Что делать с инвестициями, больными туристами и беспечными саперами
Дальний Восток давит статистикой
Разворот страны на Восток, ранее объявленный президентом России Владимиром Путиным, стал одной из главных тем далекого Петербургского международного экономического форума. По словам экспертов, перестройка логистических цепочек, рост параллельного импорта не могли не сказаться на экономическом развитии дальневосточных регионов, которому и до этого уделялось немало внимания. Растет и инвестиционная привлекательность субъектов ДФО. В докладе о ее динамике на форуме в северной столице экономисты отметили, что позиции улучшил Сахалин. Из третьего десятка за 2-3 года область вырвалась в лидеры и сейчас занимает 4 место. Магадан за последний год поднялся на 9 строчку с 14-й позиции, Приморье расположилось на 13-м месте.
Не мешают бизнесу уверенно инвестировать в Дальний Восток и «новые условия» – санкции, в рамках которых живет вся страна.
По словам заместителя ректора Северо-Восточного федерального университета (СВФУ), зампредседателя общественного совета Арктической зоны Российской Федерации Александра Кугаевского, поворот на Восток имеет геостратегическую и экономическую, а также национальную и международную составляющие. Одним из факторов, который позволил дальневосточным регионам подняться в рейтинге инвестпривлекательности, стал целый «букет» административных преференций, в том числе по Свободному порту Владивосток, Дальневосточному и Арктическому гектарам, территориям опережающего развития, налоговым отсрочкам, льготам и т.д. Действующая система средств государственного регулирования на территории макрорегиона уже принесла свои плоды.
«Посмотрим по главным показателям, которые характеризуют развитие: допустим, по строительству. Темпы роста отрасли на Дальнем Востоке – 39% за последний год, а в Российской Федерации – 21%. По региональному валовому продукту рост в Дальневосточном федеральном округе 11,9%, в Российской Федерации – 7,3%. Эти результаты налицо. В разных субъектах Дальнего Востока эти показатели смотрятся по-разному. В Якутии, допустим, рост валового регионального продукта за 5 лет – 22,9%. А если посмотрим на Сахалин и на Чукотку – там совсем хорошие показатели. Вот это то реальное, что показывает на изменения. Если мы говорим об инвестициях: рост на Дальнем Востоке 11%, по Российской Федерации в целом – 7,3%», – отмечает Александр Кугаевский.
Говоря о дальнейшем развитии инвестиционной привлекательности Дальнего Востока, эксперт выделил три приоритетных направления: транспорт, энергетика и связь. Они же напрямую влияют и на качество жизни на территории, считает он.
«Нам уже совершенно понятно (и раньше было понятно), что такое Северный морской путь, но теперь на него уже начинают засматриваться и наши друзья в азиатских странах, и совсем другие товарищи, которые к нам не очень хорошо относятся. Поэтому транспортное строительство – это прежде всего. <…> У нас должен быть доступный и высокоэффективный транспорт, который может существенно повлиять на снижение себестоимости производимой продукции. Надо выйти на стоимость добычи полезных ископаемых.
Второй момент – это энергетика. У нас особые условия, особенно северо-восточная часть Дальнего Востока, Якутия – это регионы с тяжелым климатом, и без энергетики у нас никак нельзя.
Кроме того, еще и связь. Мы это ощущаем хорошо. У нас раньше бытовало на всем Дальнем Востоке, не только по всем северным районам, такое выражение: поехать на материк. Спрашиваю: «Где в отпуске был?» – «На материке». Это значит, что мы все себя ощущали в значительной части островитянами, робинзонами. Сегодня я замечаю, что это выражение постепенно отходит. У нас в Якутии так уже почти не говорят, только на самых крайних северных регионах еще ребята-производственники таким выражением пользуются. В Магаданской области это на каждом шагу, через каждое слово звучало. Сегодня уже нет. Поэтому организация связи, постоянное ощущение близости родных, близких, которые остались где-то на материке – это, конечно, дает очень большую привилегию людям, которые здесь живут. И потом этот край становится не таким «оторванным», – уверен Александр Кугаевский.
Богатые и нездоровые
На Дальнем Востоке собираются развивать медицинский туризм. Дело в том, что в глазах наших ближайших азиатских соседей Владивосток и Хабаровск – почти как Москва и Санкт-Петербург: уже Европа, причем доступная. Добраться до Приморского края, например из Китая, Кореи, Японии можно всего за пару часов, а на Запад страны лететь в три раза дольше. Этот козырь, по мнению экспертов, дальневосточники могут использовать, чтобы продвинуть себя среди особенных туристов – тех, кто целенаправленно ищет возможность получить качественное, высокотехнологичное и часто более доступное, чем в родной стране, лечение.
«В первую очередь это престиж отечественной медицины в глазах иностранцев. Потому что современные российские клиники сейчас оснащены не хуже иностранных, а в сравнении с некоторыми странами даже значительно лучше. Подготовка наших специалистов – она лучше, она хорошая, на высоком уровне. Что касается денег – ну, в принципе кто откажется от дополнительных источников финансирования, эти средства всегда можно потратить на приобретение оборудования или на какое-то стимулирование наших сотрудников», – рассказал РБК Приморье главный врач медцентра ДВФУ Олег Пак.
