Перейти к основному контенту
Приморье ,  

Близость к Азии сдержала рост цен на Дальнем Востоке

Ценообразование на Дальнем Востоке имеет свои особенности. Это и изначальная ориентация на азиатские рынки, и высокая доля в цене товаров транспортных издержек
Фото: РБК Приморье
Фото: РБК Приморье

Инфляция на Дальнем Востоке по итогам 2022 года оказалась ниже, чем в среднем по стране из-за специфики рынка. Об этом РБК Приморье рассказал главный экономист Экономического управления Дальневосточного ГУ Банка России Антон Гулевич. В интервью главному редактору издания Павлу Раилко эксперт объяснил, от чего зависит темп роста цен в ДФО и как повлияет на инфляцию открытие российско-китайской границы.

«У нас особенности – это в первую очередь ориентация на азиатские рынки, особенно это касается потребительских товаров. Когда в европейской части страны западные границы закрылись, нужно было переориентироваться на восточные. А у нас они и так были основными. Поэтому темп роста цен на многие потребительские непродовольственные товары на Дальнем Востоке был ниже, чем по стране. Особенно это касалось автомобилей. В автомобильном рынке (на западе страны – прим. ред.) большую долю занимали именно отечественные машины. В связи с разрывом логистических и производственных цепочек их просто перестали выпускать, и они резко подорожали. У нас (на Дальнем Востоке – прим. ред.) ничего такого не наблюдалось: их как возили, так и везут. По этому компоненту у нас темп роста цен был ниже, чем по России», – отметил Антон Гулевич.

Видео: РБК Приморье

Еще одним фактором, оказывающим специфическое влияние на инфляцию в ДФО, по словам аналитика, являются транспортные издержки.

«Например, на Чукотке самая низкая инфляция в России, потому что у них в конечных потребительских ценах доля транспортных расходов высокая, и транспортные расходы росли медленнее, чем цены на сами товары. Вторая причина – они (продавцы в регионе – прим. ред.) пополняют свои запасы, пока открыта морская навигация, и у них закуп товара произошел до начала лета по ценам прошлого года. И продавали, соответственно, по ним», – сказал Гулевич.

Еще один логистический казус, непонятный жителям макрорегиона: почему многие импортеры из Китая предпочитают вначале направлять свои товары в Москву и только потом везут на Дальний Восток? В этом вопросе все «решает рынок» – уверен Антон Гулевич.

«Если посмотреть на географическую карту, то мы находимся к Китаю близко, а Москва далеко. Но если посмотреть на карту экономическую, то мы увидим, что ресурсы и численность населения больше сосредоточены в европейской части страны. Туда, где есть максимальные рынки сбыта, и направлены торговые потоки. Это связано и с большим объемом закупки товаров оптом, с более развитой логистической, транспортной инфраструктурой. Можно привезти товар, положить на склад и потом небольшим логистическим плечом развозить его по городам, которые численно развиты в европейской части. При этом само формирование цен – рыночное. Если нашим бизнесменам выгоднее возить товар напрямую из Китая, а не из Москвы, они это делают (простой пример – плодовоовощная продукция). Все решает рынок: как предпринимателям выгоднее, так они и возят», – подчеркнул эксперт.

Отвечая на вопрос Павла Раилко, выиграет ли ДФО после того, как Китай ослабит коронавирусные ограничения и откроет границы, Гулевич пояснил, что гораздо большее влияние на инфляцию на востоке России оказывают другие факторы.

«У нас сейчас основной проинфляционный фактор, если говорить о транспортных расходах, ­– не ковид, а ограниченность наших железных дорог, транспортных путей. По сравнению с прошлым годом ввоз грузов через порты Дальнего Востока увеличился на четверть. Это очень большая цифра. И все упирается в то, что железные дороги очень загружены, тарифы растут и влияют на конечную цену товара. И то, что Китай освободится от коронавирусных ограничений, на это никак не повлияет. У нас сильно выросли (до 2-3 месяцев) задержки грузов из Китая. То есть проблема не с китайской стороны, а больше с нашей: увеличение грузопотока и ограниченность пропускной способности железных дорог», – отметил эксперт.

Ранее Банк России сообщал, что в ноябре 2022 года годовая инфляция по Дальнему Востоку составила 11,8%. В Приморском крае этот показатель равнялся 11,4%, в России – 12,0%.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 27 апреля
EUR ЦБ: 98,72 (+0,01)
Инвестиции, 26 апр, 16:31
Курс доллара на 27 апреля
USD ЦБ: 92,01 (-0,12)
Инвестиции, 26 апр, 16:31
Все новости Приморье
Автор The Traitor of Arnhem раскрыл тайну шпиона из кембриджской пятерки Политика, 05:20
По меньшей мере 13 человек погибли при ударе Израиля по Рафаху Политика, 05:10
«Коррозия металла» приостановила деятельность Общество, 04:46
Кандидата в президенты США арестовали на митинге за Палестину Политика, 04:17
Киев пересмотрел соблюдение Европейской конвенции по правам человека Политика, 04:11
Подозреваемые в перестрелке в Дальнегорске заключены под стражу Приморье, 03:27 
В Белоруссии начали готовить снайперов из рыболовов и охотников Политика, 03:27
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Шойгу поздравил воинские соединения, отличившиеся в военной операции Политика, 02:54
Кличко рассказал о неоднократных попытках встретиться с Зеленским лично Политика, 02:50
Катар обвинил Израиль и ХАМАС в срыве мирных переговоров Политика, 02:37
Спецназ со спецтехникой покинул центральный проспект Тбилиси Политика, 01:45
В Краснодарском крае пять человек погибли в ДТП Общество, 01:33
Экс-госминистра Грузии задержали на акции протеста в Тбилиси Политика, 01:16
Лидер «Коррозии металла» сообщил о коме у барабанщика после задержания Общество, 01:10