этом году мы подошли уже и к дорожному строительству: впервые за многие годы у нас появятся дополнительные дороги. Поэтому хотелось бы сделать акцент в первую очередь на этих направлениях. Реализация мастер-плана в целом и разработка и утверждение на уровне федерации плана социально-экономического развития предоставили нам дополнительные возможности. В первую очередь это про деньги.
– Деньги – это хорошо.
– Точно. У нас появились дополнительные инструменты. В этом году благодаря решению президента у нас есть возможность реализовать целый комплекс проектов (их всего 24, здесь не только про дороги) благодаря специальным казначейским кредитам – дополнительный инструмент для регионов, для городов, которые реализуют мероприятия мастер-плана. Плюс наши традиционные средства – субъекта, муниципалитета и, конечно, национальных проектов: по решению президента во Владивостоке реализуется нацпроект «Безопасные качественные дороги» (БКД).
Если подвести черту под количеством объектов, которые будут реализованы, объекты следующие: большой блок Авроровская – Комсомольская – это улицы Иманская, Комсомольская и Авроровская.
– Это уже существующие дороги, которые сделают заново?
– Это уже существующие дороги, которые будут реализованы в формате БКД. Второе – это Первомайский район. В продолжение ремонтных работ, которые мы провели на общественном пространстве «озеро в районе улицы Сафонова», мы также в формате национального проекта пройдем реновации трех дорог –Героев Хасана, Никифорова и Сафонова.
– То есть от 40 лет ВЛКСМ вверх?
– Так точно. Ощущение комплексного подхода точно случится. Даже, например, в формате появившихся остановочных павильонов, которые должны быть в столь значимом, на сегодняшний день на «Первомайке» месте отдыха.
Дополнительные работы мы проведем также еще по ряду улиц. Но, тем не менее, когда мы говорим о появлении новых дорожных объектов, мы говорим о Патрокле, улицах Североморской, Архангельской, Сочинской.
– Здесь у нас грунт превращается в асфальт.
– Превращается в асфальт. Мы говорим о микрорайоне «Зеленый угол»: внутриквартальная дорога, которая будет примыкать к развязке Седанка–Патрокл – это тоже хорошая возможность для жителей микрорайона воспользоваться иным вектором для того, чтобы можно было выехать либо в сторону загорода, либо в сторону Золотого моста, либо в сторону острова. Это даст возможность разгрузить уже существующие развязки, хотя и этими развязками тоже в этом году занимаемся. Например, перекресток в районе Адмирала Юмашева уже прошел комплексное благоустройство, и сейчас мы завершаем работы по созданию пешеходного тротуара. Там действительно не хватало этой инфраструктуры для пешеходов.
Дополнительные работы пройдут у нас на двух значимых перекрестках: это улица Русская – проспект 100-летия Владивостоку, значимая развязка под так называемым Горбатым мостом. К работам мы уже там приступили. Нам необходимо провести работы по реновации этого перекрестка для того, чтобы проезд, в том числе с Русской в сторону проспекта 100-летия, в сторону центра, был чуть более комфортным.
– Схема движения будет изменяться?
– Немного. Мы разведем в разные стороны потоки, которые сходятся на Х-образном перекрестке, сделав чуть более комфортным проезд. Продолжая тему улицы Русской, которая плавно переходит в улицу Адмирала Горшкова, в сторону Снеговой Пади: у нас также пройдет капитальный ремонт примыкания улицы Адмирала Горшкова к объездной трассе. Может быть, вы помните: на выезд с Адмирала Горшкова у нас всего одна полоса. Мы приняли решение о том, что необходимо ее довести до двух нормативных для того, чтобы выезд был комфортным и в сторону загорода, и в сторону центра. Эти работы также у нас за забюджетированы.
Это те ключевые работы, которые мы проводим по дорогам города Владивостока. Стоит отметить, что специальный казначейский кредит дает еще одну хорошую возможность, а именно проектировать – как значимые развязки, так и дороги на магистральных направлениях. Например, в этом году мы начнем проектировать развязку в районе Фирсова. Мы начнем проектировать расширение автодороги от кольца Инструментального завода до развязки на Баляева для того, чтобы опять же довести и количество полос, и их ширину до нормативных.
– От проекта до реализации обычно какое время у нас проходит?
– Обычно проектирование плюс экспертиза у нас составляют год. Ну а там дальше поймем, как мы разобьем реализацию. Скорее всего, зайти на столь значимый отрезок от Инструментального завода до Баляева будет достаточно тяжело для дорожного трафика: мы надолго создадим дискомфорт на этом направлении в случае, если пойдем таким путем. Скорее всего, мы его разобьем на этапы и будем реализовывать таким образом. Честно скажу, это гораздо более комфортно. Например, на дороге на острове Русском мы для себя увидели, что отрезки от 1,5 до 2 погонных км более комфортны для реализации в рамках, в том числе, туристского сезона. Мы понимаем, что туристский сезон не зачастую, а фактически совпадает со строительным. Поэтому [важно] и дать возможность воспользоваться адекватной дорожной инфраструктурой, и продвинуться в наших целях, соблюсти этот баланс.
– Если говорить о ремонтных работах на трубопроводах, которые будут достаточно значимы, масштабны и создадут, возможно, какие-то проблемы с трафиком, чего и когда стоит ожидать?
– Мы уже приступили к этим работам. Работы мы начали не на всех участках. Мы ведем проектирование, параллельно на других участках, где уже проектирование завершено, и мы вышли из экспертизы, мы вошли в фактические работы. Понимаем, что наша задача – завершить все работы к 1 ноября, к фактическому началу отопительного сезона. Опять же мы привлекли федеральные средства для того, чтобы можно было такую амбициозную цифру, как 44 погонных км сетей, пройти капитальным ремонтом в текущем году. Контроль у нас еженедельный, контроль на месте ежедневный. Постараемся сделать так, чтобы весь объем средств был вложен в конкретные сети.
Мы видим, и все жители домов, по которым система отопления примыкает непосредственно к их домам, видят, что год от года, когда мы проводим эти работы, количество аварий на этих сетях снижается в разы. Безусловно, это создает нам дополнительные возможности качественно изменить подходы к подаче тепла в дома. Подходы по выбору площадок аналогичны на протяжении 3-х лет, мы их не меняем. Мы определили места наибольшей концентрации аварий и идем по этому пути: создали тепловую карту, которая позволяет нам определить болевые точки и вкладываем в первую очередь в эти локации средства для того, чтобы разработать проектную документацию, выполнить работы фактически. И мы смогли изменить динамику, которая шла по пути ежегодного увеличения количества порывов: в этот отопительный сезон мы ее смогли качественным образом переломить и пойти по пути снижения. Мы снизили количество порывов к прошлому отопительному сезону на 5%. Безусловно, это очень важно.
– Если все-таки вернуться к конкретным улицам, где будут проблемы с движением или уже есть?
– [Улица] Борисенко. Часть работ у нас пройдет по улице Сафонова, также мы пройдем по улицам Русской, Кирова. Это те точки, где мы сможем ощутить влияние на фактический трафик. По остальным адресам влияние будет чуть менее наглядным. Постараемся сделать так, чтобы работы проводились как можно более динамично, это касается и дорог в том числе. Мы приняли решение о том, что значимая часть работ у нас будет проходить, если это будет влиять на трафик, в ночное время. Это направление зарекомендовало себя как верное – мы перенимали этот опыт у других крупных городов. Посмотрим. Мне кажется, что если говорить о сетях, то аналогичный подход всех бы устроил, если бы мы увеличили кратно количество смен по данному направлению и вышли из фактического ремонта гораздо быстрее.
– Сейчас вы [администрация Владивостока] обычно рассказываете про какие-то дорожные работы, промывку коллектора, ремонт. Как на это реагируют местные жители, что говорят сами рабочие: насколько им комфортней/сложнее работать ночью? Какие отзывы?
– Тоже разобьем на два направления. Это работы по санитарии. Мы уже очень давно перешли на эту схему работ. Это комфортнее, потому что наша техника, в том числе леерамои, пылесосы идут со скоростью меньшей, чем скорость потока. И, конечно, когда мы выходим на работу днем, это сдерживает поток и создает необходимость перестраиваться из крайней правой в левые полосы. Это создает возможные аварийные ситуации и в принципе дискомфорт и некий хаос на дороге. Поэтому мы приняли решение о том, что мы такие работы на постоянной основе будем проводить в вечернее и ночное время. Мы вышли на этот подход, когда проводили значимые работы по уборке снега. Все-таки днем проводить эти работы крайне накладно, в первую очередь это влияет на трафик. Поэтому мы перешли по санитарии на работу в ночь. Это первая часть. И вторая – это дорожные работы. Давайте вспомним Некрасовский путепровод, работы, которые мы проводили по движению из центра в сторону пригорода. Ситуация аналогичная: в одну ночь мы нарезали необходимые для нас карты и в последующие ночи мы значительными объемами выходили после 20-21 часа, тем самым дав возможность львиной доле автомобилистов после завершения рабочего дня, после 18 и до 20 часов, воспользоваться возможностью спокойно выехать из города и как можно больше работ завершить до начала утренней смены. Мне кажется, что скорость работ изменилась в лучшую сторону – это наглядно, на мой взгляд. За ночь мы можем пройти гораздо большие объемы, и для жителей города Владивостока меньше тревоги.
Если говорить о Трудовом кодексе и готовности предприятий работать в ночь – еще раз повторю: мы к такому подходу подошли уже достаточно давно. Трудовой кодекс позволяет, безусловно, с некоторыми ограничениями, выполнять эти работы посменно. У нас есть надлежащее количество и механизаторов, и дорожных рабочих, поэтому спокойно работаем, исходя из тех подходов, которые для себя определили как верные. Мне кажется, что жители города Владивостока тоже должны оценить, что днем гораздо меньше проблем для трафика мы создаем этими работами.
– А если говорить о деньгах: ночная смена – она дороже? Или столько же стоит?
– Да, она стоит дороже, но мы понимаем, что качество точно не страдает. На скорость проведения работ и на фактический трафик это влияет серьезно. Значительная часть крупных городов пошла по этому пути для того, чтобы жизнь в городе не прерывалась из-за необходимости проведения этих дорожных или санитарных работ.
– Уже несколько раз за это интервью вы упомянули мастер-план и другие новые инструменты, которые на федеральном уровне предоставили Владивостоку. Приморскому краю в том числе, но мы сейчас говорим именно про наш город. Насколько это повлияло на масштаб работ в этом году?
– Все наглядно. Давайте опять вернемся, например, к сетям. Благодаря федеральным средствам, благодаря фонду Национального благосостояния, благодаря тем средствам, которые были направлены нам в рамках специального казначейского кредита, мы смогли довести объем проводимых работ на сетях до необходимых по рекомендации Минстроя 4% от общего количества сетей. До этого даже приблизительно мы не выходили на 2% от общего количества. Есть наглядные направления. Вот сети – это осязаемое направление. Возможность строить новые дороги, например, дорогу на острове Русском, или развязку «Зеленого острова», или Патрокл тоже нам дают федеральные средства. Но, конечно, столь значимые работы, в том числе и значимые в финансовом аспекте, не было бы возможности провести, если бы у нас не было возможности апеллировать к федеральному бюджету или бюджету этих фондов.
– Если брать весь мастер-план, который у нас, насколько я помню, до 2030 года, там множество мероприятий. Какие, по вашему мнению, самые значимые для нашего города?
– Вы знаете, когда мы разрабатывали мастер-план, мы в графическом исполнении мастер-плана все разбили по слоям. С самого базового – с уровня сетей – мы поднимались до уровня комплексной застройки, дорожных развязок, социальной инфраструктуры, благоустройства, рекреации, туризма. Мы понимаем, что, безусловно, необходимо идти с самых базовых задач. Работа с сетевым хозяйством, на мой взгляд, – это одна из самых ключевых. Дорожные работы для нас, понимая всю нашу специфику, тоже очень важны. В продолжение работы с дорожными развязками или с дорогами в целом необходимо сделать акцент на общественном транспорте. Я об этом не упоминал, но, например, в этом году мы полностью обновим троллейбусный парк. Это будут новые троллейбусы.
– Невеликий троллейбусный парк.
– 16 единиц. Для нас это важно. Мы в полном объеме сможем его заменить на современные – это тоже очень важно. Вопрос комфортного использования этих троллейбусов – также одна из важных задач. Плюс мы приобретаем троллейбусы с автономным ходом. Это даст нам возможность присоединить к этому маршруту, в том числе Снеговую Падь.
