В Банке России объяснили, почему снизился грузооборот портов ДФО

В феврале 2025 года в сравнении с январем на 5% снизился грузооборот портов Дальнего Востока. Об этом в своем докладе о состоянии региональной экономики сообщает ГУ Банка России. Эксперты уточняют, что сокращение произошло из-за ослабления внешнего спроса на уголь и уменьшения импорта контейнерных грузов из Китая. В итоге тарифы на поставки морем из КНР в апреле снизились до минимальных значений за последние пять лет.
«В феврале в ДФО значительно снизился импорт контейнерных грузов. Транспортные компании отмечали уменьшение в первом квартале 2025 года числа заказов на перевозку товаров из стран Азии. В результате импортные и экспортные контейнерные потоки на Дальнем Востоке сравнялись впервые за несколько лет», — отметил главный экономист экономического управления Дальневосточного ГУ Банка России Антон Гулевич.
Аналитики уточняют, что оборот контейнеров в феврале показал минимальный уровень за последние два года, главным образом из-за снижения импорта почти на треть к январю и к среднему показателю 2024 года. Снижение заказов на перевозку грузов из азиатских стран фиксировалось транспортными компаниями на протяжении всего первого квартала. При этом почти исчез дефицит фитинговых платформ. На это обращает внимание, например, лесозаготовительное предприятие Хабаровского края, отмечая улучшение ситуации с подачей специализированных платформ для перевозки круглого леса по железной дороге в марте. За снижением контейнерооборота с Китаем последовало и уменьшение тарифов на импорт до минимальных значений за последние пять лет. Сообщается также, что впервые с ноября 2024 года уменьшились и тарифы на поставки грузов из Южной Кореи.
Помимо этого, за три месяца 2025 года из-за сокращения внешнего спроса поставки угля в страны Азии сократились как в квартальном, так и годовом выражении. В результате на территории одного из приморских портов значительно увеличились запасы угля. Уточняется, что и отгрузки угля на экспорт, который отправляется по железной дороге в направлении портов ДФО, в феврале снизились почти на треть к январю. Эксперты связывают низкий спрос на российский уголь с сохраняющимися рекордно высокими запасами угля в Китае, а также с растущей конкуренцией и снижением угольной генерации на основных рынках сбыта. Это сказалось на экспортных ценах на уголь, которые продолжили падение и уже в конце марта достигли самого низкого уровня с начала 2021 года.
Однако, по итогам первого квартала 2025 года порты Дальневосточного бассейна все-таки показали небольшой прирост и стали единственные в стране, кто показал положительную динамику по грузообороту, сообщал ранее РБК Приморье. Перевалка грузов в морских торговых портах макрорегиона за январь—март составила 54,4 млн т, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост составил 0,1%.