Счетная палата выявила нарушения при строительстве трассы в Находку
Счетная палата (СП) России оценила бюджетные траты на затянувшееся строительство автомобильной дороги Владивосток — Находка — порт Восточный в Приморском крае и обнаружила нарушения. Стоимость работ на текущем участке — более 20 км в объезд Смоляниново — уже выросла в 1,6 раза, а в итоге цена строительства может превысить 40 млрд руб. Однако к числу нарушений в СП относят не общую сумму, а лишь 2 млрд руб., которые бюджет может потратить необоснованно. Также аудиторы подчеркивают, что по следующему большому этапу — более 100 км мимо Большого Камня и далее — нет ни исполнителя, ни проектно-сметной документации.
Аудиторы Счетной палаты отмечают, то на 1 сентября 2025 года уровень технической готовности автомобильной дороги Владивосток — Находка — порт Восточный на первом рассматриваемом участке (км 18+500 — км 40+800) составил около 80%, хотя в конце 2023-го он был 94,7%. Кажущийся отрицательный прогресс вызван тем, что в обновленную проектно-сметную документацию заложили дополнительные противооползневые работы. С 2016 года, когда по этому объекту был заключен контракт с ООО «Трансстроймеханизация», смета корректировалась неоднократно, как и стоимость строительно-монтажных работ. С момента подписания контракта дорожное строительство уже подорожало в 1,6 раза — с 20,7 млрд до 33,8 млрд руб. По расчету регионального минтранса, в итоге строительно-монтажные работы должны обойтись в 44,8 млн руб.
«Всего с 2016 года на строительство первого участка автодороги (с 18 по 40 км) было направлено 27,3 млрд руб., из них 22,5 млрд руб. — средства федерального бюджета. <...> Проверка показала, что при планировании увеличения стоимости строительства минтрансом Приморского края были применены некорректные индексы прогнозной инфляции, а также включены компенсации собственных расходов подрядчика, что может привести к необоснованным затратам бюджетных средств в размере около 2 млрд руб.», — указывают в Счетной палате РФ.
Напомним, что фактически строительство дороги от Владивостока к Находке началось раньше, с 2009 года. Первым этапом стали работы на подъезде к международному аэропорту Владивосток, этот участок сдали к саммиту АТЭС 2012 года. Спустя несколько лет достроили и продолжение — объездную трассу Артема, до игорной зоны. Трасса Владивосток — Находка — порт Восточный была включена в транспортную стратегию Российской Федерации как часть транспортного коридора «Приморье-1». В СП указывают, в соответствии с заключенным в 2016 году контрактом, участок в обход Смоляниново должны были завершить к концу 2019 года. Помешали, среди прочего, «оползневые явления» на участках автодороги.
С 13 июня 2023 года был запущен участок дороги, позволивший водителям объезжать Штыково и Шкотово. Затем, в 2023–2024 годах, строительство не финансировалось из федерального бюджета в связи с проведением очередной корректировки проектной документации. Но в начале 2025-го работы возобновились. Как передавал тогда РБК Приморье, в правительстве региона рассчитывали сдать эту часть трассы до конца 2026 года.
Однако пока не определена судьба следующего участка, который в СП называют вторым объектом — это дорога в объезд Большого Камня и дальше в сторону Находки и порта Восточного. Неопределенность сохраняется несмотря на то, что в сентябре 2024 года Владимир Путин дал поручение рассмотреть вопрос о применении здесь механизма концессии.
«Что касается второго участка автодороги (с 43 по 146 км), то средства на его строительство в 2023-2028 годах бюджетом Приморского края не запланированы, федеральная поддержка также не предусмотрена. Единственный исполнитель работ по объекту не определен, проектно-сметная документация не разработана. Кроме того, минтрансом Приморского края не выполнено в установленный срок поручение президента Российской Федерации об организации концессии для строительства автодороги Владивосток — Находка — порт Восточный. При этом поиск инвесторов для реализации второго участка дороги ведется минтрансом Приморского края уже более шести лет», — подчеркивают аудиторы Счетной палаты.
В самом отчете по итогам проверки СП указано, что правительством Приморского края ранее были рассмотрены три частные концессионные инициативы с предложениями по строительству и эксплуатации дороги Владивосток — Находка — порт Восточный на участке км 43+474 — км 64+000. Предложения поступали от ООО «Инфратех-Эксплуатация» и ООО «Приморская Магистраль» (в обоих случаях предусматривался капитальный грант на 19,9 млрд руб. и средства концессионера в сумме 19,2 млрд руб.), а также от ООО «Инфратех Концессии — Приморье № 1» (26,7 млрд руб. и 13,3 млрд руб. соответственно).
Указанным компаниям правительство Приморья решило дать отказ по ряду причин. Региональной программой «Развитие транспортного комплекса Приморского края» не были предусмотрены такие траты. В расходных статьях бюджета на 2024–2027 годы также не предусмотрели средства для заключения и исполнения концессионного соглашения. Наконец, для начала этого строительства необходимо разработать и утвердить документацию по планировке территории, привлечь льготное финансирование, а также завершить строительство предыдущих участков дороги.
Стоит отметить, что в 2022 году Счетная палата открыто высказалась против строительства этой части автодороги Владивосток — Находка — порт Восточный. Общую стоимость участка уже тогда аудиторы оценили в 309 млрд руб. Вместо этого предлагалось реконструировать действующую трассу А-188 Артем — Находка — порт Восточный.