Приморские дилеры рассказали, кто покупает китайский автопром
За последние десятилетия на Дальнем Востоке сформировался особый автомобильный рынок, до которого практически не добираются общероссийские тенденции. Долгие годы здесь главенствуют машины японского производства. В свою очередь, дальневосточный сегмент мало влияет на общую картину в стране: объем автопарка в федеральном округе занимает порядка 5,7% от общероссийского. Меньше только в Северо-Кавказском регионе – там 5%. И все же новые правила игры – рост курса рубля, санкции и последовавшее за ними появление параллельного импорта, а также подорожавший утильсбор – отразились и на местном рынке. Как именно – обсудили эксперты круглого стола, организованного РБК Приморье.
«Доминирование японских автомобилей на Дальнем Востоке было, есть и будет продолжаться в дальнейшем. Тот тренд, который мы видим в России – с заменой на китайский автопром – здесь слабо чувствуется. Их покупают те, кто интересуется новинками, но их здесь тоже всегда было не особо много. Европейские марки какого-то серьезного плацдарма для себя и не создали – это довольно нишевый продукт, для массового потребителя он тоже никогда интересен не был. Здесь даже корейские марки быстро закрепиться не успели, потому что Япония доминировала всегда», – отметил генеральный директор компании «АльтаирАвто» Владимир Шестак.
Впрочем, по словам эксперта, со временем тренд на китайские авто докатится и до Дальнего Востока. В России уже произошло полное замещение на машины из КНР: они занимают примерно 65% от общего числа продающихся в стране новых автомобилей. В основном, они заменили недорогие европейские марки – «японцы», добавил Шестак, потеряли в процентном соотношении немного.
Он отметил, что инструмент параллельного импорта работает, но для дилеров невыгоден – гораздо дешевле купить китайский автомобиль и продать его в течение 1 месяца, чем ждать машины из недружественных стран.
«Доставка занимает до 2 месяцев, с учетом таможни и всего прочего. Вы замораживаете деньги, выплачиваете 100% аванс, пока он доедет, пока растаможится. То есть вложения в китайский автопром даже с маржинальностью ниже нормы выгоднее», – рассказал эксперт.
Активно параллельным импортом никто из дилеров сейчас не занимается – в том числе на это повлиял и сильно возросший утильсбор. У «Гелендвагена», например, он поднялся с 400 тыс. руб. до 1,2 млн руб. Это логично привело и к увеличению стоимости машин, и к уменьшению объема продаж.
Сейчас дилеры предпочитают привлекать на свои площадки автомобили, завезенные частниками в формате комиссионной торговли – на выбор предлагают те же самые машины, что и были в продаже раньше.
Компания «Япония транзит» привозит в Россию в основном подержанные автомобили. По словам ее операционного директора Дмитрия Савченко, продажа машин из КНР на Дальнем Востоке действительно пока не развита – китайскому автопрому нужно еще примерно три года, чтобы обосноваться в регионе.
«На сегодняшний день, если исходить из последнего полугодия, преимущественное количество среди всех проданных нами автомобилей занимают японские машины. <…> Китайские автомобили пока не того качества, какие хотел бы видеть потребитель на Дальнем Востоке. И через три года, когда модели, которые выпускаются сейчас, станут проходными по цене, их станет намного больше, в том числе и у нас», – отметил он.
По-другому обстоят дела у официальных дилеров китайских автомобилей. Как рассказал заместитель генерального директора компании «Успех-Авто», реализующей машины марки JAC Motors, Сергей Ивлев, еще полтора года назад успешной считалась продажа одного-двух авто в месяц. Сейчас этот показатель вырос до нескольких десятков.
«Если рассмотреть стоимость подержанного автомобиля из Китая с минимальным пробегом, она будет равнозначна стоимости нового дилерского авто, плюс-минус, 5%. <…> Я не вижу перспектив роста продаж [китайских] автомобилей с пробегом, потому что проще переплатить эти 5%, но получить новую машину с гарантией, русификацией и всем остальным», – уверен эксперт.
По мнению участников дискуссии, основная тенденция на сейчас – локализация и сборка автомобилей в России. Это будет самый простой и быстрый способ наладить и систематизировать отечественный рынок, уверены они.
«Нам, как и промышленникам, и производителям интересны любые компании, которые готовы сюда заходить. Хоть европейские, хоть азиатские – мы поддержим всех. Самое главное, чтобы этот рынок был легальный, здоровый, конкурентоспособный, и чтобы у тех, кто эти автомобили приобретает, было гарантийное обслуживание», – резюмировал заместитель министра промышленности и торговли Приморского края Алексей Пикалов.