Перейти к основному контенту
Приморье ,  

Губернатор Камчатки призывает наказывать беспечных туристов рублем

Глава региона предлагает выставлять счет спасенным туристам, пренебрегшим безопасностью в горах
Фото: РБК Приморье
Фото: РБК Приморье

На Камчатке на минувшей неделе погибли двое туристов. 18 марта в районе Красноармейского перевала лавина накрыла группу из 11 человек, выбраться смогли только 9. Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении организаторов восхождения. Если вина будет доказана, им грозит до 10 лет лишения свободы. Можно ли было предотвратить эту трагедию, и как в целом сделать отдых на Камчатке более безопасным, в интервью РБК Приморье рассказал губернатор Камчатского края Владимир Солодов.

Видео: РБК Приморье

– Владимир Викторович, удалось ли уже установить причины этой трагедии, и какие меры для обеспечения безопасности были приняты после?

– Как вы уже сказали, сейчас в Следственном комитете возбуждено уголовное дело. Именно следственные органы установят до конца всю последовательность действий и, главное, ответственность. Но мы с вами прекрасно понимаем, что туризм на природе, связанный с экстремальными видами отдыха, особенно сопряжен с риском. Люди соизмеряют свои физические возможности и погодные условия с тем риском, который они готовы на себя принять. И то, что такие случаи повторяются, к большому сожалению, наверное, неизбежно, потому что чем больше туристов приезжает, тем больше со статистической вероятностью в каких-то случаях риск будет наступать. Если вернуться к этому случаю, речь идет про один из хребтов Красноармейского перевала недалеко от Петропавловска-Камчатского. Это популярное место для посещения в сторону Налычевских источников. Шла группа – 11 человек. Погодные условия были крайне неблагоприятными. Выпускались предупреждения о лавинной опасности, шел всю ночь мокрый снег, он продолжался и в это время. Сама группа достаточно подготовленная: этот клуб занимается подготовкой гидов, которые сопровождают маршруты. Они шли по маршруту и уже стали замечать сход небольших лавин, но поскольку возможность вернуться была также связана с риском, решили добраться до пункта назначения. И в этот момент произошел неспровоцированный массовый сход лавины. Основная часть смогла выбраться или была не затронута, но, к большому сожалению, два человека оказались погребенными под снежными массами и погибли.

Конечно, мы понимаем, что происшествие было связано с крайне неблагоприятными погодными условиями. Кроме того, установлено, что у туристов не было специализированного лавинного оборудования – это биперы, лавинные рюкзаки, щупы. У них были только лопаты. Я могу по своему опыту сказать, – мне нравится скитур, я с удовольствием хожу по нашим горам, но никогда не делаю это один – всегда в сопровождении проводника. Проводник никогда мне не разрешит выйти без лавинного оборудования несмотря на то, что иногда это лишний вес, которым хочется пренебречь. Как показывает этот пример, пренебрежение правилами безопасности приводит зачастую к трагическим последствиям. Если бы у членов группы были лавинные рюкзаки, работающие биперы, необходимое оборудование для оказания первой помощи при сходе лавины, уверен, последствия не были бы трагичными, это было бы происшествие, которое удалось бы пройти без серьезных последствий. Отдельно хочу отметить эффективную быструю работу спасателей: они сразу выдвинулись к группе вертолетом, наземным путем, оказывали всю необходимую поддержку и смогли обеспечить эвакуацию туристов. Хочется поблагодарить всех спасателей, которые принимали участие в вызволении выживших в этом происшествии.

– Какую помощь получили семьи погибших, и нуждаются ли пострадавшие в какой-то дополнительной помощи?

– Сейчас все, кто пострадал, не нуждаются в помощи врачей, и здесь не было никакого решения, связанного с дополнительной врачебной помощью, хотя психологическое состояние, конечно, было сложное. Ну и поскольку речь идет о нарушении правил техники безопасности, до выяснения всех причин мы не принимали дополнительных решений относительно родственников погибших и дополнительных мер поддержки на уровне региона.

– Буквально два года назад на Камчатке произошла подобная трагедия. Тогда, конечно, было все серьезнее – 9 туристов погибли во время подъема на Ключевскую сопку, и вот очередное восхождение с летальным исходом. Почему повторяются такие ситуации? Это недостаточность подготовки гидов, погода, которую невозможно предсказать? В чем основные причины?

– Эти случаи принципиально разные. Тогда речь шла об организованном туристическом маршруте для приезжих туристов из различных регионов страны. Организацией занималась фирма из Новосибирска, которая просто не до конца понимала особенности маршрута, рельефа на Ключевской сопке, которая является одним из самых сложных альпинистских маршрутов на Камчатке. Происходило это в конце лета. Ухудшившиеся погодные условия и ошибки гидов привели к гибели девяти человек. Следственные органы уже заканчивает работу. И, я так понимаю, в суде рассматривается дело об оказании туристических услуг ненадлежащего качества. Сейчас же речь идет о группе любителей пеших походов, которая собралась самостоятельно, они не были туристами. Предстоит еще разобраться в том, кто организатор и на ком лежит ответственность за то, что не были соблюдены требования, в первую очередь, по ограничениям, связанным с погодой. Я повторюсь – МЧС выпускало предупреждения о лавинной опасности и рекомендации не находиться в тот момент на лавинно опасных склонах, чем группа пренебрегла. В итоге это тоже было ключевым фактором. Но я хочу еще раз повторить – у нас существенно возрастает туристический поток, а мы с вами понимаем, что туризм в горах сопряжен с определенной долей риска.

Я могу сказать, что в целом у нас туристический поток растет в год примерно на 10-15%, но он растет неравномерно. Больше всего увеличивается поток именно в низкий сезон: зимой у нас каждый год прибавка порядка 30-35% к турпотоку. Например, за декабрь 2023-го – январь 2024-го 45 тыс. чел. побывало на Камчатке. Для зимних месяцев это очень много. И мы видим, что все больше людей выходит на маршруты, в том числе самостоятельно, а самостоятельный выход сложно каким-то образом контролировать, кроме как через предупреждения, которые МЧС и наши краевые спасатели делают.

Отдельно хочу сказать, что в условиях растущего туристического потока и интереса именно к экстремальному туризму мы должны применять адекватные меры предосторожности. В частности, я считаю, что нам нужно переходить к тому, что при нарушении правил безопасности, таких как предупреждения МЧС, не регистрация маршрута или пренебрежение неблагоприятными погодными условиями, после спасательной операции необходимо применять меры финансовой ответственности в отношении тех, кто подверг себя риску, в том случае, когда мы были вынуждены задействовать авиацию и наземные силы, как это было сейчас. Ведь туристы, пренебрегая мерами безопасности, по сути, никакой ответственности не несут. Зачастую мы поднимаем на ноги всех спасателей края для того, чтобы беспечных жителей и туристов вызволить из ситуации, в которую они априори не должны были попадать. Я считаю, что здесь практика финансовой ответственности – нормальное явление, и нам необходимо это проработать. Я буду заниматься разработкой и внесением предложений по изменению федерального законодательства, которые позволили бы нам установить финансовую ответственность в отношении тех граждан, которые пренебрегают установленными правилами. То есть, грубо говоря, – выставлять счет за оказанные услуги по проведению спасательной операции после ее завершения.

– О каких суммах может идти речь? Я понимаю, что каждая ситуация индивидуальна, но все же: во сколько обходится спасательная операция с привлечением авиации, специалистов МЧС?

– Расчет в каждом случае индивидуальный, но просто чтобы дать понять – у нас 1 час работы вертолета стоит от 350 тыс. руб., а вертолет работает несколько часов при таких операциях, поэтому – от 1 млн руб. и выше. Это те затраты, которые несет и краевой, и федеральный бюджет на такого рода спасательные операции. Безусловно, в момент риска для жизни мы не считаемся с расходами. Мы предпринимаем все усилия для того, чтобы обеспечить спасение каждого человека. У нас бывают уникальные случаи: в 2023 году двое достаточно пожилых туристов две недели выживали, потерявшись на Ключевском вулкане. Честно говоря, уже готовилось решение о сворачивании спасательной операции, когда, наконец, их обнаружила специализированная группа. Но две недели мы продолжали их искать, и в итоге эта история увенчалась успехом, у нее был счастливый конец. Я привожу такой пример, чтобы подчеркнуть – мы принимаем все меры, чтобы спасти людей, не разбираясь в причинах возникновения ситуации. Но после того, как уже спасательная операция завершилась, я считаю, что оценка должна быть дана не только должностным лицам и организаторам, но и тем, кто, пренебрегая мерами безопасности, подверг себя опасности.

– Помимо установления такой финансовой ответственности, какие меры можно предпринять, чтобы сделать восхождение в горы более безопасным?

