Развитие Дальнего Востока приравняли к безопасности России
На двухдневном совещании у зампреда правительства и полпреда президента на Дальнем Востоке Юрия Трутнева была определена судьба макрорегиона на ближайшие годы. Губернаторы десяти дальневосточных регионов, глава Минвостокразвития Алексей Чекунков и министр строительства и ЖКХ России Ирек Файзулин обсуждали стратегические планы, направленные на ускорение развития Дальневосточного федерального округа. Главы территорий отчитались о работе и обозначили основные «болевые точки» своих регионов. При этом развитие дальневосточных окраин сегодня уже рассматривается как существенный фактор безопасности всей страны.
«Приумножить и развить» – так можно охарактеризовать основной смысловой вектор развития макрорегиона в рамках поставленных задач. Те усилия, которые предприняты в последние годы для превращения восточных окраин страны в офшоры для бизнеса и удобное место жительства для граждан, должны быть продолжены и активизированы. Льготное налогообложение, бесплатное выделение земли гражданам страны, льготная «Дальневосточная ипотека», специальные режимы для бизнеса – это основные механизмы развития региона, сегодня уникальные в масштабах страны. Есть еще «Единая субсидия», которая позволяет строить новые социальные объекты за счет средств федерального бюджета.
Впереди России всей
Официальные данные, которые были озвучены на совещании, показывают, что по большинству ключевых показателей Дальний Восток развивается лучше среднероссийских темпов. По мнению представителей власти, это результат правильно реализуемой политики «Восточного вектора», то есть ускоренного развития региона и его интеграции в АТР.
Так, с помощью мер государственной поддержки на Дальнем Востоке реализуется 2799 инвестиционных проектов. В них вложено 2,9 трлн рублей, из них 537 млрд, или 23% – в 2022 году. Объём ожидаемых инвестиций по соглашениям составляет 7,2 трлн рублей. Введено в строй более 500 предприятий, из которых 140 открылись в прошлом году. Создано 108 тысяч рабочих мест, в том числе 14 тыс. в 2022-ом. За время действия преференциальных режимов расходы бюджета Российской Федерации составили 181 млрд рублей, а доходы бюджета от деятельности резидентов ТОР и СПВ превысили 228 млрд рублей. Сегодня резидентами ТОР вложено почти 2 трлн рублей, государством – 66 млрд рублей. Инвестиции в основной капитал более чем на 3% в ДФО опережают общероссийские, ввод жилья стал больше на 13%, производство сельхозпродукции – на 6%, – сообщается на сайте дальневосточного полпреда.
Строительство
Основным драйвером роста являются экономические инструменты, которые делают работу бизнеса более конкурентной и выгодной. Один из очевидных примеров тут – строительный комплекс. Только за прошлый год в дальневосточных регионах введено 3,52 млн кв. метров жилья, что значительно превышает результаты 2021 года. Свои жилищные условия улучшили 180 тыс. семей. Из аварийного жилищного фонда с 2019 года переселено 58,5 тыс. человек.
Главный драйвер строительства – программы «Дальневосточный гектар» и «Дальневосточная ипотека». Земельные участки получили более 111 тысяч человек, в том числе 11 тысяч договоров заключено в 2022 году. Более 15,5 тысяч граждан оформили полученные безвозмездно от государства участки в собственность или аренду. Существенная часть ввода в строй индивидуального жилья – это как раз «гектарщики», которые возводят либо жилые дома, либо коммерческую недвижимость: базы отдыха, кемпинги, фермерские постройки.
«Очень востребованный инструмент со стороны населения – это льготная ипотека. Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным поддержано продление программы до 2030 года, расширен ряд групп населения, которые могут воспользоваться программой: с июня это педагоги и медработники без возрастных ограничений, а с октября – вынужденные переселенцы с территорий Украины и новых российских регионов», – подчеркнул Юрий Трутнев.
Каждая вторая квартира в любой дальневосточной новостройке покупается в рамках льготной ДВ-ипотеки. В 2022 году благодаря ей купили жилье почти 26 тыс. семей, что на 48% больше, чем годом ранее. Общая сумма выданных льготных кредитов за время действия программы составила 245 млрд рублей.
«Мы посчитали, что средняя семья, которая взяла кредит по льготной ставке, повысила свое благополучие более чем на 4,5 млн рублей. Получается, что 57 тысяч семей, которые уже взяли ипотеку по льготной ставке, повысили свое благосостояние на более 240 млрд рублей. Решение главы государства означает еще 117 тысяч льготных кредитов, а это почти 800 млрд рублей до конца 2030 года из федерального бюджета идет дальневосточникам», – отметил глава Минвостокразвития Алексей Чекунков.
Помимо жилищного строительства, активно идет и коммерческое. Согласно официальным данным аппарата полпреда президента на Дальнем Востоке, в 2022 году одобрено восемь новых проектов общим объемом 126 млрд рублей, объем льготных средств составит 19,1 млрд рублей. Планируется создать более 1,3 тысяч рабочих мест. Это проекты по обновлению городского общественного транспорта, созданию центра обработки данных, строительство гостиничных комплексов, нескольких аэропортов, угольного терминала, проект повышения энергоэффективности с использованием возобновляемых источников в селах Забайкалья.
Логистика
Еще одна перспективная и важная сфера дальневосточной экономики – транспорт и логистика. Сегодня это строительство морских портов – в основном угольных и контейнерных терминалов, модернизация БАМа и Транссиба, повышение транспортной доступности всех населенных пунктов округа. Отдельный вопрос – Арктические проекты, которые должны создать условия для развития морских портов и судоходства в пределах округа на побережье Тихого и Северного Ледовитого океанов, в том числе и международного евроазиатского транзита грузов. На фоне этих инициатив, которые обсуждаются и постепенно реализуются уже не первый год, в прошлом году появился амбициозный проект соединения Москвы и Владивостока четырехполосной автодорогой протяженностью 12 тысяч километров.
«Модернизация старых и строительство новых логистических сооружений необходима не только для обеспечения качества нужд территории и населения, но во многом и для внешних целей – обеспечения грузового транзита и развития торговли с перспективными партнерами в АТР и Южной Азии. Уже сегодня очевиден дефицит пропускной способности транспортных коридоров, а ведь грузовой транзит растет, а если активно в рост пойдут местные производства, ориентированные на экспорт, – он еще больше возрастет», – отмечает эксперт по вопросам сотрудничества со странами Тихоокеанской Азии, кандидат политических наук, доцент Виктор Бурлаков.
Люди
Отдельная тема – условия жизни людей. Активная работа идет по развитию дальневосточных городов и благоустройству территорий. В 2022 году в рамках мероприятий по формированию комфортной городской среды благоустроено 842 территории.
По словам министра строительства и ЖКХ России Ирека Файзулина, всем регионам ДФО одобрены инфраструктурные бюджетные кредиты на общую сумму 40,9 млрд рублей, которые планируется направить на реализацию 107 объектов и мероприятий. Идет разработка 25 мастер-планов дальневосточных городов – эта тема активно обсуждалась на Восточном экономическом форуме в последние два года. По поручению главы государства предусмотрено дополнительное финансирование: 5 млрд рублей в год на благоустройство городов, и 100 млрд рублей – отдельный дальневосточный лимит в программу инфраструктурных бюджетных кредитов на 2023–2024 годы. Все это должно дополнительно «разогнать» развитие строительного комплекса региона и улучшить качество жизни людей.
Важность реконструкции архитектурного «фасада» макрорегиона, то есть обновления облика крупнейших агломераций Дальнего Востока, отмечают многие независимые эксперты.
«Грамотная застройка дальневосточных городов, приведение в порядок их исторического «ядра» – ключевая задача, потому что ее выполнение напрямую влияет на развитие туризма и привлечение инвестиций в экономику регионов округа», – подчеркнула в разговоре с РБК Приморье кандидат политических наук, доцент Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Анна Паначева.
Проблема кадров вообще оказалась самой многогранной – это и экономика, и социальные условия. Кадровых ресурсов по-прежнему не хватает на Дальнем Востоке. Именно повышение экономической активности, открытие новых производств на деле способствует закреплению людей в регионах округа.
«Деньги, которые государство проинвестировало в преференциальные территории Дальнего Востока, вложения в инфраструктуру и налоговые льготы предприятиям, окупились и вернулись обратно. Началась конкуренция за кадры. Преференции ТОР и свободного порта позволяют резидентам конкурировать за сотрудников и предлагать им более высокую заработную плату. Инвесторы стали платить больше, чтобы привлекать людей на работу. Этот процесс, с одной стороны повышает конкурентность – началась борьба за лучшие кадры, а с другой – увеличивает благосостояние граждан, что в текущей ситуации важно», – отметил полпред.
Работа над ошибками
По словам Юрия Трутнева, главный путь сохранить и даже ускорить темпы развития Дальнего Востока – работать над ошибками и лечить те «детские болезни», которые не могли не появиться в ходе отработки уникальных для страны механизмов развития макрорегиона. Он занимает практически 40% всей площади страны и максимально удален от традиционных центров экономической активности.
Среди проблем развития ДФО – реализация с отставанием строительства отдельных объектов инфраструктуры ТОРов, в основном в Приморье и на Камчатке. Не введены в строй несколько десятков ранее планировавшихся к сдаче социальных объектов, тут первыми «отстающими» оказались Еврейская автономная область и Хабаровский край. Причины разные: некачественная подготовка проектно-сметной документации, проблемы со своевременной контрактацией объектов капстроительства, увеличение сметной стоимости, проблемы исполнительской дисциплины на уровне правительств конкретных регионов и местных властей.
«Те «узкие места», которые сегодня очевидны, – это задержки со строительством объектов инфраструктуры, необходимость ускорения темпов такой работы, особенно в таких сферах, как пространственная логистика, которая сегодня под воздействием внешних факторов явно пошла в долговременный рост», – подчеркнул в разговоре с РБК Приморье эксперт Российского общества политологов, кандидат политических наук, доцент ДВФУ Петр Самойленко.
В этом отношении стоит вспомнить вопрос со строительством наземных пунктов пропуска на российско-китайской границе в южных Субъектах ДФО – о многочисленных необоснованных затяжках этого процесса, от которого напрямую зависит работа с Китаем и другими ключевыми азиатскими партнерами, дальневосточный полпред говорил в последние два года неоднократно. Поэтому можно прогнозировать, что «гайки затянут» многим исполнителям и заказчикам – от Москвы до дальневосточных окраин.
Сохранить и приумножить
Для того, чтобы не только сохранить, но и ускорить темпы развития Дальнего Востока, явно придется напрячься всем – и власти, и бизнесу, и населению. Перед крупнейшим федеральным округом страны стоят амбициозные задачи, над которыми будут работать на самых разных уровнях – от конкретных строек и поселений до правительства регионов и страны. И важность этих задач уже рассматривается выше, чем на уровне самого округа.
«Мы обязаны сохранить экономический рост, от этого сегодня зависит уже не только благосостояние Дальнего Востока, от этого во многом зависит безопасность нашей страны», – подчеркнул Юрий Трутнев.