Перейти к основному контенту
Приморье⁠,

Морозова: Северный завоз на Камчатку – это на 90% топливные ресурсы

Некоторые территории полуострова нуждаются в угле, мазуте и дизельном топливе почти 12 месяцев в году
Фото: РБК Приморье
Фото: РБК Приморье

В текущем году Камчатка получила 400 млн руб. беспроцентных кредитов на обеспечение региона топливом. Почему было принято такое решение, и что еще завозят в рамках северного завоза, РБК Приморье рассказала председатель правительства Камчатского края Юля Морозова.

— Скажите, почему возникла такая необходимость?

— У Камчатского края большая потребность в завозе топливно-энергетических ресурсов. Камчатка — особенная территория. Мы хоть и географически являемся полуостровом, но по факту — на островном положении. Пассажиры сюда могут добраться только авиационным сообщением, других альтернатив, к сожалению, у нас пока нет. Грузы мы сюда доставляем главным образом морем. Здесь у себя мы не производим топливно-энергетические ресурсы, все они завозятся. Это прежде всего мазут, дизельное топливо, уголь — это все мы завозим, как у нас принято говорить, с материка.

Завоз топлива достаточно большой, территория северная, отопительный сезон здесь очень длительный. Отопление включают в сентябре, а в некоторых северных районах уже даже в августе включают тепло. Заканчивается сезон в мае-июне. Почти 12 месяцев в году в некоторых районах Камчатского края должно быть отопление. В рамках северного завоза мы доставляем более 100 тыс. т топлива только северянам. Но и общая наша потребность большая, тратятся миллиарды рублей ежегодно —14−15 млрд руб. Потребность северных районов — более 2 млрд ежегодно. Бюджет дотационный, поэтому когда РФ выделила нам дополнительно 400 млн, это стало чрезвычайно важным вкладом и в поддержку северных территорий, и в поддержку регионального бюджета. Что касается грузов, которые завозят, то 90% — это все-таки топливно-энергетические ресурсы. На северах очень большое значение имеет уголь, там еще угольные котельные.

Однако в северном завозе растет доля строительных материалов. Камчатка сейчас строится, особенно строятся города. У нас три города, идет и реализация мастер-планов, и реализация региональных программ, и строительная отрасль начала у нас развиваться очень большими темпами. Ну и, конечно же, продукты питания занимают существенную долю.

Отмечу также, что все севера — это труднодоступные территории. Есть территории, куда завоз грузов можно осуществить только несколько месяцев в году, потом все, потом они отрезаны от остального мира, и поэтому, конечно, в этот короткий период мы должны еще и продукты питания завести на север. Мы с вами понимаем, на севере почти ничего не растет, поэтому северный завоз важен для жизнеобеспечения этих районов. Мы стараемся по возможности растения завозить, животноводство, тепличные хозяйства поддерживать, чтобы хоть какое-то самообеспечение было.

— С началом северного завоза насколько изменилась ситуация в регионе? Какие-то проблемы может быть уже кардинально удалось решить?

— Вы знаете, наверное, многие северяне наши видят у себя фрукты только по праздникам. Потому что это дорого, завести их можно только самолетом, по-другому их просто не довезешь физически. Ну, а завоз самолетом, это до 1 тыс. руб. на 1 кг. Привезти килограмм помидоров — это 1 тыс. руб. причем, это только транспортные расходы. Сколько же там будет стоить тогда килограмм помидоров. Большой прорыв в том, что мы наконец-то повезли сейчас на север, благодаря северному завозу, благодаря субсидированию, более короткому плечу, овощи, фрукты, расширили ассортимент продуктов питания. Это касается скоропортящихся товаров, и жители очень благодарны, что есть по гораздо более доступным ценам, в три раза, в четыре, в пять раз дешевле овощи, фрукты. Есть запрос на то, чтобы больше везли.

С развитием Севморпути и с введением единого морского оператора, у нас и дальше будет двигаться эта история, будет дешевле и дешевле становиться продовольствие для наших жителей. И восстановление поселков будет проходить все больше и больше, потому что и строительный материал активно мы завозим, все больше и больше начинается строек социальных объектов — больницы, фапы, детские сады.

Мы с вами прекрасно понимаем, что построить детский сад на Камчатке, в северном селе, и точно такой же детский сад в Подмосковье, эта большая разница, раз в десять. Проект дорожает за счет логистики, сейсмики.

— Когда закончится северный завоз?

— Северный завоз, конечно, имеет свои ограничения. Наша задача северный завоз в сроки уложить, пока укладываемся. Сейчас вот у нас один из региональных экспериментов. Мы за счет средств регионального бюджета полностью берем на себя 100% транспортные расходы, договариваемся с предпринимателями в отдаленных северных районах. Задача предпринимателя только закупить, загрузить, отвезти и по-честному продать товар, реализовать товар жителям уже с учетом того, что транспортная составляющая у них нулевая.

Хочу отметить, предприниматели откликнулись на наш призыв — пока еще можно завести, пока еще тепло, пока не замерзли водоемы, давайте завезем побольше.

Еще один эксперимент провели. Обычно у нас идут небольшие баржи на севера, по 100−120 т, сейчас собрали 330 т, повезли в северные районы, ключевые узлы. Надеюсь, пройдет хорошо, и дальше тогда будем его продолжать. Ну и рассчитываем на то, что в следующем году - предварительно есть договоренности - мы войдем в число участников пилотного проекта, который сегодня организует «Росатом» по единому морскому оператору. В этом году Чукотка только была участником. Но в следующем году предполагается, что и Камчатка тоже попробует осуществлять северный завоз этим путем. Традиционно мы везем через Владивосток каботажными перевозками, а через северный морской путь, через русский север к нам придет отдельное большое судно, благодаря участию «Росатома», и вот там мы хотим большой завоз организовать.

Видео: РБК Приморье

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 16:04
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 16:04
Все новости Приморье
«Пари НН» покинул зону вылета из РПЛ, обыграв махачкалинское «Динамо» Спорт, 16:04
Главный актив года: стратегии ведущих управляющих на рынке ОФЗ #всенабиржу!, 16:00
Дмитриев назвал «вдумчивой» атмосферу встречи Путина с делегацией США Политика, 15:58
Фьючерсы на цифровые активы: плюсы и минусы для инвесторов Инвестиции, 15:58
Сын Трампа удивился числу суперкаров с украинскими номерами в Монако Общество, 15:57
Макрон пригрозил жесткими мерами ЕС в торговом споре с Китаем Политика, 15:52
Здание Новой Третьяковки временно закрыли для посещения Общество, 15:51
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Простота и отсутствие вычурности: каким будет новый жилой дом от TATE РБК и TATE, 15:51
Большунов пропустил церемонию награждения после проигрыша на финише Спорт, 15:43
От идеи до практики: как запустить GenAI-трансформацию в IT-компании Тренды, 15:40
Москва полицентричная: как развитие новых районов изменило жизнь горожан РБК и ГАЛС, 15:40
Почти 50% швейцарцев поддержали идею об ограничении численности населения Общество, 15:35
Кремль раскрыл, на сколько хватит активов России для поддержки Украины Политика, 15:33
Вид на реку: что такое жилье класса клубный премиум РБК и City Bay, 15:27