– Самое главное, это, конечно, сопровождение квалифицированными гидами. Мы на Камчатке проводим активную работу по подготовке гидов-инструкторов. Я считаю, что предложение, которое уже несколько лет прорабатывается – о том, что все гиды должны в обязательном порядке проходить подготовку, нужно скорее выносить на федеральный уровень как обязательное условие для выхода на маршрут. Напомню, было принято решение об отсрочке, потому что многие регионы не готовы. Я считаю, что нельзя медлить, нам нужно скорее его вводить, Камчатский край готов – все, кто у нас работает гидами-инструкторами, проходят соответствующую подготовку. Это позволит нам усилить контроль, и самим туристам обезопасить себя, потому что простой вопрос о квалификации организаторов похода позволит им составить достоверное суждение. И очень важно, чтобы такое обучение проходило именно на территории региона, в котором проходит туристический маршрут. Вы вспомнили трагедию на Ключевской сопке, но ведь там организаторы были из Новосибирской области. Да, были гиды частично с Камчатки, а частично из других регионов. В отсутствии квалификации незнание маршрута, на который выходит группа, к сожалению, является дополнительным фактором риска. Поэтому я считаю, что главный залог безопасности – это квалификация гида и обязательное требование к ее повышению. Ну и второе – это ответственность организаторов, которая и должна привести к доскональному выполнению техники безопасности. Я упоминал, что в данном случае банальное отсутствие лавинных рюкзаков сыграло роль злого рока в тяжести последствий. Если организаторы четко выполняют предписанные требования, если они заставляют туристов выполнять требования техники безопасности, то это – гарантия дополнительной безопасности всего маршрута и того, что исходом будут яркие впечатления, а не спасательная операция и усилия по выживанию.

Еще раз хочу сказать, что соблюдение мер безопасности, помощь профессиональных компаний-организаторов позволяет сделать путешествие в таких местах, как Камчатка, безопасным, а эмоции незабываемыми. Я легко могу понять людей, которых тянет в горы, потому что именно это дает настоящие эмоции, яркие впечатления, которые так ценятся туристами. Именно поэтому Камчатка настолько востребована у всех категорий туристов.

– Да, но есть еще одна проблема. Ни для кого не секрет, что с вертолетными экскурсиями на Камчатке тоже не все гладко – бывают аварии, трагические случаи. Это недостаточная квалификация пилотов так же, как в случае с гидами?

– Такие происшествия происходят по всей стране и даже по всему миру. На Камчатке серьезных, масштабных происшествий не было больше двух лет. Каждое, безусловно, мы разбираем, анализируем. Хочу сразу сказать, что за все время, что я работаю на Камчатке, не было происшествий, связанных с технической неисправностью. Вертолеты на Камчатке хорошего качества, достаточно свежие, все работают, и, в общем, к технике претензий нет. В каждом случае это человеческий фактор, но опять же, каждая авария индивидуальна. Как правило, речь идет о пренебрежении техникой безопасности, а не просто о низкой квалификации пилота. Самый резонансный случай у нас был с падением вертолета Ми-8 в Курильское озеро. Там пилот был не просто профессионал, а суперпрофессионал, у него был огромный налет часов, но как раз из-за этого произошла переоценка собственных сил и пренебрежение тяжелыми погодными условиями. К квалификации и технике вопросов не было, но то, что пилот взял на себя ответственность и в сложных условиях решил продолжить туристическую поездку, в итоге к трагедии и привело. Как правило, это индивидуальный фактор, связанный с человеческими особенностями, недооценкой природных условий или пренебрежением ограничениями на полеты, которые распространяют диспетчеры или метеослужбы.

– О другой стороне медали хотелось бы поговорить – о вопросе убытков. Каждый инцидент с туристами – это потери для туристической отрасли. В случае, который вы упомянули – крушение Ми-8, – были ограничены полеты. Тогда министр туризма Камчатки говорил, что остановка полетов обходится туристическим компаниям в 6 млн руб. в день. Насколько это большие цифры для края? Насколько большой ущерб экономике региона наносят происшествия, связанные с туристами?

