Факторы влияния: как японские иномарки сдержали рост цен в Приморье
По итогам ноября годовая инфляция в Приморье вновь ускорилась и составила 9,2% после 8,8% в октябре. Это выше, чем в Дальневосточном федеральном округе и в целом по России. О том, что повлияло на инфляцию в крае и на Дальнем Востоке, какие меры принимает Банк России, чтобы стабилизировать рост цен, и как сегодня себя чувствует экономика региона, в интервью РБК Приморье рассказал главный экономист Экономического управления Дальневосточного ГУ Банка России Антон Гулевич.
– Антон Павлович, скажите, почему рост цен в Приморье в ноябре снова увеличился?
– У нас в ноябре не было каких-то специфических региональных факторов. Это были факторы общероссийские: высокий спрос, рост издержек производителей и поставщиков. В сфере услуг была индексация тарифов на проезд в поездах дальнего следования, а в непродовольственных товарах, например, годовой темп прироста цен снизился с 10,6% до 10,3%, этому способствовало снижение цен на легковые поддержанные импортные автомобили.
– Японские иномарки в Приморье все-таки могут дешеветь?
– После активного подорожания в июле–августе, а затем меньшего в сентябре–октябре, в ноябре по сравнению с октябрем они подешевели. Причина – в укреплении рубля; кроме того, возможно, исчерпалось влияние августовского запрета на импорт автомобилей из Японии. При этом подорожали отечественные автомобили – причем и в Приморье, и в целом по стране. И здесь уже действовал общероссийский фактор – высокий спрос, который позволил автозаводам перенести в цены рост своих издержек на логистику и автокомпоненты.
– То есть поддержанные японские автомобили сдержали рост цен в сегменте непродовольственных товаров. А какова ситуация с ценами в сегментах «Продукты» и «Услуги»?
– На продовольственные товары годовой темп роста цен увеличился. Здесь общефедеральный тренд – это рост цен на мясо и мясные продукты. В целом по стране повысился спрос на куриное мясо, при этом рост предложения был ограничен сложной эпидемической ситуацией в регионах-поставщиках и ростом издержек производителей, в том числе из-за нехватки трудовых ресурсов. В услугах, как я уже говорил, наблюдалась индексация цен на проезд в поездах дальнего следования, и выросли тарифы на авиаперелеты. Это было связано в том числе и с ростом цен на авиакеросин.
– В аналитике Дальневосточного ГУ Банка России говорится, что инфляция в Приморье выше, чем в среднем по России и в среднем по Дальнему Востоку. Это означает, что мы все-таки не чемпионы, и есть регионы, где она еще выше, чем в Приморье?
– Да, в Приморье инфляция не самая высокая в Дальневосточном федеральном округе. В целом по России в ноябре она составила 7,5%, в ДФО – 8,3%, в Приморье – 9,2%.
Самая высокая инфляция в ДФО была в Забайкальском крае – 10%, и выросла она больше, чем в остальных регионах – на 1,5 процентного пункта. Это было связано с ситуацией в сфере услуг: в Забайкалье значительно увеличился темп роста платы за пользование потребительским кредитом, и были проиндексированы тарифы на детский сад.
Меньше всего инфляция выросла в Республике Саха (Якутия) – на 0,1% до 7,9%. Там тоже замедлился темп роста цен на непродовольственные товары, как и в Приморье, только фактор был другой. Все мы знаем, что через реку Лена нет моста. Когда она замерзает, прекращается судоходство, но машины на лед еще не пускают. И в это время, перед открытием ледовой переправы, ретейлеры устраивают распродажи бытовой техники: холодильников, стиральных машин, смартфонов. В этом году цены на распродаже снизили больше, чем в прошлом году: тогда завезли меньшие партии из-за логистических сложностей.
– Что в целом повлияло на дальневосточную инфляцию? Почему она опять выше, чем в среднем по стране?
– Если говорить про региональные причины, то есть две основные. Первая – это ускоренный рост цен на импортные поддержанные автомобили из-за ослабления рубля, августовского запрета на импорт машин из Японии, утилизационного сбора, который изменили в августе. Цены на подержанные автомобили усиленно росли, и, во-первых, росли быстрее, чем в целом по стране, а во-вторых, вес этого компонента в индексе потребительских цен, который считает Росстат, на Дальнем Востоке выше, чем в среднем по стране. Соответственно, этот рост цен сильнее влиял на инфляцию.
Второй региональный фактор – ситуация с бензином. Когда Правительство Российской Федерации ограничило экспорт бензина, оптовые цены снизились, и в европейской части страны бензин сразу подешевел, потому что там его недалеко везти от заводов. А до нас эти партии бензина, закупленные по более низким ценам, еще некоторое время добирались, и добрались, судя по статистике, только в ноябре. В некоторых регионах ДФО бензин в цене уменьшился, а в других увеличился. Например, в Магадан только сейчас довезли партию бензина, которую купили до снижения оптовых цен, и там цены на бензин выросли. У нас очень разнородная ситуация, этим мы отличаемся от других регионов страны. Ну и в целом наши логистические особенности – «длинное плечо» – никуда не делись. На Чукотку все завозится в основном морской навигацией, в Якутии интересные особенности с рекой Лена, на Камчатке значительная часть грузов привозится авиатранспортом круглый год. И все это, естественно, отражается на ценах.
– Что делает Банк России, чтобы сдержать рост цен? Зарплаты, наверное, все-таки не поспевают за ним, и это обесценивает накопления граждан.
– Если посмотреть на статистику экономического роста в стране, то в третьем квартале экономика росла быстрее, чем по прогнозам Банка России, и опережающие индикаторы на четвертый квартал показывают, что рост продолжается. Он не просто больше, чем по нашим прогнозам, а больше потенциального роста экономики страны. У нас сейчас все ресурсы загружены максимально. Причина – высокий внутренний спрос. Действия Банка России направлены не на то, чтобы снизить этот спрос, а на то, чтобы замедлить темпы его роста и приблизить их к возможностям роста предложения. Для этого Банк России с августа поднимает ключевую ставку. Последнее решение было 15 декабря, когда ее подняли с 15 до 16%. Повышение ключевой ставки приводит к увеличению банковских ставок по кредитам, и рост кредитования замедляется. Соответственно, замедляется рост спроса. А с точки зрения защиты доходов граждан рост ключевой ставки – это прежде всего рост ставок по депозитам. Банковские депозиты растут, и, значит, накопления граждан надежнее защищены от инфляции.
– У нас все так хорошо с производством в целом по России, а что на Дальнем Востоке и в Приморье, в частности? Здесь тоже наблюдается повышенная экономическая активность?
– Традиционно за неделю до решения Совета директоров по ключевой ставке выходит доклад Банка России «Региональная экономика: комментарии главных управлений», где как раз эти вопросы освещаются. Какие особенности были на Дальнем Востоке? У нас снизился потребительский спрос. В единственном макрорегионе он снизился. Где-то спрос замедлялся, где-то ускорялся, а на Дальнем Востоке снизился, но все равно остается на высоком уровне. Второе – ситуация с кредитованием: у нас снизился спрос на потребительские кредиты со стороны населения, но при этом кредитный портфель юридических лиц, наоборот, увеличился – при том, что из-за роста ключевой ставки ужесточились денежно-кредитные условия. Почему это произошло? Потому что в октябре компании активно брали кредиты для участия в крабовых аукционах. Ценовые ожидания предприятий находятся на самом высоком уровне за последние полтора года. У нас самая высокая загруженность судостроительных заводов за последние три года. Они очень сильно загружены внутренними заказами, в том числе на строительство краболовных судов. Судоремонтные заводы говорили о росте заказов. Одно предприятие говорило о том, что чувствует конкуренцию с азиатскими судоремонтными заводами: наши рыболовецкие компании отправляют туда суда на ремонт, потому что там меньше проблем с запчастями, с нехваткой квалифицированного персонала. Интересная у нас сейчас картина. Развиваемся.
– Антон Павлович, это фактически предновогоднее интервью, и я не могу не спросить о прогнозах на 2024 год. Что будет с инфляцией и ключевой ставкой?
– По прогнозу Банка России, жесткая денежно-кредитная политика ограничит избыточный рост спроса и его проинфляционные последствия. Ключевая ставка будет на высоком уровне до тех пор, пока не сформируется устойчивая тенденция замедления роста цен и снижения инфляционных ожиданий населения и бизнеса. Если говорить о количественных показателях, то, по прогнозу Банка России, в этом году инфляция составит 7,0–7,5%, ближе к верхней границе этого коридора, а в 2024 году – 4,0–4,5% и далее будет находиться на уровне, близком к 4% в год.