Уровень медицины на российском Дальнем Востоке вполне может в хорошем смысле удивить притязательных иностранных клиентов. Операции на роботе «да Винчи», ПЭТ-КТ, эндоваскулярная, сосудистая замена клапана в сердце, хирургическое лечение паркинсонизма, а также многие другие высокотехнологичные операции даже сейчас недоступны для многих стран, утверждает эксперт.
По его словам, еще одним важным преимуществом перед зарубежными клиниками является стоимость медицинских услуг на российском Дальнем Востоке. А вот над уровнем сервиса еще стоит поработать.
«Например, в сравнении с ценами Республики Корея наши цены в 2-3 раза меньше, даже если сравнить чекап или какую-то высокотехнологичную операцию. Конечно, нам сложно конкурировать с азиатскими странами в рамках сервиса. Это заложено в их менталитете: почитание клиента, почитание более старшего, почитание того, кто там им платит, понимаете? Но мы учимся и работаем над этим вопросом. Мы уже научили наш персонал стучаться в палату, когда он заходит к пациенту. Не грубить, не хамить, быть вежливым и с пониманием относиться к пациенту, к его нервозности, когда он болен. Но самое главное, что мы научили наших коллег тому тезису здравоохранения, что наш основной работодатель – это пациент», – подчеркнул Олег Пак.
Унесенные ветром
Несмотря на то, что купальный сезон в Приморье официально начался только 15 июня, теплая весна и жаркое начало лета давно манят людей к воде. Одни едут на море купаться, загорать, другие – заниматься водными видами спорта. А вот во Владивостоке окунуться практически негде. Качество воды, по утверждениям Роспотребнадзора, не соответствует санитарным нормам. Даже знаменитая на всю страну Шамора не в списке разрешенных для купания мест.
Единственный благоустроенный пляж, соответствующий всем критериям и по качеству воды, и по наличию инфраструктуры, есть на острове Русском – рассказала РБК Приморье начальник управления городской среды администрации Владивостока Наталья Руденко.
«Это пляж на мысе Ахлестышева. Туда можно без проблем добираться, купаться, там установлены спасательные вышки, работают спасатели», – отметила она.
Остальные пляжи Русского острова не попали в перечень объектов, рекомендованных для купания. Так, к пляжу на Канале есть вопросы у межведомственной комиссии – все замечания арендатор обещает исправить в ближайшее время. В бухте Аякс чистая вода, но пока нет инфраструктуры, а земли в бухтах Боярин, Воевода и Новый джигит находятся в ведении Минобороны.
«Соответственно, муниципалитет не может ни передать эту территорию арендаторам, ни благоустроить ее самостоятельно. Там чистая вода, там есть множество гидробионтов. Но всегда нужно понимать, что купание там небезопасно. Если, не дай бог, что-то случится, то помочь там будет некому», – говорит Наталья Руденко.
К сожалению, иногда отдых у воды действительно заканчиваются трагедией. МЧС рапортует о росте и несчастных случаев. В этом году уже пострадали 17 человек, в прошлом, за аналогичный период, – 13. В основном за помощью обращаются любители сапсерфинга. Экстремалы встают на доски едва сходит лед и часто не обращают внимание на прогноз погоды, рискуют. Отсюда и их регулярное появление в сводках МЧС. Число погибших тоже не дает расслабиться: в этом году в Приморье произошло 7 трагедий на воде, среди погибших – двое детей.
Одна из причин такого количества «водных ЧП» – жаркая погода, которая в этом году установилась в крае раньше, чем в прошлом, говорит главный государственный инспектор по маломерным судам главного управления МЧС России по Приморскому краю Илья Асмаковский.
«Люди массово пошли отдыхать на водные объекты. Это и, соответственно, пренебрежение, несоблюдение требований безопасности на воде в совокупности дает такой результат», – говорит эксперт.
По его словам, элементарные требования безопасности должны выражаться хотя бы в том, что перед тем как отправиться заниматься, например, сапбордингом, нужно внимательно посмотреть прогноз погоды. Сапы имеют большую парусность, и ни один, даже самый сильный гребец при среднем ветре к берегу не подойдет. Об этом свидетельствуют многочисленные происшествия, в том числе буквально на последних выходных – 17-18 июня.
«Несколько групп сапсерфингистов отошли от берега, проигнорировали метеопрогноз. Соответственно, поднялся сильный ветер, и их начало выносить в сторону открытого моря. Благодаря счастливой случайности и спасателям Главного управления МЧС России по Приморскому краю все они были благополучно спасены. Одна группа – 4 человека, вторая – 6 человек», – рассказал Илья Асмаковский.
А вот во время купания в море наибольшую опасность представляют отбойные течения, так называемые «тягуны». Человек, попавший в него, выплыть против течения уже не сможет.
«Ему необходимо плыть вдоль берега, поскольку тягун имеет, как правило, ограниченную ширину от нескольких метров до нескольких десятков метров, и он ограничен по своей линии. От берега отбойное течение отнесет вас на несколько десятков, максимум несколько сотен метров. Не борясь с ним, вы сможете сохранить силы и вернуться назад. Либо, потратив гораздо меньше усилий, двигаясь вдоль берега, выплыть из него и подплыть к берегу», – говорит Илья Асмаковский. Он подчеркнул, что тягуны – самая большая опасность на море: ежегодно они уносят жизни до десятка человек.
Полное интервью с экспертами смотрите в видеоверсии. Какие будут обсуждаемые темы следующей недели — узнаем через 7 дней.
Еще больше новостей в телеграме РБК Приморье. Подписывайтесь.