Приморцы тратят в ресторанах Москвы больше, чем средний россиянин

В 2024 году Москву посетили 26 млн туристов, и гости из регионов Дальневосточного федерального округа (ДФО) составили всего 6% в общем объеме турпотока. При этом дальневосточники компенсируют сравнительно низкое число поездок высоким объемом потребления услуг – например, средний чек приморца в ресторанах столицы в 1,3 раза превысил общероссийский показатель, составив 2,6 тыс. руб. за визит. Об этом журналистам рассказали участники бизнес-миссии, прибывшей из Москвы во Владивосток.
Статистика посещений и трат
Судя по данным опроса, проведенного Мостуризмом в 2024 году, основная цель путешественников из Приморья в Москве – деловой туризм (40% опрошенных). На втором месте – встречи с родственниками или друзьями (29%), на третьем – культурно-познавательный туризм (22%). В то же время для москвичей на Дальнем Востоке главной целью является культурный отдых – он составляет 41% от общего потока гостей, а деловой туризм занимает лишь 14%. Среди участников опроса 72% жителей столицы РФ указали, что поехали в ДФО за новыми впечатлениями.
С учетом транспортных и других расходов общая сумма, потраченная на поездку из Приморья в Москву, в среднем составляет 75,5 тыс. руб. При этом среднестатистический турист из региона оставляет непосредственно в столице 32,2 тыс. руб. – в подсчетах учитывалась безналичная оплата. А безналичные траты москвичей непосредственно в Приморье – в среднем 37,5 тыс. руб. Несмотря на то, что две последние цифры не слишком отличаются, аналитики подчеркивают, что траты москвичей здесь в 2 раза превосходят средний показатель по регионам РФ. В представленной журналистам статистике также приводились средние траты гостей из Москвы в ДФО – 103,5 тыс. руб. на поездку в макрорегион в 2024 году.
Портрет среднестатистического туриста, прибывшего из Приморья в столицу России: мужчина (58% представителей сильного пола в турпотоке) от 35 до 54 лет со средней зарплатой в 125 тыс. руб. Из Москвы в регион также приезжают в основном мужчины той же возрастной группы, но со средним доходом уже в 201 тыс. руб. Приморцы, в свою очередь, могут похвастаться значительно более длинным горизонтом планирования – 25% приезжающих отсюда начинают продумывать свой визит за 3 месяца и более, тогда как москвичи более склонны к спонтанным решениям. Отметим, что 96% приморцев, естественно, предпочитают для поездок в столицу авиатранспорт, однако 3% путешественников не смущает неделя в пути по железной дороге. Автомобильный транспорт в этой статистике составляет менее 1%.
Как нарастить туробмен
В состав прибывшей во Владивосток бизнес-миссии вошли представители Мостуризма, туристической индустрии столицы РФ, а также объектов показа – музеев и других мест, которые вызывают интерес у гостей города. Одна из основных задач – наращивание взаимных туристических потоков. Аналитики Мостуризма подсчитали, что на сегодня они несоразмерны: за год из Приморского края в Москву совершенно 299 тыс. поездок (1-е место среди прибывающих из ДФО), а в обратном направлении – 38 тыс. Однако эксперты считают, что расстояние между регионами в данном случае не является непреодолимым препятствием. А завлечь больше гостей из столицы в Приморье поможет активная реклама достоинств края.
«8 часов [в пути] для 10-дневного отдыха – считаю, что это не проблема. Для 2-дневного отдыха – да, проблема. Поэтому нужно соизмерить расстояние и время на дорогу с временем пребывания здесь. И мы будем как раз думать о том, что можно предложить туристам, чтобы неделю провести в регионе. <...> Так уж сложилось в поведении пользователя, что ведомые идут за ведущими. И нужно сначала завести сюда ведущих – я говорю про блогеров, лидеров мнения. Тех, кто в современном мире современными инструментами – не только [с помощью] СМИ, но и социальных сетей – рассказывает о своем опыте. В туризме всегда, на мой взгляд, работают две компоненты: производство и продвижение. Производство – это как раз придумать программу. А продвижение – рассказать об этом. Так поступают все регионы, так поступает весь мир – сначала создаешь идею, а потом ее продвигаешь», – рассказал первый заместитель руководителя аппарата мэра и правительства Москвы, председатель комитета по туризму города Москвы Евгений Козлов.
В то же время Козлов отметил, что массовый турпоток из Москвы в Приморье фактически невозможен. Однако «нишевый» или премиальный – вполне может процветать. В качестве примера он привел растиражированную популярность природных красот Камчатского края, куда достаточно активно летают москвичи.
Насущные вопросы развития
Эта бизнес-миссия из российской столицы стала второй по счету – первую организовали в 2023 году. Прибывшие эксперты признают, что Москва не является главным объектом для путешествий из Приморья, а для 60% из приезжающих в столицу туристов, она является лишь транспортным хабом. В то же время путешественники из Москвы пока предпочитают Дальнему Востоку маршрут Золотого кольца и другие.
Несмотря на это, возможно и необходимо создание совместных проектов в туристической сфере. Мостуризм уже заключил 100 соглашений с другими регионами страны, недавно – с Тюменской и Вологодской областями. В том числе подобное сотрудничество направлено на привлечение зарубежных гостей. В поездках в Москву, например, заинтересованы жители стран Ближнего Востока и китайские туристы – из более состоятельного сегмента.
Статус транспортного хаба тоже можно развивать, включая в турпредложения совмещенные маршруты. В рамках концепции «Москва+» в топ-3 регионов при поездках из Приморья входят Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край. В самой столице гостям готовы предложить больше 440 музеев и выставочных залов, больше 250 театров и концертных площадок, более 22,5 тыс. гастрозаведений и около 2 тыс. средств размещения (гостиниц, отелей и т.д.). По данным Мостуризма, в столице ежедневно проходит около 300 различных мероприятий, которые могут заинтересовать гостей.
Обсуждались в ходе встречи с представителями СМИ и насущные вопросы туристического развития Приморья. Так, министр туризма края Наталья Набойченко рассказала о борьбе с нелегальными базами отдыха и гостевыми домами – для этого используется процесс классификации мест размещения.
«Если мы говорим про базы отдыха, про пляжный отдых, то мы вошли в пилотный проект по гостевым домам (эксперимент по регулированию их деятельности и повышению уровня защиты прав потребителей в 2025–2027 годах – прим. ред.) с той целью, чтобы все индивидуальные дома входили в легальное поле. С 1 сентября уже не будет возможности у неклассифицированных средств размещения оказывать такие услуги. Мы субсидируем классификацию, оказываем меры поддержки по созданию модульных или капитальных средств размещения», – сказала Набойченко.
Напомним, по итогам 2024 года Приморье посетило 3,9 млн туристов. Региональные власти рассчитывают, что турпоток в 2025 году вырастет на 10% и превысит 4-миллионную отметку. Как ранее рассказывали в минтуризма Приморья, регион стремится к показателям допандемийного 2019 года, когда в крае насчитывали порядка 5 млн туристов.