Лишние вагоны замедляют транспортировку грузов по Восточному полигону

По данным на начало января 2025 года, на путях сети железных дорог России находятся 1,38 млн вагонов. При этом почти треть из них фактически является избыточной, была построена в результате постоянного наращивания парка, а сейчас осложняет перемещение грузов на Восточном полигоне. Об этом рассказал журналистам заместитель генерального директора РЖД и начальник Центральной дирекции управления движением Михаил Глазков.
Ссылаясь на данные профильного Института экономики и развития железнодорожного транспорта, он пояснил, что для текущего объема перевозки грузов в стране необходим парк в 970 тыс. единиц, а более 400 тыс. вагонов фактически оказались лишними. То есть, как передают «Известия», эта часть транспортного парка сейчас «съедает» пропускные способности железных дорог. Особенно сильно ощущается «перенаселенность» вагонами на лимитированных направлениях – на Восточном полигоне (Транссиб и БАМ), который стал «воротами» в Китай.
«Например, в октябре 39 тыс. порожних вагонов одновременно следовало по сети во встречном направлении. Переводим в поезда, это получается порядка 400 поездов с однородным подвижным составом одномоментно следуют навстречу и везут не груз, а воздух», – приводит слова Глазкова ТАСС.
Он отметил, что 50 тыс. неиспользуемых вагонов на путях общего пользования замедляют участковую скорость перевозки на 1–2 км/ч – это средняя скорость движения поезда по направлению с учетом остановок, оборота вагонов и других факторов. В результате необходимо 120–140 дополнительных локомотивов для перевозки того же объема груза и на 600–650 больше бригад. В целом участковая скорость на сети РЖД в 2024 году упала до 35,7 км/ч, до уровня 1992-го.
В РЖД считают, что необходимо сконцентрировать работу заводов на изготовлении дефицитного подвижного состава, а не вагонов, которые уже имеются в избытке. Так, в составе излишнего парка 56% занимают полувагоны для перевозки насыпных минеральных грузов – в основном угля и руды. Также с середины октября в РЖД начали более тщательно нормировать нахождение порожнего подвижного состава на рейсе.
Как писал РБК Приморье, в августе – сентябре 2024 года рост контейнерного импорта на Дальнем Востоке превысил общероссийские темпы, что привело к резкому увеличению загрузки портовых мощностей. В результате предприятия переориентировались с морской доставки грузов на автомобильную. При этом автомобильный транспорт на тот момент уже стал оперативнее железной дороги. В своем обзоре региональной экономики Банк России отмечал, что отдельные предприятия в августе – сентябре указывали на значительное увеличение сроков железнодорожной отправки грузов в западные регионы страны и наличие ограничений на перевозку по некоторым маршрутам.
Еще больше новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь.