Перевозчики заявляют о нехватке вагонов для транспортировки грузов из ДФО
На Дальнем Востоке разгорается спор о вагонах – перевозчики и ОАО «РЖД» не могут договориться насчет того, хватает ли подвижного состава для транспортировки грузов в сторону западных регионов России. Так, «Известия» приводят позицию логистических компаний, которые заявляют о дефиците вагонов, о связанном с этим росте стоимости доставки товаров, а также об увеличении сроков.
По данным транспортной группы FESCO, на Восточном полигоне и погранпереходах на границе с Казахстаном наблюдается дефицит порожних платформ под погрузку контейнеров. Эту информацию подтвердил и руководитель направления международных автоперевозок Noytech Supply Chain Solutions Иван Захарченко.
«На Дальнем Востоке наблюдается острый дефицит платформ. Заторы отражаются на росте ставок на доставку. В сентябре он составил на автотранспорте уже 5% к уровню августа, при этом перевозчики не предоставляют размер ставок на весь месяц. Есть риск их увеличения в течение сентября на дополнительные 5–7%», – приводит издание слова Захарченко.
В компании FM Logistic рассказали, что в целом тарифы на доставку грузов из Китая за последние две недели выросли приблизительно на 20%. Также эксперты говорят о «30-дневной задержке» доставки грузов на запад. В качестве причины называется троекратный рост транзита товаров из Китая в Европу по российским железным дорогам.
По оценкам Центра ценовых индексов (ЦЦИ), объемы контейнерных перевозок по сети РЖД в транзитном сообщении с марта 2024 года ставят рекорд за рекордом. В июле в сообщении КНР – ЕС через страны ЕАЭС перевезено около 35 тыс. TEU против 11 тыс. TEU годом ранее. Чаще всего грузы направляются в Польшу через Казахстан и РФ.
Тем временем в ОАО «РЖД» не согласны с позицией предпринимателей. В качестве примера приводится такая цифра: ежедневно в портах Дальнего Востока после выгрузки угля освобождается более 2,5 тыс. полувагонов, которые пригодны для перевозок контейнеров.
«Дефицита грузовых вагонов на сети РЖД нет. Темпы поступления нового парка на сеть РЖД опережают выбытие старых вагонов. За последние 6 лет парк увеличился на 235 тыс. единиц (+21%) и достиг 1 млн 348 тыс. единиц. По оценке отраслевых институтов, количество вагонов превышает предельно допустимые технологические параметры инфраструктуры железнодорожного транспорта на 220 тыс. единиц», – прокомментировали в РЖД ситуацию для РИА Новости.
Отметим, что о переизбытке вагонов железнодорожники заявляли и раньше. В июле «Коммерсантъ» писал о том, что глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров предлагает Минтрансу принять меры для сокращения числа подвижного состава на сети. Также предлагалось внести изменения в устав железнодорожного транспорта, которые позволят перевозчику перемещать порожние вагоны не только с припортовых (такое право у РЖД уже есть), но и с других станций. Еще одно предложение компании: ужесточить требования к приписке вагонов, чтобы обеспечить возможность размещения невостребованного состава на путях необщего пользования, в том числе по месту приписки. В ОАО «РЖД» выступают и за увеличение платы за нахождение вагона на путях общего пользования.
В то же время в РЖД сейчас стараются стимулировать альтернативные методы перевозки контейнеров по железной дороге – не на платформах, а в полувагонах. Как ранее писал РБК Приморье, в августе скидку 20,7% на перевозку грузов таким способом распространили на отправки из Забайкальска – важного логистического центра на границе с КНР. Также действие скидки было продлено до конца 2025 года.
Еще больше новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь.