Морозова: Северный завоз на Камчатку – это на 90% топливные ресурсы
В текущем году Камчатка получила 400 млн руб. беспроцентных кредитов на обеспечение региона топливом. Почему было принято такое решение, и что еще завозят в рамках северного завоза, РБК Приморье рассказала председатель правительства Камчатского края Юля Морозова.
— Скажите, почему возникла такая необходимость?
— У Камчатского края большая потребность в завозе топливно-энергетических ресурсов. Камчатка — особенная территория. Мы хоть и географически являемся полуостровом, но по факту — на островном положении. Пассажиры сюда могут добраться только авиационным сообщением, других альтернатив, к сожалению, у нас пока нет. Грузы мы сюда доставляем главным образом морем. Здесь у себя мы не производим топливно-энергетические ресурсы, все они завозятся. Это прежде всего мазут, дизельное топливо, уголь — это все мы завозим, как у нас принято говорить, с материка.
Завоз топлива достаточно большой, территория северная, отопительный сезон здесь очень длительный. Отопление включают в сентябре, а в некоторых северных районах уже даже в августе включают тепло. Заканчивается сезон в мае-июне. Почти 12 месяцев в году в некоторых районах Камчатского края должно быть отопление. В рамках северного завоза мы доставляем более 100 тыс. т топлива только северянам. Но и общая наша потребность большая, тратятся миллиарды рублей ежегодно —14−15 млрд руб. Потребность северных районов — более 2 млрд ежегодно. Бюджет дотационный, поэтому когда РФ выделила нам дополнительно 400 млн, это стало чрезвычайно важным вкладом и в поддержку северных территорий, и в поддержку регионального бюджета. Что касается грузов, которые завозят, то 90% — это все-таки топливно-энергетические ресурсы. На северах очень большое значение имеет уголь, там еще угольные котельные.
Однако в северном завозе растет доля строительных материалов. Камчатка сейчас строится, особенно строятся города. У нас три города, идет и реализация мастер-планов, и реализация региональных программ, и строительная отрасль начала у нас развиваться очень большими темпами. Ну и, конечно же, продукты питания занимают существенную долю.
Отмечу также, что все севера — это труднодоступные территории. Есть территории, куда завоз грузов можно осуществить только несколько месяцев в году, потом все, потом они отрезаны от остального мира, и поэтому, конечно, в этот короткий период мы должны еще и продукты питания завести на север. Мы с вами понимаем, на севере почти ничего не растет, поэтому северный завоз важен для жизнеобеспечения этих районов. Мы стараемся по возможности растения завозить, животноводство, тепличные хозяйства поддерживать, чтобы хоть какое-то самообеспечение было.
— С началом северного завоза насколько изменилась ситуация в регионе? Какие-то проблемы может быть уже кардинально удалось решить?
— Вы знаете, наверное, многие северяне наши видят у себя фрукты только по праздникам. Потому что это дорого, завести их можно только самолетом, по-другому их просто не довезешь физически. Ну, а завоз самолетом, это до 1 тыс. руб. на 1 кг. Привезти килограмм помидоров — это 1 тыс. руб. причем, это только транспортные расходы. Сколько же там будет стоить тогда килограмм помидоров. Большой прорыв в том, что мы наконец-то повезли сейчас на север, благодаря северному завозу, благодаря субсидированию, более короткому плечу, овощи, фрукты, расширили ассортимент продуктов питания. Это касается скоропортящихся товаров, и жители очень благодарны, что есть по гораздо более доступным ценам, в три раза, в четыре, в пять раз дешевле овощи, фрукты. Есть запрос на то, чтобы больше везли.
С развитием Севморпути и с введением единого морского оператора, у нас и дальше будет двигаться эта история, будет дешевле и дешевле становиться продовольствие для наших жителей. И восстановление поселков будет проходить все больше и больше, потому что и строительный материал активно мы завозим, все больше и больше начинается строек социальных объектов — больницы, фапы, детские сады.
Мы с вами прекрасно понимаем, что построить детский сад на Камчатке, в северном селе, и точно такой же детский сад в Подмосковье, эта большая разница, раз в десять. Проект дорожает за счет логистики, сейсмики.
— Когда закончится северный завоз?
— Северный завоз, конечно, имеет свои ограничения. Наша задача северный завоз в сроки уложить, пока укладываемся. Сейчас вот у нас один из региональных экспериментов. Мы за счет средств регионального бюджета полностью берем на себя 100% транспортные расходы, договариваемся с предпринимателями в отдаленных северных районах. Задача предпринимателя только закупить, загрузить, отвезти и по-честному продать товар, реализовать товар жителям уже с учетом того, что транспортная составляющая у них нулевая.
Хочу отметить, предприниматели откликнулись на наш призыв — пока еще можно завести, пока еще тепло, пока не замерзли водоемы, давайте завезем побольше.
Еще один эксперимент провели. Обычно у нас идут небольшие баржи на севера, по 100−120 т, сейчас собрали 330 т, повезли в северные районы, ключевые узлы. Надеюсь, пройдет хорошо, и дальше тогда будем его продолжать. Ну и рассчитываем на то, что в следующем году - предварительно есть договоренности - мы войдем в число участников пилотного проекта, который сегодня организует «Росатом» по единому морскому оператору. В этом году Чукотка только была участником. Но в следующем году предполагается, что и Камчатка тоже попробует осуществлять северный завоз этим путем. Традиционно мы везем через Владивосток каботажными перевозками, а через северный морской путь, через русский север к нам придет отдельное большое судно, благодаря участию «Росатома», и вот там мы хотим большой завоз организовать.