Построенный в Большом Камне танкер «Алексей Косыгин» вышел на испытания
Ледокольный танкер-газовоз класса Arc7 «Алексей Косыгин», построенный на верфи ССК «Звезда», вышел на ходовые испытания. Об этом свидетельствуют данные ряда сервисов, отслеживающих местонахождения судов, в том числе MarineTraffic. Танкер отправился в путь 25 декабря и с тех пор выполняет маневры в акватории Уссурийского залива.
Как отмечают на ССК «Звезда», суда усиленного ледового класса Arc7 для транспортировки сжиженного природного газа (СПГ) являются одними из наиболее технологически сложных в постройке. Каждое из них будет иметь вместимость более 172 тыс. куб. м. Контракты на строительство 15-ти арктических газовозов, предназначенных для вывоза груза с завода «Арктик СПГ-2», были заключены между «Звездой» и компаниями группы ВЭБ.РФ в декабре 2019 – июле 2020 года. Резку металла для головного судна серии начали в ноябре 2020-го – церемония его имянаречения состоялась спустя практически три года, в сентябре 2023-го. Танкер-газовоз СПГ, построенный по заказу «Совкомфлота», был назван в честь советского политического и государственного деятеля, дважды Героя Социалистического Труда Алексея Косыгина.
Как пишет «Коммерсантъ», ссылаясь на источники среди судостроителей, ходовые испытания нового танкера должны продлиться до середины февраля. Если они пройдут успешно, то судно передадут заказчику уже в первом квартале 2025 года. Издание напоминает, что первые пять танкеров должны были передать проекту «Арктик СПГ-2» еще в 2023 году, но сроки сдачи несколько раз переносились. Ранее «Звезда» спустила на воду для дальнейшей достройки только три судно из флота «Арктик СПГ-2» – «Алексей Косыгин», «Петр Столыпин» и «Сергей Витте».
Уточняется, что дальневосточная верфь испытывала сложности с достройкой танкеров после того, как ее южнокорейский партнер – Samsung Heavy Industries – ушел из РФ в 2022 году в связи с началом СВО. Поставщик морских резервуаров для СПГ – французская компания GTT – в 2023 году также заявил о прекращении деятельности в РФ.
Сам арктический газовый проект, основным владельцем которого (с долей 60%) является российская компания «Новатэк», на сегодня стал подсанкционным. Так, осенью 2023 года Минфин США ввел ограничения в отношении дочерней компании «Новатэка», реализующей строительство завода по сжижению природного газа, ООО «Арктик СПГ 2», об этом писал «Интерфакс». В конце августа 2024 года то же ведомство внесло в санкционный список несколько компаний из ОАЭ и Индии, а также их газовозы, указывая, что они связаны с «Арктик СПГ-2». В правительстве США не раз говорили, что намерены «заморозить» проект.
На сегодня возможность использования первого танкера Arc7 и последующих зависит от того, удастся ли продать грузы подсанкционного проекта конечному покупателю. При этом на XIV Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее» заместитель начальника отдела гражданского судостроения Минпромторга России Никита Мельник заявил, что завершение строительства первой пятерки газовозов для «Арктик СПГ-2» является первоочередной задачей судостроительной отрасли России. Как передает ИАА «ПортНьюс», со слов Мельника, первые пять танкеров имеют высокую степень готовности – около 90%.
Напомним, ССК «Звезда» в Большом Камне вскоре войдет в контур Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК). Первый вице-премьер РФ Денис Мантуров говорил, что переговоры о приобретении судостроительного комплекса должны завершиться весной 2025 года. Информация о том, что «Роснефть», ОСК и Банк ВТБ договариваются о передаче прав на ССК появилась в начале ноября 2024 года. Тогда уточнялось, что это делается для консолидации судостроительных активов на Дальнем Востоке ради повышения эффективности отрасли. Инициативу поддержал Владимир Путин.
Еще больше новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь.