В Приморье есть спрос на автодома, но нет площадок для автоотдыха

За два прошедших года спрос на автодома в Приморском крае вырос на 3%, а на Дальнем Востоке – на 18%, однако в первом полугодии 2025-го интерес к такой технике пошел на спад. Об этом РБК Приморье рассказали аналитики портала «Дром». Продавцы и энтузиасты автотуризма отмечают, что в регионе сохраняется интерес к отдыху на природе в домах на колесах, однако нельзя назвать его массовым. Краю пока не хватает инфраструктуры для длительных автопутешествий.
Цены растут быстрее спроса
Аналитик раздела «Спецтехника» автомобильного портала «Дром» Артемий Самохин отметил, что средняя цена автодомов в Приморье и на всем Дальнем Востоке, по данным ресурса, ежегодно растет примерно на 40%–60%. Спрос же увеличивается более скромными темпами. И хотя в 2023–2024 годах отмечался его рост, первое полугодие 2025-го показывает более низкий результат по сравнению с аналогичным периодом 2023-го: падение спроса на 3% по Приморью и на 19% в ДФО.
«Сейчас средняя цена автодомов в крае составляет порядка 2,5 млн руб. Год назад, в первом квартале 2024 года, их покупали в среднем по 1,5 млн руб. Рост составил 60%. А в первом квартале 2023 года автодом покупали в среднем за 1,1 млн руб. – то есть рост 2024 к 2023 году составляет 40%. Цена, конечно же, зависит и от возраста автомобиля, и от его внутренних функций как автодома для удобства. Большинство автодомов сейчас покупают за 1,5 млн руб.», – рассказал Самохин.
По данным портала, одна из наиболее популярных моделей таких машин как в Приморье, так и на Дальнем Востоке – это подержанные Fiat Ducato. На втором месте, среди представленных в объявлениях «Дрома», оказались автодома на базе ГАЗ-66.
В компании Camp Auto, специализирующейся на приобретении и ввозе в Россию автодомов под заказ, рассказали редакции, что клиенты предпочитают машины из итальянского семейства Iveco Daily, а также из выпускаемой в Европе и КНР серии Ford Transit. Среди непосредственно китайских производителей популярностью пользуются пикапы Maxus T90 и Changan Peak View RV. В основном россияне приобретают полуинтегрированные автодома и жилые модули на базе пикапов. В них предусмотрено все необходимое для комфортного проживания в дороге: спальные места, компактная кухня, санузел с душем, системы отопления и кондиционирования. Также эти машины более устойчивы на трассе и удобны в управлении по сравнению с большими аналогами. Средняя цена приобретаемых при помощи компании автодомов – 4 млн руб.
«Интерес к автодомам есть – клиенты из Приморского края периодически обращаются с такими запросами. Однако основная часть заказов на подобную технику поступает от покупателей из западной части России, Сибири и Алтайского края, где более популярны автопутешествия и активный отдых. Именно оттуда мы чаще всего получаем запросы на покупку автодомов», – пояснил директор компаний Camp Auto и Toyama Auto Александр Дюльгер.
Удобные авто без удобных площадок
Сдерживающим фактором при покупке дома на колесах может стать относительно высокая цена – по крайней мере, на новые машины. Так, альковный автодом Iveco Daily от 2025 года обойдется дороже 10 млн руб. – это один из наиболее дорогостоящих вариантов, доступных приморцам. Однако основным препятствием для любителей автокемпинга становится другой фактор – отсутствие инфраструктуры для такого отдыха.
Напомним, что в конце 2024 года министерство туризма Приморья предлагало предпринимателям возместить затраты на создание площадок для автокемпинга – не более 50% стоимости фактически произведенных работ и не более 10 млн руб. Однако, по словам любителей автопутешествий, в крае до сих пор таких объектов нет. Эту информацию РБК Приморье подтвердили в единственной мастерской Владивостока, которая изготовляет и продает прицепы-кемперы.
«В Приморье нет площадок, где можно подключить электричество, набрать чистую воду, слить грязную. Мы пытались узнать – общались с владельцами баз отдыха, более-менее крупных, – нигде нет таких мест. <...> У нас мало людей знают, что такое автотуризм и автопутешествия в принципе. Мы общаемся с производственниками, которые на западе страны находятся, с людьми, которые приобретали похожие прицепы в других городах России. Там спрос очень высокий – ожидание прицепа у людей бывает по полгода. Недавно к нам обращались из Москвы, заказывали прицеп. Потому что получалось быстрее здесь сделать прицеп и поставить его на автовоз, отвезти в Москву, чем ждать производства в столице», – пояснил основатель компании Pacific Camper Ильсур Нуртдинов.
В результате энтузиасты Приморья отправляются на отдых «в автономном режиме». Зарядки аккумулятора в автодомах для бытовых функций, как правило, хватает на 3-5 дней – во время отдыха на природе потребление электричества не слишком высоко. Запасов воды в баках машины также обычно хватает на 3 дня при выезде семьей. Предусмотрены в автодомах и емкости для хранения грязной воды, но по сути каждый сам решает, куда ее сливать в дальнейшем.
«Сейчас в Приморье приезжает много туристов, которые готовы даже в аренду взять прицепы, автодома – мы в этом году планируем запустить аренду. Люди хотят взять [автодом или прицеп] в аренду – к нам обращаются, но возникает следующий вопрос: а куда на них ехать отдыхать? Мест мы можем назвать массу, но что там делать – где встать?» – добавил Нуртдинов.
Преимущества самодостаточности
Несмотря на имеющиеся проблемы, отдых в доме на колесах имеет ряд преимуществ, о которых рассказывают любители автокемпинга. Один из актуальных факторов для Приморья связан с погодой – владелец такой машины просто не поедет на море в разгар тайфуна и не потеряет деньги, заранее потраченные на аренду пляжного домика.
«Такая техника позволяет самостоятельно планировать маршрут и останавливаться в самых живописных местах Приморского края и не только – с автодомом можно комфортно отправиться на Байкал и даже Алтай. В Приморском крае не всегда легко найти гостиницу или базу отдыха, тем более в летний период. Автодом решает эту проблему. Для людей, которые планируют ездить по труднодоступным местам, есть пикапы. Для тех, кто не планирует забираться в места, где с дорогами проблема, есть полуинтегральные автодома. Также такую технику можно использовать для выездов на охоту, рыбалку, или просто кемпинг у моря», – считает Александр Дюльгер.
По оценкам самих автокемперов, поездка на природу в домах на колесах обходится немногим дороже отдыха в палатках – в особенности это справедливо, если палатки приходится брать в аренду. Если же сравнивать с арендой домика у моря в «горячий» сезон, автодом всегда выигрывает в эксплуатации.
Напомним, что это лето в Приморском крае характеризуется крайне плотным бронированием номерного фонда. Эксперты связывают это в том числе с экологическим бедствием у берегов Черного моря. Как писал РБК Приморье, в летний сезон 2025 года гостиницы и базы отдыха в отдельных районах обеспечили себе более чем трехкратный приток туристов в годовом выражении. В целом в регионе в период с 1 июня по 1 сентября рост стоимости проживания составил 12% год к году.