Мы покупаем или уже приобрели автобусы – также благодаря специальному казначейском кредиту. Они выйдут, в том числе, на остров Русский. Студенты Дальневосточного федерального университета неоднократно говорили о едином подходе вуза, который тоже должен обеспечить движение от кампуса к общежитиям и от общежитий, которые находятся в центральной части города, к кампусу, комфортными шаттлами. Город Владивосток также не снимает с себя ответственности за то, что количество маршрутов, их периодичность движения должны быть достаточными для того, чтобы остров жил. Поэтому мы приняли решение: мы закупили дополнительные автобусный парк, мы сейчас его ставим на учет, и уже в самое ближайшее время мы будем заходить на конкурентную процедуру для того, чтобы у нас состоялся новый маршрут. Еще раз подчеркну: включать он будет остров Русский для того, чтобы дать возможность нашей молодежи комфортно посещать одно из ключевых учебных заведений нашего региона.
Еще одним ярким, наиболее обсуждаемым проектом в области общественного транспорта будет являться наземное или легкое метро. Это более чем реальный проект. Если в других регионах нашей страны есть необходимость создавать дополнительные пути, здесь есть необходимость создавать дополнительную инфраструктуру, в том числе перроны, создавать дополнительные транспортно-пересадочные узлы для того, чтобы создать комфортную инфраструктуру. Но, тем не менее, даже до самых отдаленных территорий, например, до Улисса, у нас есть фактические пути, которые позволяют организовать – относительно безболезненно – движение этого легкого метро.
Сейчас вместе с РЖД наша задача создать технико-экономическое обоснование реализации проекта в целом, и я уверен, что это будет одним из проектов, которые мы будем финансировать. Я имею в виду создание необходимой инфраструктуры – сами перроны, транспортно-пересадочные узлы, необходимые парковки… Мы понимаем, что ты можешь подъехать на своем автомобиле, припарковать его на охраняемой парковке и дальше уже пересесть на линию наземного метро. Это, конечно же, важно.
– Это будет вводиться постепенно?
– Я считаю, что да. Но мы понимаем, что нам нужно идти вслед за теми фактическими изменениями в экономике, которые у нас грядут. Например, у меня есть возможность, пока мы общаемся, видеть Владивостокский морской торговый порт. Мы знаем, что серьезные изменения нас ждут на этом направлении. Будут дополнительные мощности, будут дополнительные искусственные земельные участки для того, чтобы создать ту инфраструктуру, которая соответствует текущим требованиям экономики страны, связанной с ключевыми позициями города Владивостока как форпоста в АТР. Мы крупный логистический центр, мы должны создавать ту инфраструктуру, которая востребована или которой не хватает в моменте. Поэтому, зная о тех изменениях, которые нас ждут в экономике, например, конкретного предприятия, мы должны давать ответ, каким образом, например, 800+ человек дополнительно смогут доехать до Эгершельда или до, условно, северного КП на Нижнепортовой.
Конечно, мы должны давать ответы и своевременные, и исполнимые. Поэтому станция, условно, Казанская или станция Казанский мост – давайте подумаем о названии чуть позже, но суть должна остаться неизменной. У нас должна быть еще одна дополнительная станция или две за нашим железнодорожным вокзалом. Мы должны привезти, опять же подчеркну, 800+ потенциальных новых работников порта к их месту работы и комфортно забрать их назад.
Таких проектов у нас достаточно много. По левую руку от меня также находится порт Первомайский. И сейчас вы видите, что ведутся работы по созданию искусственного земельного участка с насыпью скалы. Аналогичный подход: мы должны понимать, что на территорию Первомайского района мы должны также привести легкое метро для того, чтобы и жители, которые сейчас проживают, и новые работники, которые будут пользоваться этой инфраструктурой, смогли комфортно добраться до дома с работы и обратно.
Для нас абсолютно понятно, что, несмотря на городской трафик, несмотря на погодные условия, железнодорожный транспорт или метро дают нам возможность четко добраться из точки А в точку Б с фиксированной скоростью, с фиксированным временем в пути. Поэтому, конечно, это комфортное направление.
Дополнительно, безусловно, социальные объекты – это школы, детские сады. Конечно же, это благоустройство. Мы уже незаметно к нему привыкли за прошедшие три года. Еще совсем недавно об этом благоустройстве мы и помыслить не могли, а сейчас это уже такая обыденность, наверное…
– Рутиной стало?
– Появление новых площадок – это уже что-то само собой разумеющееся. Даже не совсем для нас, потому что для нас вместе с теми жителями города, которые готовы участвовать в соучастном проектировании, – это все-таки такой творческий, серьезный процесс. Появление новых общественных пространств стало чем-то обыденным для жителей, в первую очередь.
