Обновленный порт Магадана не сможет отнять рыбу у Приморья – эксперт
Морской логистический центр «Магадан», который планируют за пять лет создать в ходе полной реконструкции мощностей местного рыбного порта, не сможет составить существенную конкуренцию Владивостоку в плане отгрузки рыбопродукции. Такое мнение озвучили РБК Приморье представители отрасли. При этом в правительстве Магаданской области рассчитывают, что логистический центр поможет разгрузить порты Приморского края.
«Несомненно, магаданский порт нужно развивать, даже в плане осуществления Северного завоза. Нужно понимать, что навигация в Нагаевской бухте открывается в мае месяце, и весь зимний период, весной люди должны получать жизненно необходимые товары – создание этого порта для области трудно переоценить. Но в то же время я не думаю, что будет много желающих заходить в магаданский порт и выгружать рыбопродукцию, поскольку рыбаки заинтересованы в том, чтобы очень быстро выгрузить суда на транспорт и отправить либо за границу, либо в центральные регионы страны – Владивосток для этих целей подходит лучше», – рассказал РБК Приморье президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов.
По информации правительства Магаданской области, создание логистического центра позволит оптимизировать транспортную цепь в макрорегионе. Например, основная часть выловленных на Дальнем Востоке рыбы и морепродуктов сейчас идет в порты Приморья – ее переваливают во Владивостоке и Находке. Магадан сможет предложить альтернативу этим логистическим маршрутам. В то же время ограничивать работу новых портовых мощностей, по мнению экспертов, могут особенности судоходного сезона – акватория бухты Нагаева недоступна без ледокольного сопровождения с конца ноября до начала мая.
В общей сумме потратить на создание логистического центра планируют приблизительно 20 млрд руб. – такую сумму уже озвучивали в правительстве Магаданской области летом, недавно ее подтвердил ТАСС руководитель регионального департамента рыбного хозяйства Андрей Таболин. В ноябре на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок был размещен тендер на проведение проектных и строительных работ – с начальной ценой в 12,3 млрд руб. Как пояснил Таболин, это лишь первый этап проекта, на котором запланировано строительство причальных гидротехнических сооружений. А для реализации второго этапа будут привлекаться частные инвестиции – это создание самого комплекса портовой инфраструктуры.
«Заинтересованность в реализации второго этапа проявляют ведущие логистические компании. Ориентировочная стоимость объектов инвестиций превышает 8 млрд руб.», – приводит ТАСС слова руководителя департамента рыбного хозяйства Магаданской области.
Наименования компаний, которые являются потенциальными инвесторами реконструкции и строительства, не раскрывается. Однако известно, что в декабре 2023 года транспортная группа FESCO и правительство региона подписали соглашение о «взаимодействии» при реконструкции объектов инфраструктуры рыбного терминала. Документ предполагает сотрудничество при реализации проекта, предусматривающего создание центра по комплексному обслуживанию судов рыбопромыслового и транспортного флота.
«Мне кажется, что группа компаний FESCO будет заинтересована в данном проекте: когда осуществляется Северный завоз и везут в Магадан грузы контейнерами, рефрижераторами в том числе, то потом их надо с чем-то возвращать в обратный путь – здесь как раз могут помочь магаданские рыбопромышленники», – считает Мартынов.
Отметим, что заказчиком выполнения работ, по размещенной на официальном портале закупок информации, выступает ООО «Морской логистический центр» (принадлежит Корпорации развития Магаданской области). Проектом контракта предусмотрен полный комплекс работ: от согласования инвестиционной декларации и проектирования сооружений порта, до строительства и сдачи объектов. Общий срок выполнения работ – с даты заключения договора и до 30 ноября 2029 года. Торги еще не состоялись – заявки подаются до 25 ноября 2024-го.
В технической документации указано, что площадь земельных участков под строительство гидротехнических сооружений составит 10,4 га (без учета созданных в акватории искусственных насыпей), а под строительство портовой инфраструктуры морского логистического центра отведено 73 га (без учета площади перспективного развития). Пропускная способность созданных портовых мощностей ограничена заказчиком на уровне 200 тыс. т водных биоресурсов в года, а также 150 тыс. т генеральных грузов и 30 тыс. TEU. Предусмотрен контейнерный терминал вместимостью до 4 тыс. TEU с возможностью размещения (подключения) не менее 500 рефконтейнеров.
«Причальные стенки общей протяженностью не более 450 м, с возможностью одновременного обслуживания не менее двух судов с осадкой от 9 до 11 м и длинной до 150 м, а также стоянки (кормой) не менее 5 судов длиной до 70 м, шириной до 15 м и осадкой до 7 м», – такие параметры будущего порта указаны в приложенной к закупке документации.
Магаданский морской рыбный порт является единственным на побережье северной и центральной частей Охотского моря. Как поясняли в Ассоциации партнеров по координации использования Северного морского пути, порт был создан в 1965 году и до 1990 года в него заходило более 500 судов в год. Здесь работал судоремонтный завод, осуществлялась переработка доставляемых на берег уловов. В 1997 году началась процедура банкротства предприятия, его ликвидировали в 2004 году. В 2010-х годах порт перестали эксплуатировать из-за высокого износа сооружений. Проход в акватории также был затруднен в связи с большим количеством брошенных в прошлом и затонувших судов. Сейчас управление землей и имуществом передано региону.
Ранее в правительстве Магаданской области сообщали, что рыбный терминал передавался в собственность субъекта РФ «в неработоспособном, захламленном состоянии». В итоге был проведен частичный ремонт причалов, что позволило обеспечить перевалку грузов для снабжения прибрежных поселков Северного Охотоморья. Проведена реновация и расчистка территории «в пятне застройки» будущего порта. Построена новая ЛЭП. Велись работы и по подъему из акватории бухты Нагаева затонувшего имущества – так, с 2021 по ноябрь 2024 года со дна удалось поднять 23 судна.
Отметим, что грузооборот морских торговых портов России в этом году уменьшается по сравнению с показателями 2023 года. Как ранее писал РБК Приморье, за 8 месяцев 2024-го он составил 596,2 млн т (-3,1%), а за 10 месяцев – 743,0 млн т (-3,2%). Сократился и грузооборот морских портов Дальневосточного бассейна – 197,1 млн т, по данным на октябрь (-1,9%). Из-за загрузки портов контейнерами, сейчас растут сроки доставки товаров по морю, и перевозчики все чаще обращаются к помощи автомобильного транспорта.
Еще больше новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь.