Перейти к основному контенту
Приморье ,  

Трутнев предложил ввести транзитный сбор для грузов на Дальнем Востоке

По словам вице-премьера, полученные средства должны быть направлены на развитие инфраструктуры в регионах
Фото: РБК Приморье
Фото: РБК Приморье

Правительство рассматривает предложение ввести транзитный сбор на уровне 0,5% от стоимости товаров, проходящих через Дальний Восток. Об этом сообщает РБК со ссылкой на собственный источник в одном из федеральных ведомств. В 2024 году объем товаров, перевезенных через дальневосточные границы, оценили в 36,1 млрд долл. Если такие показатели сохранятся, этот сбор может принести бюджету около 15,2 млрд руб.

Инициатива принадлежит зампреду правительства и полномочному представителю президента в ДФО Юрию Трутневу. Он предложил направить собранные средства на реализацию инвестиционных проектов в Дальневосточном федеральном округе и Арктике, а также на создание необходимой инфраструктуры. Президент Владимир Путин поручил правительству рассмотреть предложение с учетом стратегической важности региона.

Минфин выразил опасения по поводу внедрения нового сбора, указав, что его последствия могут превысить положительный эффект. По мнению министерства, сбор может привести к перераспределению товарных потоков, увеличению времени на проверку грузов на таможне и другим негативным последствиям. Минфин уже направил свою позицию в правительство.

Трутнев ранее высказывался о необходимости направлять средства, полученные от таможенных платежей, на развитие Дальнего Востока, в том числе на улучшение инфраструктуры в Забайкальске, находящемся на границе с Китаем. Он отметил, что средства от таможенных платежей должны идти на улучшение условий жизни для людей, работающих в этой зоне.

Новый сбор может оказать влияние на стоимость грузоперевозок, предупреждают эксперты. Татьяна Кулябина, генеральный директор транспортно-логистической компании Holding Finance Broker, отметила, что на стоимость доставки груза уже сильно влияют колебания валютных курсов и высокие комиссии за трансграничные платежи, которые могут составлять 3–5%. Если к этим расходам добавить еще 0,5% за транзитный сбор, это может привести к дополнительным издержкам для импортеров и поиску более выгодных маршрутов.

По ее мнению, это приведет к снижению грузопотоков через дальневосточные пограничные пункты и перегрузке других транспортных коридоров, что в свою очередь может вызвать заторы в сезон пиковой загрузки.

Эксперт ЦМАКП Эмиль Аблаев также отметил, что в мировой практике существуют примеры взимания таких сборов. Например, Панамский канал собирает средства за транзит грузов, направляя их на финансирование инфраструктурных и социальных программ. Также в Сингапуре портовые сборы используются для модернизации логистической инфраструктуры и расширения транспортных коридоров, что позволяет улучшать конкурентоспособность порта и страны в целом.

Аблаев добавил, что в России был опыт введения подобных сборов в 1990-е годы, когда действовали различные пошлины и сборы, близкие по своей сути к предлагаемому транзитному сбору. Также можно привести в пример систему «Платон», которая взимает плату с грузовиков за ущерб, наносимый федеральным дорогам.

Предполагается, что новый сбор может быть оформлен как таможенный платеж или как плата за пользование транспортной инфраструктурой. В случае, если сбор будет относиться к таможенным платежам, его администрированием будет заниматься Федеральная таможенная служба (ФТС). В случае, если сбор будет относиться к платам за пользование инфраструктурой, его взимание будет организовано через коммерческую структуру, подобную системе «Платон». Эксперты считают, что более эффективным будет использование существующей инфраструктуры ФТС для взимания сбора с грузов, проходящих через таможенные пункты.

Для распределения собранных средств может быть задействован Фонд развития Дальнего Востока и Арктики. Также рассматривается вариант включения этих поступлений в федеральный бюджет с последующим целевым перераспределением средств.

Крупнейшие транспортные и логистические компании, такие как «Дело» и FESCO, а также угольные компании СУЭК и «Русский уголь», отказались комментировать новость. РБК направил запросы в крупнейшие угольные и нефтегазовые холдинги, такие как «Мечел» и «Распадская», чтобы получить комментарии и оценку возможных последствий введения транзитного сбора.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Приморье
Андреева и Шнайдер выиграли крупный турнир WTA в Майами в парном разрядеСпорт, 08:38
FT описала влияние снижения цен на нефть на мегапроекты Саудовской АравииЭкономика, 08:35
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и ДомодедовоБизнес, 08:30
Минобороны попросило взыскать с РЖД более 90 млн рублейОбщество, 08:25
«Проблема становится системной». Почему цены на жилье в России не падаютPro, 08:12
Пропавший в Литве бронетранспортер военных США вытащили из болотаПолитика, 08:08
Tehran Times узнала о готовности Ирана к запуску ракетПолитика, 08:01
Призвание: как найти дело, для которого вы созданы
Интенсив РБК Pro поможет разобраться в себе и прекратить поиски
Подробнее
Любовь в авангарде, танцы, Стравинский: культурная афиша апреляСтиль, 08:01
«Самолет» уточнил сроки проведения IPO дочерней компании «Самолет плюс»Инвестиции, 08:00
В Мьянме спасатели достали пролежавшую 2 суток под завалами женщинуОбщество, 07:57
Трамп раскрыл, введет ли вторичные пошлины против РоссииПолитика, 07:47
Большой гид по «Серии плюс»: чем интересны кварталы ПИК нового поколенияРБК и ПИК, 07:45
Индекс Мосбиржи опустился ниже 3000 пунктов впервые с 11 февраляИнвестиции, 07:34
Роструд зафиксировал рост обращений в связи с долгами по зарплатеЭкономика, 07:30