– Вы два раза уже упомянули насыпные участки – тема для меня очень интересная. Как будет расширяться Владивосток? В первую очередь, наверное, это вопрос промзон, потому что у нас есть старые промзоны, а новых нет. И не очень понятно, где будет базироваться (кроме ТОРов) какое-то новое производство, которому надо быть ближе к Владивостоку. Будут ли у нас появляться новые промзоны, как у нас обстоят дела с насыпными участками в ближайшей перспективе? И, возможно, какие-то старые промзоны будут исчезать?
– Мне кажется, вы практически ответили на свой вопрос. Направлений несколько. Если мы говорим о развитии промышленности – все- таки это не совсем про Владивосток в его текущих границах. Да, мне кажется, что промышленные предприятия должны быть расположены на территории тех преференциальных зон, которые уже созданы – в том числе Надеждинский район, территория ТОР Приморье, которая уже существует, у которой достаточное количество инженерных мощностей для того, чтобы дать возможный дополнительный импульс развитию промышленности. Они должны развиваться в тех территориях, которые для этого предназначены. Создавать дополнительные промышленные мощности на территории города мы не подразумевали. Вы можете обратиться к материалам мастер-плана: если говорить «агломерация плюс», то это территория Надеждинского района, это территория Большого Камня и примыкающая к ним территория.
Да, полноценно заводы, крупные предприятия должны и будут создаваться именно на этих территориях. Вернусь к тому, что город Владивосток – крупный логистический центр. Наши логистические мощности должны развиваться, и это не только дороги, но это еще и порты. Сейчас законодатель дал нам такую возможность. Опять же возвращаемся к возможности создания насыпных земельных участков. Это путь, и мы видим, что этот путь уже проходят многие предприниматели, которые реализуют свои проекты в области логистики. Поэтому мы понимаем, что эти мощности должны развиваться, исходя из современных трендов.
– Если отойти от логистического использования новых насыпных территорий… Вот как в Дубае: будут ли у нас новые кварталы возводиться на насыпях?
– Такая возможность есть. Я знаю, что такие есть задумки у предпринимателей. Давайте посмотрим по факту, как это будет реализовано.
– Удовольствие недешевое.
– Да. То, что законодатель дает такую возможность, – это факт. То, что это будет реальная и эффективная бизнес-модель… Ну, здесь, наверное, в первую очередь стоит обратиться к самим предпринимателям для того, чтобы они рассчитали целесообразность создания искусственного земельного участка и возможное создание на нем объектов той инфраструктуры, которая обеспечит окупаемость. Поэтому давайте посмотрим, как будут к этим возможностям, которые дает законодатель, относиться сами предприниматели. Мне кажется, что такая возможность все-таки есть.
Собственно говоря, не только наш мастер-план, но и мастер-план, который был нам подарен коллегами из Японии (была такая компания Nikken Sekkei, она разработала свое видение развития Владивостока) говорит о том, что в центральной части города стоит сделать акцент на развитии городской инфраструктуры, никак не промышленной, не складской; подсказывая, что при движении развития города на север такие территории можно было бы найти, условно, выше по карте.
А в центральной части города должна быть та инфраструктура, которая позволит провести уже фактическую реновацию. Кстати, если говорить о реновации или реализации проектов комплексного развития территорий, мне глубоко симпатичен тот подход, который сейчас используют застройщики. Например, проект на Голубиной Пади. Да, на протяжении многих лет это была территория застроена индивидуальными частными домами, и это соответствовало духу времени на тот момент. Сейчас город развивается, это центральная часть города, и есть возможность создать ту инфраструктуру, которая будет город украшать или давать новые возможности. Мне кажется, на эти территории стоит отдельно обратить внимание. Я мог бы с легкостью назвать 5 подобных территорий, но мне кажется, что здесь, опять же, мы все, что необходимо было со стороны власти, уже проговорили и сделали, а остальное уже должны сделать предприниматели. Рассчитать, насколько экономически обоснованным был бы заход в такие крупные проекты, как комплексное развитие территорий. Все должно быть по силам.
– Это очень интересная тема. У нас есть две утвержденные территории для реновации, которые, грубо говоря, уже в работе – это Дальпресс и Голубиная Падь. Сейчас общественное обсуждение реновации идет на Кирова. Я слышал про проект на Спортивной. Наверное, район Второй Речки тоже можно назвать реновацией?
– Вы имеете в виду территорию парка, где располагается универсам? Ну, наверное, отчасти.
– Я ничего не упустил?
– Давайте так: вы очень четко проговорили те проекты, которые на сегодняшний день уже реализуются. Вы не упомянули только территорию, которая расположена в районе Улисса. С инициативой там заходила компания «ПИК». Пожалуй, из тех проектов, которые так или иначе уже фактически или документарно реализуются – да, вы упомянули все. Те ли это территории, на которых возможно развитие КРТ? Ну, конечно же, нет: таких территорий достаточно и в центре города, и на территории Чуркина, и на территории, которая примыкает к портам. Даже сейчас, подняв дрон и облетев эти территории, мы понимаем, что современная инфраструктура на них может появиться, заменяя складские территории, заменяя индивидуальное частное строительство, которое расположено в центре города. Еще раз подчеркну: когда-то это было уместно. Сейчас есть возможность развития этих территорий. Безусловно, это должно быть комфортно и тем людям, которые обладают этим имуществом – выкупная цена должна быть адекватной и конкурентной, и самим предпринимателям, которые будут реализовывать проекты. Итоговая стоимость квадратного метра также должна быть рыночная, это точно.
– Возможно, все уедут жить в город-спутник.
– Но мы же понимаем, что ключевая деловая активность на сегодняшний день, безусловно, здесь. Когда мы будем говорить о развитии города-спутника, мы будем говорить о дополнительных возможностях большой Владивостокской агломерации в привязке к территории ТОРа, крупных промышленных мощностей: для того, чтобы именно на ней, в том числе, проживал персонал, проживали те люди, которые так или иначе будут завязаны на территорию, где планируется дальнейшее развитие. Все должно быть постепенно. Я убежден, что расширение города Владивостока на север – это уже фактическая реальность. Да, мы понимаем, что, условно, низководный мост отделяет нас от Надеждинского района. Но границы, если убрать таблички, где заканчивается город Владивосток, и начинается Надеждинский район, или где заканчивается Владивосток и начинается Артем, фактически стерлись.
– Жители Де-Фриза считаются горожанами, хотя платят «по сельской».
– Кстати, в продолжение этой темы. Это не единственная территория, где присутствует объем льгот сельской территории. Например, село Береговое – ровно такая же территория, которая обладает всеми благами сельской территории, всеми преференциями, которыми обладает сельская территория. Поэтому когда в обсуждениях фигурирует история: «Мы можем в чем-то потерять, если территорию присоединят к городу Владивостоку» – это такой определенный миф. Стоит посмотреть на фактические примеры, уже существующие в городе Владивостоке.
– Если вернуться к мастер-плану. Мы обозначили базовые вещи, которые необходимы для развития города. Что, по вашему мнению, самое интересное, экзотичное, что-то из «хотелок»?
– Мне кажется, нужно будет вернуться к благоустройству. Вот то, что мы упомянули, – это системная жизнь города. Без этого жизнь в городе невозможна. Сети, комплексное развитие, общественный транспорт, дороги, социальная инфраструктура – это то, без чего жить город не может. Если мы говорим, например, о любопытных проектах в области рекреации и туризма – да, наверное, это дает дополнительный комфорт жизни. Если говорить о каких-то уникальных проектах или проектах wow-эффектом – это, скорее, вот об этом блоке. Поэтому набережная вдоль Амурского залива – конечно, это долгожданный проект, который точно стоит реализовать. Мы идем по этому пути. Хотелось бы идти чуть быстрее, но, опять же, сейчас мы идем по пути проектирования и далее мы уже сможем реализовать значительные участки этой будущей набережной. Хотя мы точно не стоим на месте: Татарка, парк имени Сергея Лазо, набережная Арсеньева, та реновация, которая сейчас идет на Спортивной гавани – все это дает нам возможность двигаться вперед. Но на самом деле искренне бы хотелось, чтобы темпы были немного другими. А для этого необходимо обращаться к тем ресурсам, которые в самое ближайшее время у нас появятся. Я уверен, что в город Владивосток будут доведены дополнительные средства специальных казначейских кредитов, а это позволит нам явно двигаться вперед.
Ну и продолжая тему рекреации спорта: сейчас ведутся работы по созданию велосипедных дорожек от Дальневосточного федерального университета в сторону Ахлестышева. Это тот путь, который должен закончиться фактически на Вятлина. Чтобы можно было комфортно, спокойно, безопасно, сев на велосипед в районе, скажем, Южного КП у Дальневосточного федерального университета, проехать на Вятлина или Тобизина. Вот этот комфорт передвижения, его безопасность обязаны присутствовать. Уверен, что подобные проекты точно украсят город Владивосток. На это есть очень большой спрос.