– Я не сторонник использования экономических категорий, ведь жизнь человека бесценна. И в той ситуации, когда у нас за день погибло 8 чел., если мне не изменяет память, – половина всех пассажиров Ми-8, речь не шла о деньгах. Речь идет о том, чтобы обезопасить жизнь. Поэтому я скорее сторонник того, чтобы не считать деньги за простой техники или расходы, которые несут спасатели. Ведь дело не в том, чтобы их как-то возместить или не понести. Дело в том, чтобы создать дополнительную мотивацию для людей, чтобы они озаботились своим здоровьем, использовали меры предосторожности, не пренебрегали ими. Пусть финансовое бремя просто потенциально послужит предостережением и дополнительным стимулом не обращаться к услугам несертифицированных гидов или не выходить на маршрут в случае рискованной погоды. Вот в чем основной смысл. А то, что на экономику влияет? Ну, конечно, влияет. Ведь мы обязаны предоставлять услуги безопасные для жизни и здоровья. Именно тогда регионы такие, как Камчатка – горные, красивые, труднодоступные места, – будут пользоваться популярностью, и все больше людей к нам будет приезжать. Понятно, что это – базовое условие развития таких регионов, как Камчатка, в качестве туристических. Нам нужно обеспечивать безопасность, и тогда инвестиции, – речь идет не про миллионы, а про десятки миллиардов, которые сейчас в инфраструктуру вкладываются, – будут действительно способствовать тому, что все больше людей будет приезжать на Камчатку, а туристический продукт будет все более востребован.

– Как раз недавно Минвостокразвития сообщило, что на Камчатку приходится 22% инвестиций от всего дальневосточного туризма. Каждый пятый новый туристический проект Дальнего Востока реализуется именно на Камчатке. Сколько это в денежном выражении, что это за проекты, и какое внимание в них уделяется безопасности?

– Речь идет о десятках миллиардов рублей. Только на один проект «Три вулкана» заявленный объем инвестиций составляет 60-70 млрд руб. Это создание нескольких тысяч мест размещения, целые системы горнолыжных трасс, сейчас уже достраивается дорога. Этот проект позволит людям, минуя вертолетные экскурсии, по наземному перемещению получить доступ ко всей красоте камчатской природы. Мы действительно с удовлетворением отмечаем, что Камчатка, наверное, лидер по объему инвестиций в туристическую сферу Дальнего Востока. Все больше людей выбирают активный отдых на Камчатке, когда ты можешь по-настоящему почувствовать единство с природой, насладиться ей, увидеть одновременно извергающийся вулкан, ледяные озера, красивый берег океана с волной и приливом, искупаться в термальных источниках. Нигде в мире такого разнообразия активного отдыха на природе нет. Поэтому мы видим действительно огромный интерес к инвестициям в Камчатку и признание туристического потенциала, которым обладает Камчатка, и который мы сейчас только-только начинаем реализовывать. Главное в этом процессе, с одной стороны – соблюсти баланс между природой, ее сохранением и созданием комфортных условий пребывания, второе – сделать туризм на Камчатке все-таки доступным. Я против того, чтобы ограничивать его элитной категорией, нам нужно сделать так, чтобы любой человек, любой житель России мог реализовать мечту – побывать на Камчатке. Ну и третье – обеспечить баланс между комфортом и безопасностью, между широким набором путешествий и необходимостью каждому человеку взвешивать свои силы, оценивать уровень физической подготовки и необходимые меры безопасности по пунктам. Наша ассоциация туристических операторов тоже активно работает, сертифицированные и признанные операторы оказывают услуги должного качества, которое и позволит этот баланс сохранить. А с развитием инфраструктуры – в конце года будет запущен новый аэропорт, строятся дороги, гостиницы – мы реализуем эти задачи, и все больше жителей страны смогут реализовать свою мечту: побывать в нашем уникальном крае.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Все новости Приморье
Почти на 21% выросли ж/д перевозки рыбной продукции из Приморья Приморье, 04:07 
В Смоленской области после падения дрона начался пожар на объекте ТЭК Политика, 03:49
Фонтаны Петергофа впервые за много лет работают в снегопад. Видео Общество, 03:45
Выпуск новых биткоинов в четвертый раз в истории сократился вдвое Крипто, 03:26
Киргизский Finca Bank ограничит переводы из Сбербанка и Тинькофф-банка Финансы, 03:21
Еще один торговый центр могут закрыть во Владивостоке Приморье, 03:07 
Приставы передали изъятые за пьяную езду машины на нужды военной операции Политика, 03:00
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
На военной базе в Ираке произошел взрыв Политика, 02:59
«Ъ» связал увольнение ректора Института русского языка с партнерами вуза Политика, 02:10
Над Тульской областью сбили дрон Политика, 02:08
КНДР испытала новую зенитную ракету Политика, 02:00
США ввели санкции против МЗКТ и трех китайских фирм Политика, 01:46
Два человека погибли при атаке дронов на белгородское село Пороз Политика, 01:39
Власти Украины сообщили о повреждениях в порту Южный под Одессой Политика, 01:31