Перейти к основному контенту
Приморье ,  

Близость к Азии сдержала рост цен на Дальнем Востоке

Ценообразование на Дальнем Востоке имеет свои особенности. Это и изначальная ориентация на азиатские рынки, и высокая доля в цене товаров транспортных издержек
Фото: РБК Приморье
Фото: РБК Приморье

Инфляция на Дальнем Востоке по итогам 2022 года оказалась ниже, чем в среднем по стране из-за специфики рынка. Об этом РБК Приморье рассказал главный экономист Экономического управления Дальневосточного ГУ Банка России Антон Гулевич. В интервью главному редактору издания Павлу Раилко эксперт объяснил, от чего зависит темп роста цен в ДФО и как повлияет на инфляцию открытие российско-китайской границы.

«У нас особенности – это в первую очередь ориентация на азиатские рынки, особенно это касается потребительских товаров. Когда в европейской части страны западные границы закрылись, нужно было переориентироваться на восточные. А у нас они и так были основными. Поэтому темп роста цен на многие потребительские непродовольственные товары на Дальнем Востоке был ниже, чем по стране. Особенно это касалось автомобилей. В автомобильном рынке (на западе страны – прим. ред.) большую долю занимали именно отечественные машины. В связи с разрывом логистических и производственных цепочек их просто перестали выпускать, и они резко подорожали. У нас (на Дальнем Востоке – прим. ред.) ничего такого не наблюдалось: их как возили, так и везут. По этому компоненту у нас темп роста цен был ниже, чем по России», – отметил Антон Гулевич.

Видео: РБК Приморье

Еще одним фактором, оказывающим специфическое влияние на инфляцию в ДФО, по словам аналитика, являются транспортные издержки.

«Например, на Чукотке самая низкая инфляция в России, потому что у них в конечных потребительских ценах доля транспортных расходов высокая, и транспортные расходы росли медленнее, чем цены на сами товары. Вторая причина – они (продавцы в регионе – прим. ред.) пополняют свои запасы, пока открыта морская навигация, и у них закуп товара произошел до начала лета по ценам прошлого года. И продавали, соответственно, по ним», – сказал Гулевич.

Еще один логистический казус, непонятный жителям макрорегиона: почему многие импортеры из Китая предпочитают вначале направлять свои товары в Москву и только потом везут на Дальний Восток? В этом вопросе все «решает рынок» – уверен Антон Гулевич.

«Если посмотреть на географическую карту, то мы находимся к Китаю близко, а Москва далеко. Но если посмотреть на карту экономическую, то мы увидим, что ресурсы и численность населения больше сосредоточены в европейской части страны. Туда, где есть максимальные рынки сбыта, и направлены торговые потоки. Это связано и с большим объемом закупки товаров оптом, с более развитой логистической, транспортной инфраструктурой. Можно привезти товар, положить на склад и потом небольшим логистическим плечом развозить его по городам, которые численно развиты в европейской части. При этом само формирование цен – рыночное. Если нашим бизнесменам выгоднее возить товар напрямую из Китая, а не из Москвы, они это делают (простой пример – плодовоовощная продукция). Все решает рынок: как предпринимателям выгоднее, так они и возят», – подчеркнул эксперт.

Отвечая на вопрос Павла Раилко, выиграет ли ДФО после того, как Китай ослабит коронавирусные ограничения и откроет границы, Гулевич пояснил, что гораздо большее влияние на инфляцию на востоке России оказывают другие факторы.

«У нас сейчас основной проинфляционный фактор, если говорить о транспортных расходах, ­– не ковид, а ограниченность наших железных дорог, транспортных путей. По сравнению с прошлым годом ввоз грузов через порты Дальнего Востока увеличился на четверть. Это очень большая цифра. И все упирается в то, что железные дороги очень загружены, тарифы растут и влияют на конечную цену товара. И то, что Китай освободится от коронавирусных ограничений, на это никак не повлияет. У нас сильно выросли (до 2-3 месяцев) задержки грузов из Китая. То есть проблема не с китайской стороны, а больше с нашей: увеличение грузопотока и ограниченность пропускной способности железных дорог», – отметил эксперт.

Ранее Банк России сообщал, что в ноябре 2022 года годовая инфляция по Дальнему Востоку составила 11,8%. В Приморском крае этот показатель равнялся 11,4%, в России – 12,0%.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

*

Лента новостей
Курс евро на 28 мая
EUR ЦБ: 96,3 (-0,79)
Инвестиции, 16:36
Курс доллара на 28 мая
USD ЦБ: 88,69 (-1,02)
Инвестиции, 16:36
Все новости Приморье
В центре Москвы задержали разбрасывавших «доллары» людей в шубах Общество, 16:40
Какие перспективы ждут ученых в коммерческой среде Отрасли, 16:33
Купить и продать или купить и сдавать: как подобрать жилье с выгодой РБК и ПИК, 16:33
Минсельхоз анонсировал федеральный режим ЧС из-за майских заморозков Экономика, 16:27
Советника губернатора Орловской области Лежнева обвинили в мошенничестве Общество, 16:24
Авиакомпания «ЮТэйр» перевела кадровые процессы в Directum HR Pro Пресс-релиз, 16:24
Эксперты обсудили методы оценки кибербезопасности Отрасли, 16:20
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Минсельхоз предупредил о возможности импорта яблок из-за заморозков Экономика, 16:14
Извлечь мастерство: эксперты оценили перспективы цифровизации предприятий Отрасли, 16:11
В ЛНР женщину задержали за шпионаж в пользу Украины Политика, 16:07
В Абхазии ответили на слова премьера Грузии о скором воссоединении Политика, 16:05
Российских дипломатов ограничили в передвижении по Польше Политика, 16:04
Одна из главных тем на форуме ЦИПР — рынок инфраструктурного ПО Отрасли, 15:59
В Госдуме предложили изменить расчет платы за содержание имущества в доме Недвижимость, 15:50