– Если все-таки говорить о деньгах – не о казначейских кредитах, а о тех средствах, которые получит Владивосток к 2030 году в ходе реализации мероприятий мастер-плана. Я думаю, это все прописано, цифры известны?
– Конечно, известны. Все показатели зафиксированы: и рост заработных плат, и прирост количества проживающих жителей на территории города. С этим направлением можно ознакомиться при рассмотрении самого мастер-плана, но мне кажется, что нам важно сейчас, помимо достижения этих формализованных показателей, добиться того, чтобы ощущение комфорта было не на бумаге. Уровень комфорта должен быть фактическим. Это неосязаемое, комплексное благо или комфорт к 2030 году должны быть уже не только в воздухе, но и перед глазами. То есть мне кажется, что важен именно этот эффект – не столько про статистику, сколько про фактическое ощущение комфорта от жизни в городе.
Сейчас, в значимые для города периоды, мы живем на стройке. Конечно, это отчасти некомфортно жителям города, эти изменения, эта стройка влияет, в том числе на городской трафик, на пешеходные маршруты, на ощущение от жизни в городе. Вот, например, когда мы проводим работы на набережной Спортивной гавани – конечно, хотелось бы уже прямо здесь и сейчас пользоваться уже всеми благами этой территории, территория-то очень хорошая. Но мы понимаем, что для того, чтобы она стала современной, добавились дополнительные сценарии ее использования, стройка необходима. Поэтому сейчас нам нужно совместно, понимая, что все, что мы сейчас делаем, ведет к общему благу, пройти совместно этот путь.
Мне кажется, что хорошим примером может являться комплексный подход благоустройства в районе озера на Сафонова. Вдруг все обнаружили, что черепахи в нашем городе существуют.
– Я там жил рядом, я знал это всегда.
– Да, но сейчас это достояние многих, не только тех, кто проживает в непосредственной близости. Сейчас есть возможность действительно прогуляться, а не заниматься паркуром, перепрыгивая со скалы на скалу, с камня на камень. Сейчас есть возможность, взяв коляску, спокойно проехать вокруг этого озера. По тротуару, сделанному по итогам реализации проектов БКД, дойти до въездов на свою дворовую территорию и уже всерьез задуматься: а может быть действительно стоит подать заявку на участие в проекте «1000 дворов» для того, чтобы вот эта окружающая тебя действительность соответствовала, в том числе, тому, что у тебя есть в конкретном дворе?
А еще, оказывается, есть и новый проект. Есть и «Твой проект», и ТОСы, возможностей-то много. Вот эта необратимость изменений, которые сейчас идут, добавляет веры каждого конкретного активного гражданина и жителя города Владивостока в то, что изменения возможны именно в твоем дворе.
– Какие запросы сейчас у жителей? Я понимаю, что какая-то социология постоянно проводится. Вот что сейчас хочет житель Владивостока: от власти, от города, сделать наш город-курорт еще более курортным, дороги до сих пор получше, или уже начинают думать про общественный транспорт? Типичный житель Владивостока что хочет?
– Если говорить о запросах, есть ключевые позиции. На протяжении нескольких лет они неизменны: дороги, общественный транспорт, сети. И всегда сети конкурируют с благоустройством, потому что отклик конкретного гражданина больше, конечно, про благоустройство. Но жителей, которые сталкиваются с коммунальными проблемами на эту тему, достаточно много.
Вспомните: более 2 тыс. аварий было за позапрошлый отопительный сезон. Много это, много. То есть жители сталкивались с проблемами на эту тему не понаслышке, а всерьез. И поэтому то, что должно быть, или то, что является обыденностью, по идее, вызывало в итоге желание к изменениям. Три ключевые позиции, на мой взгляд, да и, по большому счету, по количеству запросов для Владивостока – дороги, общественный транспорт и благоустройство.
– Может быть, наши жители стали хотеть чего-то нового, необычного. Может, у кого-то уже есть дороги, двор благоустроен, даже трубы отремонтированы. Теперь после этого чего хотеть?
– Запросов много на инфраструктуру, которая комфортна для различных сообществ, например, для любителей собак. Все чаще возникает вопрос: а куда я мог бы комфортно прийти со своим питомцем, и мне будут рады?
Этих запросов на самом деле очень много. Может быть, тут виной та работа, которую мы проводим по пристрою домашних животных. Вот, например, вчера мы в выходной день проводили такое мероприятие совместно с приютами. 44 «хвостика» мы пристроили. Кошки и собаки – 44 за одно мероприятие. Это много. На это есть запрос. Не во многих городах нашей страны такой осязаемый отклик существует.
У нас есть очень много запросов от молодых мам или от девушек, которые планируют стать мамами. Они хотят, чтобы мы создавали ту инфраструктуру, на которой нет необходимости что-то дополнительно оплачивать. Например, я могу приехать с коляской или я могу приехать уже с маленьким ребенком и спокойно, свободно погулять, оставив свой автомобиль или приехав на общественном транспорте. Но там должна быть инфраструктура, комфортная для мамы с ребенком или будущей мамы.
Много запросов от пожилых жителей города, но активных, которые хотели бы, чтобы у нас создавались, например, танцплощадки или площадки для скандинавской ходьбы. Такая хорошая, комфортная, на мой взгляд, для Владивостока инфраструктура. Обратите внимание, если будете передвигаться по городу в утреннее или вечернее время, особенно вблизи с крупными спортивными объектами: тех людей, которых мы сможем увидеть с палками для скандинавской ходьбы – их достаточно. Конечно, они хотят, чтобы была создана для них та комфортная инфраструктура, которая останется на годы.
Ну и, кстати, в продолжение темы уникальных проектов с всеобщим одобрением. Ими могут стоять те два проекта, которые одобрил президент. Это проекты по созданию природных парков вблизи Ботанического сада и в центральной части острова Русский.
– То есть у нас на Русском появится охраняемый парк? Или тот, который с тиграми?
– Здесь вопрос охраняемости на самом деле стоит не так остро. Здесь вопрос о доступности этой инфраструктуры. То есть должны быть тропы, по которым идти можно было комфортно. Должны быть стартовые площадки, на которых можно было бы оставить машину, в аренду взять, например, те же приспособления для скандинавской ходьбы или хайкинга. Безусловно (это обыденность), общественные туалеты, предприятия общепита в таких местах обязательно должны быть.
Здесь вопрос не о даже фактическом сохранении или создании национального парка. Нет, не в этом дело. Это вовлечение огромной зеленой территории в городскую жизнь. Ну и, конечно бы хотелось на долгие годы зафиксировать его не за каким-то строительством или не за, не дай бог, промышленным строительством или логистическим, а именно за рекреацией. Чтобы в городе Владивостоке и на территории островов рекреационных территорий, зеленых территорий, вот этих «зеленых легких» большого города становилось больше. Пользоваться ими можно было бы уже не только энтузиастам, которые не смотрят на дополнительную инфраструктуру, а упрямо, условно, идут в лес, а всем, в том числе и семьям, которым было бы комфортно прийти с детьми и отдохнуть на этой территории.
– Наше время подходит к концу, поэтому у меня заготовлен блиц. Отвечаем быстро, не раздумывая. Сколько часов в сутки вы спите?
– Около шести, плюс-минус.
– Лучше, чем я. Где вы отдыхали этой зимой?
– Зимой я не отдыхал. Отдыхал весной. Были детские каникулы весенние, и мы с детьми выезжали в Шмаковку.
– Летом собираетесь отдыхать? Если да, то где?
– Нет, летом я точно отдыхать не буду. Скорее всего, в конце сентября.
– Буду копать?
– Летом – это точно, да.
– Минтай любите? Какой вообще любимый гастрофестиваль из наших владивостокских?
– Минтай люблю, но любимый гастрофестиваль – это мидия-саммит. В этом году он был реализован как первый «Майские». Скорее, по духу мне этот фестиваль был традиционно ближе. Но посмотрим, все развивается.
– Концерт или мидии: что ближе?
– Ну, наверное, это такое комплексное ощущение. Я, честно говоря, так поесть и не успел в рамках этого фестиваля, но общий дух мне был крайне комфортен.
– Опять про еду: «Птичье молоко» или рыбьи молоки?
– «Птичье молоко», конечно.
– Сколько стоит припарковаться у мэрии? Вопрос на засыпку.
– Парковка вдоль уличной дорожной сети там – 75 руб.
– Все, на этом мы закончили. Спасибо большое, Константин Владимирович, что уделили нам время и немножко позагорали с нами.
– Спасибо большое. Мне действительно это было очень полезно.
Еще больше новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь.