По итогам 2024 года чистая прибыль FESCO упала на 33%

Выручка транспортной группы FESCO (находится в контуре управления госкорпорации «Росатом») в 2024 году выросла на 8%, составив 185 млрд руб. А чистый долг сократился на 2% – до 24,3 млрд руб. Это следует из опубликованного отчета об операционных и финансовых результатах по итогам года. В то же время в документе содержатся сведения о существенном снижении чистой прибыли по сравнению с 2023 годом – до 25,4 млрд руб. (-33%).
Такое падение прибыли объясняется влиянием ряда факторов. Например, ростом амортизационных отчислений в результате приобретения новых судов, контейнеров и увеличения парка подвижного состава. Повлияли рост процентных расходов в результате повышения ключевой ставки и увеличение расходов по налогу на прибыль – хотя его ставка выросла с 1 января 2025 года, это потребовало переоценки отложенных налоговых активов и обязательств от 2024-го. Наконец, одним из существенных факторов называют «снижение положительного эффекта от влияния курсовых разниц» в ходе переоценки внутригрупповых валютных обязательств.
«Положительный эффект курсовых разниц в 2023 году составил более 8 млрд руб., а в 2024 году снизился более чем в два раза, что, в свою очередь, оказало влияние на снижение чистой прибыли в сравнении между периодами. Эффект от переоценки внутригрупповых обязательств из-за различных валют учета российского и иностранного контура является «бумажным» и не оказывает влияния на финансово-экономическое положение группы», – отмечает пресс-служба.
При зафиксированном падении чистой прибыли по итогам 2024-го показатель EBITDA (прибыль до вычета налогов, процентов по кредитам и амортизации, или «грязная прибыль») вырос на 2% и составил 54,5 млрд руб. В результате соотношение «Чистый долг / EBITDA» остается на рекордно низком уровне, как и в конце 2023-го, – с показателем 0,5х.
Пресс-служба FESCO сообщает, что объемы международных морских перевозок в 2024 году были увеличены на 20% и составили 501 тыс. TEU. Отправки импортных контейнерных поездов на китайском направлении через сухопутные погранпереходы увеличены почти в два раза – до 60 составов в месяц. Также был обновлен собственный рекорд по объемам перевалки контейнерных грузов во Владивостокском морском торговом порту (ВМТП) – 879 тыс. TEU, что почти на 20 тыс. больше, чем рекордный результат 2023 года.
В комментариях к самому отчету отмечается, что в 2022-2023 годах на фоне введения санкций наблюдалось снижение объемов контейнерных перевозок через порты балтийского бассейна и активный рост на противоположных направлениях – через Дальний Восток и Новороссийск. В 2024 году, по сравнению с прошлым пиковым периодом, произошло замедление темпов роста экспортно-импортного грузопотока. Также в 2024 году произошло снижение ставок на погрузочно-разгрузочные работы на фоне восстановления рынка морского фрахта. Для сохранения финансовых показателей транспортная группа развивает дополнительные мультимодальные сервисы со странами партнерами РФ – Вьетнамом, Турцией, ОАЭ, Ираном, – расширяет логистические решения для грузооборота с Китаем через Deep Sea, увеличивает объем сотрудничества с Индией. Также эксперты видят перспективным регионом развития страны Африки.
В документе указано, что увеличение ключевой ставки в 2024 году до 21% не рассматривается в качестве фактора риска ухудшения финансового положения – из-за «несущественной зависимости» общей величины прибыли от финансовых расходов по кредитному портфелю.
Как ранее писал РБК Приморье, чистая прибыль ПАО «ВМТП» по итогам 2024 года выросла на 19,2%, до 22,8 млрд руб. Представители Владивостокского морского торгового порта отмечали, что этот показатель оказался самым высоким за последние 25 лет. При этом выручка одного из крупнейших предприятий Приморья незначительно сократилась: она составила 29,5 млрд руб, что на 1% меньше, чем годом ранее.