Число малых предприятий Владивостока выросло на 4 тысячи за пять лет
Число малых предприятий во Владивостоке за пять лет увеличилось более чем на 4 тыс. Сегодня в дальневосточной столице зарегистрировано более 47 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Об этом РБК Приморье рассказали в Центре развития предпринимательства Владивостока (ЦРП). Ключевыми направлениями с наибольшей долей в экономике краевого центра считаются торговые, логистические, транспортные, строительные и туристические компании.
«Это во многом обусловлено активной поддержкой со стороны ЦРП. Благодаря центру горожане смогли начать свое дело, особенно в таких сферах, как туризм, IT и социальные услуги. В частности, разработанные нами «коробочные решения» помогли при открытии кафе, ресторанов, частных детских садов. Наиболее распространены во Владивостоке торговля (38%), транспорт и логистика (11%), строительство (10 %), а также туризм (7%). Эти отрасли остаются ключевыми для экономики города, демонстрируя устойчивый рост и потенциал», – сообщила РБК Приморье директор Центра развития предпринимательства Владивостока Елена Новгородова.
Она уточнила, что за последние пять лет количество субъектов МСП выросло на 8% (+4,3 тыс.). Доля малых и средних предприятий в экономике города составляет 85%. За 6 месяцев 2025 года общий оборот организаций дальневосточной столицы составил 833, 5 млрд руб. В сравнении с первым полугодием прошлого года этот показатель вырос почти на 12%. Отмечается, что субъекты МСП обеспечивают занятость более 122 тыс. человек. Кроме того, с 2021 года число самозанятых во Владивостоке увеличилось почти в 90 раз – с 500 до 44 тыс. ЦРП активно поддерживает и это направление.
Такой значительный рост свидетельствует о динамичном развитии бизнес-среды в городе. Новгородова уточнила, что малому бизнесу предоставляются различные меры нефинансовой поддержки, включая содействие в получении краевых субсидий. Также администрацией Владивостока оказывается имущественная поддержка – небольшие компании могут рассчитывать на корректирующий коэффициент при расчете платы за аренду муниципальных помещений в размере 0,7%.
«Ключевую роль в этом процессе играет Центр развития предпринимательства, который в этом году отмечает свое 13-летие. За это время более 34 тыс. субъектов МСП получили консультационную поддержку, свыше 50 тыс. приняли участие в образовательных мероприятиях. В общем, мы провели 1,3 тыс. обучающих семинаров, тренингов, мастер-классов, организовали более 150 фестивалей и ярмарок, провели 100 консультаций в формате фронт-офиса по вопросам инвестиционной деятельности и получения разрешения на строительство», – рассказала Новгородова.
Кроме того, ЦРП помогает малому бизнесу переориентироваться в условиях санкционного давления. Как говорит Новгородова, предприниматели дальневосточной столицы переходят с импорта на производство и оказание услуг. Актуальным остается также вопрос выхода МСП на маркетплейсы – это требует особых знаний и навыков. Чтобы помочь адаптироваться центр обучает продвижению товаров и услуг, а также эффективной коммуникации с онлайн-площадками и клиентами.
«Во Владивостоке можно наблюдать свободные площади в крупных торговых центрах. Это может свидетельствовать о нескольких проблемах, в числе которых высокая аренда, недостаточный поток покупателей в определенных районах города и переход потребителя в онлайн-магазины и маркетплейсы. Поэтому такие семинары пользуются спросом, поскольку предоставляют практические инструменты для роста в цифровой среде», – подчеркнула Новгородова.
Так, владивостокская компания «Терратур» смогла не только внедрить в бизнес-процессы современные технологии, наладить эффективную работу офиса, но и улучшить корпоративный климат и повысить качество взаимодействия с клиентами. Директор турфирмы Анна Ганжа сообщила РБК Приморье, что участие в мероприятиях уникальных спикеров актуально не только для начинающих предпринимателей, но и для компаний, имеющих 30-летний опыт.
«Наша компания работает в туротрасли уже 29 лет. Во время пандемии, мы, как и многие турфирмы, столкнулись со значительными трудностями –поездки за границу были закрыты. А коллектив и помещение нужно было сохранять. Тогда Центр развития предпринимательства Владивостока помог нам получить городскую субсидию в размере 400 тыс. руб. И это помогло продержаться в сложное время. Деньги мы направили на аренду помещения. Участие в семинарах помогло правильно выстроить работу офиса, настроить уровни управления, научило правильно делегировать задачи, разрешать конфликтные ситуации, выстраивать общение с клиентами. Мы смогли внедрить в свою работу искусственный интеллект, развить соцсети – сегодня это весьма полезные навыки, бизнес должен идти в ногу со временем», – прокомментировала Ганжа.
Ранее РБК Приморье сообщал, что 40% всех предпринимателей Приморья – это женщины. Чаще всего они занимаются розничной торговлей, электронной коммерцией, информационными услугами и операциями с недвижимостью.