Умные ЖК: как развивается рынок цифровой недвижимости в Приморье

Цифровая недвижимость – один из актуальных трендов 2025 года. В этом году цифровизация сферы строительства стала главной в двух национальных проектах: «Инфраструктура для жизни» и «Экономика данных». О том, как новые технологии в сфере недвижимости развиваются в Приморье, РБК Приморье обсудил с директором МТС в Приморском крае Евгенией Сысоевой.
– Евгения, давайте разберемся что значит «цифровизация недвижимости»?
– В основе цифровой трансформации отрасли лежит интернет вещей, создание «цифровых двойников» объектов и искусственный интеллект. Цифровая недвижимость – это, по сути, умный дом, но не в отдельно взятой квартире, а в масштабе целого здания или жилого комплекса. Как правило, такой дом включает в себя устройства, работающие на базе технологии интернета вещей. Все что носит приставку «умные» – лифты, домофоны, шлагбаумы, камеры. Также сюда входят всевозможные датчики протечки и контроля воды, электричества и т.д. Совокупность технологических инструментов для проектирования, создания ИТ-систем и внедрения новейших стандартов связи и устройств умного дома получило даже собственное название – proptech. Большой потенциал для цифровизации сферы также открывает интеграция инфраструктуры интернета вещей и технологий искусственного интеллекта.
Кроме того, с активным развитием рынка недвижимости расширяется и цифровая инфраструктура, которая становится неотъемлемой частью качественного жилья. Интернет вещей от МТС, к примеру, работает в собственной сети NB-IoT, что обеспечивает высокий уровень покрытия без клиентских затрат, а также высокую надежность работы — благодаря тому, что сеть лицензирована, и этот диапазон частот можем использовать только мы.
– Тренд пришел в Приморье из более густонаселенных городов и регионов страны, где уже прошел фазу становления. Востребованность proptech растет?
– Рынок proptech, действительно, прошел фазу становления и сейчас уже демонстрирует двузначные темпы роста. На мировом уровне в 2024 году умные технологии были внедрены в 27–29% домохозяйств, в России этот показатель составил около 9%, но прогнозируется рост до 27%. И практически 50% россиян в мегаполисах, так или иначе, пользуются элементами и устройствами умного дома. Мы проектируем цифровую инфраструктуру, а также обеспечиваем провайдерскую поддержку умных систем. И в последние годы видим активное формирование стандартов умного дома. Так, с 2021 года объем ввода умного жилья в России увеличился более чем в четыре раза, а доля домов с элементами умного дома уже превысила 10%. В прошлом году в России только наша компания оцифровала более 30 жилых комплексов для 25 застройщиков, среди них и 5 ЖК во Владивостоке.
– Насколько это направление популярно на строительном рынке Приморья и Владивостока?
– Безусловно, тренд восходящий. За последние три года количество застройщиков, которые обращаются к нам с запросом на цифровизацию, кратно выросло. Обычно это работает так: к нам обращаются застройщики на этапе разработки проекта или же в процессе строительства за экспертизой, и мы вместе определяем оптимальные способы применения инструментов цифровой недвижимости: от установки умных счетчиков, видеонаблюдения и облачного хранения до умных бесконтактных систем доступа, умных лифтов и умного контроля этапов строительства.
– И есть уже конкретные кейсы?
– Да, конечно. Во Владивостоке мы реализовали ряд проектов по цифровизации жилой недвижимости на этапе строительства. К примеру, в ЖК «Чайка» реализован проект умной парковки. На территорию паркинга и самого дома могут попасть только автомобили и люди, находящиеся в «белом» списке, как правило это жильцы дома и их гости. Система их распознает автоматически. Также на территории ЖК работает видеонаблюдение, а доступ в подъезд регулируется умным домофоном. Аналогичные проекты реализованы еще в нескольких ЖК Владивостока.
– Есть ли вообще какой-то базовый набор, который позволяет назвать дом «цифровым»?
– Обычно в набор цифрового жилья входят такие решения, как IP-домофоны, IP-видеокамеры, считыватели системы контроля и управления доступом, а также умные замки, датчики мониторинга состояния инженерных систем и оповещения об экстренных ситуациях. Сюда же можно включить умные осветительные приборы и интеллектуальные приборы учета.
– Что чаще всего выбирают застройщики? Отличается ли оснащение жилья эконом-класса и, скажем, дома из сегмента комфорт?
– В целом, наиболее востребованными услугами для жилья эконом-класса среди застройщиков стали мобильные приложения и умные системы доступа, а также видеонаблюдение в режиме реального времени. Застройщики комфорт-класса интересуются функционалом просмотра территории, сервисом взаимодействия с жителями ЖК, а также умными домофонами. В бизнес-классе самой популярной услугой стало совершенствование умных систем до полноценных цифровых сценариев, когда, и на придомовой территории, и в квартире, оцифровано практически все – начиная от заезда на парковку, домофона, лифта и заканчивая дистанционным запуском электроприборов, функцией закрытия-открытия штор, системы умного освещения и управления климатом.
– А для жильцов что особенно важно?
– Для жильцов наиболее ценны сервисы, позволяющие обеспечить безопасность. Например, управление домофонами, видеонаблюдением, автоматический проезд во двор или на парковку по распознаванию номера автомобиля. Важный аспект – автоматизация сбора показаний приборов учета. Ну, кто из нас не забывал вовремя сдать показания электросчетчиков? Есть и еще одна ценность, не такая очевидная, но тоже важная – это возможность создания некого комьюнити внутри жилых комплексов. Все цифровые сервисы в умных домах «заведены» на единую платформу, которой в виде мобильного приложения бесплатно пользуются только жильцы дома, и никто посторонний не сможет попасть на территорию ЖК.
– Как влияет дополнительное оснащение дома на стоимость квартир для покупателя и несет ли затраты застройщик?
– Что касается покупателей, безусловно, такие квартиры им обойдутся дороже, но это уже принципиально другой уровень комфорта. И на такое жилье точно есть спрос. Цифровизация жилого дома требует от застройщика около 3% дополнительных вложений. При этом, квартиры в таких домах могут стоить и на 10-15% дороже. Следовательно, существенная выгода для застройщиков очевидна. Также, благодаря возможности снижения затрат на ресурсы – электричество, воду и тепло, умные дома становятся более привлекательными объектами недвижимости.
– Евгения, как вы оцениваете перспективы развития рынка цифровой недвижимости?
– Постепенно технологии умного дома становятся нормой, а не роскошью. Несмотря на дополнительные затраты на этапе внедрения, долгосрочные выгоды делают умные ЖК привлекательными и для застройщиков, и жильцов. Думаю, что в ближайшие годы можно ожидать стандартизации технологий, увеличения доли умных домов и появления новых цифровых решений для комфорта и безопасности.