«Боремся с ветром»: ВМТП намерен обработать 800 тыс. TEU по итогам года
По итогам 11 месяцев 2025 года контейнерооборот Владивостокского морского торгового порта (ВМТП, входит в Транспортную группу FESCO) составил 729 тыс. TEU, а к концу года руководство рассчитывает перешагнуть отметку в 800 тыс. TEU. Правда, достичь этого показателя мешает сложная погодная обстановка, которая препятствует заходу грузового флота в приморский порт.
«Мне бы не хотелось загадывать – мы сейчас с коллегами боремся с ветром, с холодной температурой. У нас есть задача перешагнуть психологически важную для нас цифру в 800 тыс. TEU. Такая задача операционная стоит», – заявил в ходе пресс-конференции управляющий директор «Владивостокского морского торгового порта» Иван Радченко.
Ранее Примгидромет предупреждал, что в конце декабря регион окажется под воздействием фронтальных разделов циклона, который с территории Китая сместится на Амурскую область, а затем – на Хабаровский край. Во многих районах пройдут осадки в виде снега и мокрого снега, а днем на юге – с дождем. Как ранее писал РБК Приморье, до конца 2025-го погода в крае будет преимущественно морозной, холодной ожидается в том числе и новогодняя ночь.
Отметим, что по итогам 2024 года контейнерооборот ВМТП составил 879 тыс. TEU, то есть был выше ожиданий на конец 2025-го. Порт продолжает оставаться лидером по обработке контейнеров в России. А снижение показателей по итогам года управляющий директор предприятия объяснил охлаждением рынка в целом и изменением расстановки сил между морскими бассейнами РФ – часть контейнерного трафика вернулась в Балтийский бассейн. По информации экспертов ВМТП, рынок Дальнего Востока за год сократился на 14-16%, тогда как объемы перевалки во владивостокском торговом порту сокращались медленнее – на 8% к прошлому году.
«Мы, как группа FESCO, так и как ВМТП, верим в контейнерное завтра. Мы считаем, что процесс контейнеризации не остановить, даже несмотря на некоторые изменения, связанные с текущим санкционным давлением, с ограничением географии наших партнеров. Мы верим в то, что Дальний Восток – это центр контейнерного бизнеса России», – отметил Радченко.
Также он рассказал, что сложным периодом для порта стал октябрь–ноябрь 2025-го, когда «лавинообразно» вырос импорт автомобилей в Приморье в преддверии введения нового механизма расчета утильсбора. На конец ноября ВМТП обеспечил доставку больше трети всего объема автомобилей, которые пересекли границы Российской Федерации в дальневосточном регионе.
«Мы прошли довольно гладко этот период, после 1 декабря увидели некоторое снижение. Но тем не менее коллеги из коммерческого департамента продолжают работать над тем, чтобы минимизировать влияние новых реалий, в том числе нового «утиля», на объемы торгового порта. Мы сейчас стараемся замещать объемы подержанных автомобилей с корейского и японского направления потоком новых машин, в том числе произведенных в Китае», – рассказал Радченко.
На сегодня Китай составляет порядка 60% объемов торговли в рамках ВМТП. При этом значительную долю грузооборота в 2025 году заняли торговые потоки из юго-восточной Азии – среди них появилась и «экзотическая» Камбоджа.
Среди технических новшеств порта выделяют запущенные в ходе Восточного экономического форума новый инспекционно-досмотровой комплекс портального типа, который позволяет получать в режиме реального времени изображение содержимого контейнера без необходимости вскрывать его. Это единственный подобный комплекс в портах Дальнего Востока. В конце года началась его полноценная эксплуатация – при помощи данного оборудования можно проводить до 100 проверок контейнеров за смену. Помимо этого, в рамках модернизации в течение 2–3 лет ВМТП намерен запустить пилотный проект по переходу на беспилотную технику, ее работу будет контролировать оператор из центра управления.
Напомним, что Иван Радченко занял должность управляющего директора ВМТП с 30 сентября 2025 года. Ранее он руководил крупными контейнерными терминалами на Балтике и Дальнем Востоке. При этом свою карьеру в отрасли Радченко начинал именно в ВМТП в 2000-х годах, где занимал ряд управленческих позиций.