Суда с лишними контейнерами предложили не пускать в порты ДВ
На Дальнем Востоке озаботились проблемой переполнения импортными контейнерами портов. Как сообщает «Коммерсантъ», рассматриваются даже крайне спорные решения – например, ограничение или запрет судозаходов в порт при высокой загруженности терминалов.
Об этом рассказал источник издания в отрасли. Так, капитан порта уже имеет право запретить заход судов, если, например, усматривает признаки повышенной террористической опасности, сложной ледовой обстановки, шторма, цунами – теоретически его полномочия в этом отношении можно расширить. Однако запрет судозахода означает потери как для оператора терминала, так и для федерального и регионального бюджетов, куда поступают сборы.
Источник, знакомый с ситуацией, также сообщает, что операторам контейнерных терминалов в ДФО Минтранс поручил снизить загрузку до 90% или ниже – рассматривается нормативное закрепление показателя максимальной загруженности. Сами же операторы говорят о нехватке вагонов для вывоза, которая в этом году усугубилась урезанием квот на контейнерные поезда в восточном направлении и замедлением их движения.
Аналогичная ситуация сложилась осенью 2022 года, когда для вывоза контейнеров был принят ряд экстренных мер – на Дальний Восток пустили три дополнительных контейнерных поезда в сутки. По сведениям «Коммерсанта», против введения таких мер сегодня выступают в правительстве РФ, поскольку это скажется на угольном экспорте – такой груз везут в том же направлении, по тем же рельсам, но в других поездах. Два года назад дополнительные поезда заняли место квотируемого экспорта угля, и 800 тыс. т пришлось довывозить в 2023-м. Но сейчас ситуация иная: все направления экспорта, кроме восточного, перестали быть рентабельными.
Напомним, что в ОАО РЖД предлагает решать проблему вывоза контейнеров за счет погрузки их в полувагоны, которые прибывают на Дальний Восток с насыпными грузами (в том числе с углем). Как ранее писал РБК Приморье, в сентябре в ДФО поставили новый рекорд по погрузке контейнеров в полувагоны – 2,3 тыс. TEU. По данным железнодорожников, всего в январе-августе 2024 года с Дальнего Востока отправлено 229,8 тыс. TEU в более 114 тыс. полувагонов – отмечен рост в 1,7 раза.
Еще больше новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь.