Перейти к основному контенту
Приморье⁠,

Ученые изучают ДНК пчел, чтобы обеспечить качество медосбора в Приморье

Как проводят медицинские осмотры для насекомых, и почему лечить пчел выгоднее, чем покупать новых, рассказал эксперт
Фото: Союз пчеловодов Приморского края
Фото: Союз пчеловодов Приморского края

Приморский мед может подорожать в разы. Такие опасения высказывают эксперты. Дело в том, что 2023 год стал одним из самых тяжелых для местных пчеловодов – погибло больше 70% пчел. Как справляется отрасль, и каким будет новый медосбор, рассказал председатель Союза пчеловодов Приморского края Рамиль Еникеев.

Видео: РБК Приморье

– Рамиль, насколько серьезна эта ситуация для приморского пчеловодства, и в чем причина такой массовой гибели пчел?

– Ситуация очень серьезная. За последние 30 лет такого мы вообще не наблюдали. Гибель местами доходила до 80% и больше, но в среднем по краю – 70%. Причин много. Совокупность факторов повлияла. Мы изучали это с учеными, с практиками и с крупными опытными пчеловодами. Первое – это, конечно же, заболевания пчел. Второе – наличие клеща. Ранняя весна в прошлом году способствовала тому, что его жизненный цикл значительно увеличился. Третье – это то, что помимо обычных заболеваний, которые бывают у наших пчел, и которые мы знаем, как лечить, добавились новые вирусные заболевания. Климат очень повлиял. В прошлом году на большинстве территорий края липа практически не выделяла нектар. А если нет кормовой базы, – это как у людей, – иммунитет общий снижается, и все напасти разом набросились. Поэтому мы наблюдаем то, что наблюдаем.

– Чем болеют пчелы?

– Только одних вирусных заболеваний около 15. Чем больше продвигается наука в исследовании болезней, тем больше мы выявляем. И вирусные, и остальные, и микробиология – очень большой диапазон.

– А как диагностируют заболевания у пчел?

– По ветеринарным правилам пчеловод обязан каждый год весной сдавать образцы пчел для исследований, как раз сейчас начинается этот процесс. Диагностика построена по такому же принципу, как и у нас – у людей. В этом году – в январе-феврале мы даже изучали образцы пчел с помощью ДНК. Очень большую работу проводим еще и для того, чтобы с помощью этого метода выявить вирусные заболевания.

– То есть это – профосмотр? Люди его проходят каждый год, и у пчел то же самое?

– Да.

– Вы еще сказали про клещей, они как повлияли?

– Клещ – переносчик. Он делает две плохие вещи. Во-первых, он ослабляет саму пчелу. То есть он паразит. И второе – он является переносчиком заболеваний, в том числе вирусов.

– 70% пчел погибло. Сколько это в численном выражении?

– У нас на территории края было порядка 65 тыс. пчелосемей. Простая арифметика: 70% – это 45-50 тыс.

– А почему вы считаете пчелосемьями? Что такое пчелосемья?

– Пчела – это такое интересное насекомое: она сама по себе не может существовать априори. То есть единицей учета, биологической единицей является пчелосемья. Мы не рассматриваем пчелу как субъекта. Везде: и у ученых, и у практиков, и у зоотехников, в надзоре и контроле проходит пчелосемья. Пчелы летом могут меняться – срок их жизни составляет до 30 суток, зимой – до 6 мес., так что мы всегда учитываем только пчелосемью. Даже ученые говорят, что пчелосемья – это единый организм.

– Сколько членов семьи в пчелосемье?

– Десятки тысяч. Нормальная пчелосемья – 40-50 тыс., может и больше. Счет идет на десятки тысяч.

– Как вы лечите пчел и зачем? Если пчела живет 30-40 дней, не проще купить новую?

– Мы опять же исходим из того, что лечим не пчелу, а пчелосемью. Во-первых, матка живет более 2 лет. Да, ее производительность составляет 1-2 года, но срок жизни может быть 4-5 лет, поэтому она является ядром пчелосемьи. И независимо от того, сколько живут отдельные пчелы, пчелосемья должна сохраняться. Для нас это очень важно. Поэтому тут не только лечение, тут и профилактика, и диагностика – все в комплексе. Это все пчеловоду надо выполнять вместе с ветеринарной службой.

– Как вы восстанавливаете, как правильно говорить – поголовье?

– Учитывая, что пчеловодство – это подотрасль животноводства, то да – сухим бюрократическим языком можно сказать «поголовье».

– Хорошо, как восстанавливаете?

– Этой проблемой мы озадачились еще с осени. Во-первых, мы взаимодействуем с пчеловодами Приморского края, потому что информация о потерях идет снизу, мы продумываем стратегию. Подключились ветеринары, потому что все-таки проблема болезней – это не дело общественной организации, заниматься лечением должны доктора. Более того, мы организовали взаимодействие с федеральными ветеринарами, которые в масштабе страны за это отвечают, подключился НИИ экспериментальной ветеринарии. Сейчас мы вместе со всеми участниками продумываем, что же делать. Естественно, это дело взято на контроль нашим правительством: заместитель председателя правительства Николай Стецко и министр Андрей Бронц с начала года вопрос держат на контроле.

– Хорошо, что держат на контроле, а что сделано?

– Во-первых, мы начали заниматься диагностикой. Я уже говорил, что мы с января вместе с НИИ Роспотребнадзора проводим диагностику пчел на вирусные заболевания. Сейчас нашими учеными разрабатываются рекомендации – как же из того, что осталось, восстановить поголовье пчел, которое было? И главное: как не допустить подобного и восстановить здоровое поголовье? Очень многое зависит от самих пчеловодов, от соблюдения рекомендаций по профилактике и диагностике. Мы призываем всех в этот весенний период – апрель, май, – сдать своих пчел на исследования, чтобы каждый пчеловод знал, что у него на пасеке. Оно не дорогое, там несколько тысяч, но это обязательно надо сделать. И второе – применять рекомендации, а не слушать никого в Ютубе. Сейчас очень много блогеров, и каждый говорит, во что горазд.

– Давайте по пунктам: что делать нужно, а чего делать не нужно.

– Первое – нужно слушать наших ученых, которые знают нашу пчелу, которые точно знают, что делать. Мы для этого проводим собрания. Уже в 6 районах провели собрания с пчеловодами, туда как раз и ученых наших привозили, они конкретно все показывали, кто не смог посетить собрание, мы записали на видео.

– Давайте хотя бы в двух словах обозначим эти рекомендации.

– Первое – сдать пчел на исследования. Второе – уже с весны начинать мероприятия против клеща. Все пчеловоды об этом знают, но кто-то приступает к этому летом, а кто-то – весной. Это необходимо делать. Третье – проводить технические мероприятия, о которых целые часовые лекции можно прочитать. Наши ученые уже давно разработали рекомендации, их можно взять в том числе у нас и использовать в деле.

– Если пчеловод понимает, что его пчелы больны, он может заняться самолечением? Люди же лечатся методами народной медицины, я думаю, что пчеловоды не исключение: антибиотики, еще что-то распыляют?

– Одна из причин того, что произошло, была в том, что каждый лечил так, как считал нужным, прочитав где-то, посмотрев в интернете ролик, либо, понадеявшись, что какой-нибудь новый китайский препарат, – они сейчас заполонили рынок, – поможет от этой напасти. Не помогает! Более того, лечение антибиотиками пчел, как и людей, требует очень ответственного подхода. Без назначения врача их просто нельзя применять. Есть ряд болезней, при которых антибиотики не помогают, но эти препараты остаются в меде. В чем большая опасность? Во-первых, они остаются в продукции, во-вторых, вредители и паразиты начинают к ним привыкать, и затем эти средства не будут действовать вообще. Тот же клещ будет гораздо сильнее и устойчивее. Поэтому тут однозначно по рекомендации ветеринарных врачей.

– Для человека мед от пчел, которых кормили антибиотиками, не опасен?

– Сейчас в мире идет кампания, она возглавляется ООН и направлена на то, чтобы уменьшить применение антибиотиков в ветеринарии. В любом случае остаточное количество лекарственных средств ничего хорошего для потребителя не несет. И даже в обязательных требованиях к качеству продукции прописаны четыре вида исследований на четыре вида антибиотиков. То есть государство следит, чтобы не допустить остаточных веществ в меде. Опять же повторюсь, ничего хорошего в них нет, а в некоторых моментах бывает еще и вред.

– Такой массовый падеж пчел вызовет увеличение фальсификата на рынке?

– Потребность в меде есть. И тут, по законам логики, если не хватает сырья, а потребность есть, эту нишу кто-то захочет заполнить. Поэтому мы думаем, что при недостатке натурального меда, появятся желающие, которые будут фасовать красивые упаковки, но это будет уже не мед.

– А что? Сахарный сироп?

– Кондитерские продукты, скажем так. Там и сахарный сироп, и кукурузный. Сейчас технологий очень много, но это будет не мед. Поэтому желательно следовать рекомендациям. Я всегда говорю – надо найти своего пчеловода. Второй момент – покупать все-таки тот продукт, который произведен в регионе и там, где есть гарантии качества – это те предприятия, которые входят в Союз пчеловодов, потому что мы проверяем своих поставщиков.

– Я слышала, что сахарный сироп, который выдают за мед, не только не полезен для человека, но и опасен для пчел. Почему?

– Пчелы существуют миллион лет, и их естественная еда – это нектар. Это тот же сахар, только в форме, к которой организм пчелы привык, и под которую он, скажем так, заточен. А тот сахар, про который мы говорим, – свекловичный, – это другая форма. Да, пчела его принимает в качестве корма, перерабатывает, но при этом она очень сильно изнашивается, ее организм изнашивается. Железы, которые участвуют в процессе расщепления, тоже изнашиваются, и, если пчелы идут в зимовку, возможны какие-то неприятные ситуации. Специально для подкормки пчел производят инвертированный сахар, но это уже совершенно другой процесс, и мало кто этим пользуется, обычно просто дают сахарный сироп. Вот сейчас весной, когда пчелы уже облетались и начали активную жизнедеятельность, естественных кормов не хватает, и их начинают иногда подкармливать сахаром. Это, конечно, скажется затем на медосборе. Сахар снижает иммунитет пчел, поэтому опытные и компетентные пчеловоды еще с осени оставляют натуральный мед в рамках, и в период бескормицы, кладут эти рамки в семью: пчелы питаются натуральным медом, что гораздо лучше.

– Пожалуй, главный вопрос для потребителя: во сколько может возрасти цена приморского меда с учетом того, сколько пчелосемей погибло в прошлом году?

– Надеюсь, что те мероприятия, которые проводят правительство и Союз пчеловодов, позволят восстановить поголовье. Мы не можем получить гарантии от природы, но прогнозируется, что в этом году нектара в липе будет значительно больше, чем в прошлом. То есть, кормовая база для пчел будет обеспечена. Сейчас меда практически нет. Остались запасы у розничных торговцев, а у тех пчеловодов, которые торгуют на мелкооптовых и среднеоптовых ярмарках запасов меда практически нет. Все мы ждем конца июня-начала июля, когда начнет цвести липа. Мы надеемся, что к этому времени восстановим пчел, и что природа все-таки даст нам возможность отыграться за прошлый год. Конечно, к масштабам, которые были у нас, допустим, 5 лет назад, мы еще будем стремиться, но компенсировать хотя бы частично прошлый год, я думаю, удастся.

– То есть резкого подорожания меда не стоит бояться?

– Тут не стоит забывать про глобальный экономический фактор. У нас стоимость меда не росла практически 6 лет. При этом мы наблюдаем, что все сопутствующие затраты, начиная с топлива и заканчивая тарой, растут на десятки процентов. Поэтому это зависит не только от выделения липового нектара, к сожалению. Тут многих других факторов.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 08:43
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 08:43
Все новости Приморье
4 отрасли, где применяются большие языковые модели РБК и GigaChat, 09:00
Что будет с ключевой ставкой на заседании ЦБ в декабре: мнения экспертов Инвестиции, 09:00
Опаснее стигм. Почему советы психологов стали приносить вред людямПодписка на РБК, 09:00
Всем нужен офис в Мумбаи: ждет ли пузырь рынок недвижимости ИндииПодписка на РБК, 09:00
Хегсет описал главные военные задачи США доктриной 1823 года Политика, 08:50
Что такое IPO и зачем компании выходить на Московскую биржу #всенабиржу!, 08:30
NYT рассказала о Европе «на перепутье» из-за новой стратегии Трампа Политика, 08:08
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Как выглядит дом в Москве, где мелодию для домофона придумал композитор РБК и TATE, 08:00
Над Россией за ночь сбили 77 дронов Политика, 07:52
Генконсул сообщил, что среди жертв пожара в клубе в Гоа нет россиян Общество, 07:39
В Ростовской области жители хутора остались без света после атаки дрона Политика, 07:28
Клубные дома на берегу Москвы-реки: жилой квартал City Bay РБК и City Bay, 07:25
Москвичам пообещали пасмурный день без осадков Общество, 07:19
Приморье направит на благоустройство почти три миллиарда рублей Приморье, 07:03