Когда проще заказать онлайн: в регионах ДФО растет интернет-торговля
Объем интернет-покупок и продаж в России за девять месяцев 2024 года составил 6,2 трлн руб., что на 43% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Такие данные приводит Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). Доля онлайна в общем обороте российской розницы в целом составила 15,4%, но в ряде дальневосточных регионов она значительно выше.
«Очевидно, что в тех регионах, где недостаточно развита цивилизованная торговля, где сложные рельефы местности и непростой климат, с появлением соответствующей логистической инфраструктуры, пунктов выдачи заказов (ПВЗ) люди обращаются к онлайн-каналу, который обеспечивает им доступ к огромному ассортименту товаров, стирая расстояния», – передают «Ведомости» слова президента АКИТ Артема Соколова.
По данным Ассоциации, которые приводит ТАСС, на Чукотке 38% от общей розницы приходится на онлайн-торговлю, в Магаданской области – 24,4%, на Камчатке – больше 22%. Из регионов РФ наибольший рост онлайн-продаж по сравнению с аналогичным периодом 2023 года зафиксирован в Чечне – 90,5%, но следом вновь упоминается дальневосточная Чукотка – здесь рост составил 82%. Увеличение объемов интернет-торговли на 70-60% произошло в Якутии, Еврейской автономной области, Бурятии, на Камчатке и Сахалине.
В целом на первом месте по сумме онлайн-покупок в России находятся продукты питания – 16,7% от общего объема. На долю товаров для дома и мебели, а также цифровую и бытовую технику приходится по 14,6%, на одежду и обувь – 13,5%, на автозапчасти и автоаксессуары – 7,1%. Последняя категория в топ-5 популярных товаров вошла впервые благодаря активному росту – покупки автозапчастей выросли в 2,4 раза по сравнению с аналогичным периодом 2023-го. А наиболее высокая динамика роста продаж с января по сентябрь произошла в категории «Аптеки» – в 2,7 раза.
Отметим, что на сайте АКИТ пока представлены подробные цифры региональной статистики лишь за первую половину 2024 года. Из них следует, что Приморский край является лидером в сфере онлайн-торговли на Дальнем Востоке – общий объем в денежном выражении за указанный период составил 46,6 млрд руб. На втором месте Хабаровский край (29,4 млрд руб.), а на третьем – Якутия (20,6 млрд руб.). Для сравнения, за весь 2023 год общий объем интернет-покупок в Приморье составил 69,7 млрд руб.
В первом полугодии 2024-го в Приморском крае первые три места в объеме продаж занимали такие категории, как цифровая техника (8,2 млрд руб.), мебель и товары для дома (7,6 млрд руб.), одежда и обувь (7 млрд руб.). Средние чеки в разделе локальной торговли, то есть на российских площадках, как правило, существенно выше, чем траты на трансграничные покупки – через зарубежные маркетплейсы. Так, самый высокий средний чек покупатели набрали, приобретая цифровую технику – 7 тыс. руб., спорттовары – 5 тыс. руб., ювелирные изделия – 4,4 тыс. руб. (это именно «локальные» траты приморцев). В целом по России 97% от общего объема торговли составили покупки в российских интернет-магазинах и на маркетплейсах, а на трансграничную торговлю за указанный период приходится всего 3%.
АКИТ сообщает, что большую часть продаж в интернете на сегодня генерируют именно регионы страны – на их долю приходится более 76% в общем объеме. Например, в Wildberries рассказали «Ведомостям», что доля регионов в общих продажах маркетплейса по итогам девяти месяцев 2024 года составляет 87% (остальное приходится на Москву и Санкт-Петербург). В компании подтверждают, что «активно вкладываются» в развитие сети ПВЗ – за последние девять месяцев их количество увеличилось почти на 50%.
Напомним, что объединенная компания Wildberries и Russ вошла в ТОР «Амурская», чтобы построить в Приамурье склад площадью 120 тыс. кв. м. – проектная мощность комплекса составит 40 млн операций хранения и 400 млн операций транспортной обработки товаров в год. Также РБК Приморье ранее писал, что в Приморском крае намерены построить логистический центр Ozon площадью 85 тыс. кв. м.
Еще больше новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь.