«Каждый тур – гастрономический»: интерес к дальневосточной кухне растет

За год число клиентских запросов на гастротуры выросло на треть – данными на май 2025 года поделились в объединяющей локальных туроператоров компании «Большая страна». Как передает BFM, с допандемийных годов интерес к гастрономическим турам увеличился еще значительнее – в семь раз. При этом компании Приморского края отмечают отсутствие такого продукта в регионе «в его чистом виде», несмотря на рост популярности дальневосточной кухни и аутентичных блюд.
На момент публикации на информационных онлайн-площадках можно найти единицы объявлений о проведении гастротуров на территории Приморского края. И в большинстве своем так позиционируются поездки на живописные острова в акватории региона – с приготовлением и последующей дегустацией свежих морепродуктов.
«У нас есть сотрудники которые любят нырять, кто-то подводной охотой увлекается, и вот несколько лет назад это переросло в полноценные экскурсии с обедом из свежевыловленных морепродуктов. Гостям города [Владивостока] нравится – в среднем число участников туров растет на 10% в год. В основном интерес проявляют туристы с запада страны – не иностранцы. В том числе наш основной клиент – гости с Дальнего Востока. Приезжают с Камчатки, с Сахалина и т.д. Их, конечно, морепродуктами не очень можно удивить, но приезжают посмотреть наши острова, природу», – отметил руководитель компании Energy Travel Владислав Федосеев.
«Вкусных» мест, по информации турфирм и туроператоров, в Приморье хватает. Немало заведений, готовящих в основном морепродукты, базируется в Хасанском округе с его изобилием турбаз, есть интересные локации в Тернейском и Дальнегорском округах, а на озере Ханка пользуется особой популярностью рыбалка на верхогляда – с последующим приготовлением этой рыбы. Все эти места посещают туристы, но как объекты для гастротуров заведения себя не позиционируют.
Еще одно направление работы со стороны бизнеса и Туристско-информационного центра (ТИЦ) Приморского края – проведение и популяризация открытых гастрономических фестивалей. В крае проводятся события, посвященные мидиям, гребешку, корюшке, камбале, дикоросам и т.д.
«Для организации регулярных туров [в рамках гастрофестивалей] необходим заранее утвержденный график. И обязательна реклама: «Морская охота на кальмара», «Лосось идет на нерест», «Подледный лов корюшки», «Устричная неделя». <...> Сейчас очень многим туристам организуют выезды на острова – в Хасанский и Ханкайский, Дальнегорский и Тернейские районы – с возможностью посетить красивые локации и отведать свежайшие морские и таежные деликатесы. Направление гастротуризма очень интересно и будет востребовано, так как имеется и морское, и таежное разнообразие, и азиатско-европейский микс чувствуется даже в обычных блюдах», – считает менеджер компании «Восток Интур» Наталья Зинина.
Как пояснили РБК Приморье в региональном ТИЦ, организация публикует график событий на странице официального сайта «Мероприятия Приморья». Также на сайте есть разделы «Гастрономия» и «Где поесть», предлагающие различные варианты и рассказывающие о различных ресторанах края.
Руководитель Туристско-информационного центра Приморского края Ольга Гуревич рассказала, что массовые гастрономические фестивали развивают культуру потребления местных продуктов не только у туристов, но и у жителей региона. Например, в 2025 году в третий раз пройдет открытый уличный фестиваль минтая – с 30 мая по 1 июня его проведут на набережной Спортивной гавани.
«Сначала было даже страшно, ведь у минтая очень специфическая слава в Приморье. Но мы решили, что «отберем у кошек лучшее», и с успехом провели уже два фестиваля. <...> Сейчас туристы все-таки в первую очередь едут за «видами без фильтров», за морем, но гастрономия – обязательная часть [турпродуктов]. Свежие морепродукты, смесь России и Азии, таежные продукты, возможность попробовать ракушки и рыбу, только что выловленные из моря, – все это мы. Наверное, в Приморье каждый тур – гастрономический. Честно говоря, в чистом виде гастротуризм – это дорогостоящий вид туризма для узкой группы гурманов», – пояснила Гуревич.
Другие представители туриндустрии, с которыми пообщался РБК Приморье также отметили дороговизну исключительно гастрономических туров – в связи с требованием маржинальности такого бизнеса его доступность для широкого круга людей сомнительна. Руководитель проекта Pacific Russia Food и основатель международного фестиваля уличной культуры и гастрономии «Майские» Татьяна Заречнева считает, что локальная дальневосточная кухня, безусловно, как магнит притягивает туристов. Но при этом она обычно работает в совокупности с другими составляющими, из которых и формируется конечный турпродукт.
«Нужно понимать, что гастротуризм – именно как отдельный сегмент – это очень узкая, нишевая история для настоящих гурманов. Во всем мире гастротуризм в его чистом виде составляет небольшой процент [от общего числа туристических продуктов] – когда едут, например, на виноградники: поработать, встретиться с виноделами, попробовать вина и так далее. Как правило же, гастрономия становится неотъемлемой и очень важной частью – одним из трех мотивов для посещения территории, – но в комплексе», – говорит Заречнева.
Если рассматривать какой-либо из гастрофестивалей Приморья, как объект для организаций именно гастрономического тура, то это очень сложная история. По словам эксперта, подобные события нужно долго «выращивать», чтобы они разрослись до таких масштабов, что будут привлекать гурманов со всей страны и из соседних государств. Однако и такие визиты, вероятнее всего, тоже будут сопровождаться посещением достопримечательностей Владивостока и различными активностями, которые обязательно включат в программу тура. Такой тур исключительно гастрономическим уже не будет.
Как ранее писал РБК Приморье, за 2024 год Приморский край посетили 3,9 млн туристов. Около 433 тыс. из них – это прибывшие в Россию иностранцы. Власти региона рассчитывают, что в 2025 году турпоток превысит отметку в 4 млн человек. По краю ожидается рост в среднем на 10%.