В России утильсбор на авто хотят повышать ежегодно вплоть до 2030
Правительство планирует установить новые параметры утилизационного сбора с долгосрочной шкалой индексации до 2030 года. Об этом рассказал РБК, ссылаясь на свои источники – планы подтвердили в Минпромторге. В итоге ставки утильсбора, по сравнению с действующими сейчас, вырастут как минимум в несколько раз. Эксперты рассказали РБК Приморье, что это может быть связано с желанием государства локализовать в стране производство зарубежных автомобилей. Насколько сильно это в целом ударит по ценам зависит от одного – сохранятся ли льготные ставки для граждан.
«Утилизационный сбор – это разовый платеж, и предлагаемая индексация не затрагивает те автомобили, которые уже находятся в эксплуатации в России. Поэтапная индексация утилизационного сбора рассматривается для легковых, легких коммерческих, грузовых автомобилей, автобусов, прицепов и полуприцепов, а также некоторых видов дорожно-строительной техники», – пояснил РБК замминистра промышленности и торговли РФ Альберт Каримов.
Также он добавил, что параметры утилизационного сбора могут корректироваться в зависимости от того, освоено ли в России и союзных государствах (в частности, Белоруссии) производство определенных видов техники и способно ли оно закрыть потребности внутреннего рынка. Подорожание утильсбора не окажет влияния на стоимость этих машин благодаря мерам государственной поддержки.
Утилизационный сбор рассчитывается исходя из базовых ставок: 20 тыс. руб. для легковых автомобилей и 150 тыс. руб. практически всех остальных категорий. Также платеж зависит от возраста машины – начиная от трех лет он значительно выше. В итоге сумму определяет коэффициент к базовой ставке, утвержденный соответствующим постановлением Правительства (текущие коэффициенты можно найти на официальном сайте Федеральной таможенной службы).
Как изменятся расчетные коэффициенты на новый автотранспорт к 2030 году – по данным РБК (в сравнении с действующими нормами, по данным ФТС):
- транспортные средства с электродвигателями, в том числе с гибридными силовыми установками (вероятно, имеются в виду выпущенные в обращение на территории РФ) – коэффициент увеличится с 1,63 до 58,62 (это максимальный рост среди всех категорий);
- транспортные средства с рабочим объемом двигателя 1-2 тыс. куб. см – с 15,03 до 58,62;
- двигатели на 3-3,5 тыс куб. см – с 48,5 до 189,17;
- двигатели свыше 3,5 тыс куб. см – с 61,76 до 240,89;
- грузовики массой 12-20 тонн – коэффициент увеличится с 5,63 до 16,96;
- седельные тягачи массой 12-20 тонн – рост с 9,64 до 29,03;
- полуприцепы – с 4 до 15,6.
Отметим, что утилизационный сбор платят не только люди и компании, ввозящие в страну автомобили из-за границы, – эти платежи обязательны и для производителей машин. Однако обстановку на дорогах Дальнего Востока формирует в большинстве своем именно импорт. И тут есть еще одна важная деталь – лица, ввозящие новые автомобили для личного пользования, с объемом двигателя до 3000 куб. см, делают это по льготной ставке – с коэффициентом 0,17 (чуть выше для машин старше трех лет – 0,26). Зачастую граждане занимаются этим по договоренности с той или иной компанией для последующей перепродажи транспортного средства.
«Если взять объем ввозимых в Приморье автомобилей за прошлый месяц, то озвучивалась цифра в 25 тысяч. Так вот, из тех машин, что идут на Дальний Восток из Японии, наверное, 98-99% – это под льготный утильсбор. То есть заплатить нужно будет 3400 руб. для авто до трех лет, 5200 руб. – старше трех лет. Поэтому вопрос даже не в том, насколько повысят утильсбор, а в том, станет ли он таким же, как утильсбор для юридических лиц и для физлиц, везущих авто на продажу. Там астрономические ставки – на самые популярные машины 2020-2021 года с объемом двигателя от 1 до 2 литров вместо 5200 рублей будет 528 800 рублей. Вот и представьте, если какой-нибудь «Пробокс» стоимостью около 1 млн рублей подорожает на половину своей цены – кому он такой нужен будет? Так что если эти коммерческие ставки утильсбора переложат на «физиков», которые возят для себя – это будет совсем другая история. Но этого в информации о готовящемся постановлении Правительства нет», – пояснил РБК Приморье директор компании Carwin Дмитрий Забора.
По его словам, именно данный фактор определит, насколько серьезно вырастут цены на автомобили в регионе. Причем имеются в виду б/у автомобили (старше трех лет) или новые из нижнего ценового сегмента. Увеличение ставок утильсбора относительно слабо отразится на импорте, например, премиальных авто, которые сейчас активно завозят из Южной Кореи, – в данном случае ценник вырастет всего на 10-15%.
По информации Минпромторга, за 2023 год был зафиксирован существенный рост внутреннего авторынка – было реализовано свыше 1,3 млн новых автомобилей, на 60% больше, чем в 2022-м. Половину в этом объеме составляли автомобили отечественного производства. В 2024-м объемы продаж российских автомобилей также выросли, на 35%. Новые ставки утильсбора призваны помочь развиваться отечественным производителям (которые получают господдержку) и локализованным иностранным производствам – в том числе стимулировать локализоваться пришедшие в страну китайские компании.
Однако большинство опрошенных РБК Приморье экспертов считают, что Приморье и Дальний Востоке даже к 2030 году не пересядут на отечественный автопром. А если поставки японских машин иссякнут из-за введения «заградительных пошлин» (или зарубежных санкций), то и китайским автопроизводителям не нужно больше будет переносить сюда производства.
«У среднестатистического потребителя в нашей стране все меньше и меньше выбора на автомобильном рынке. Серьезным повышением утилизационного сбора власти хотят локализовать производство большинства брендов, которые у нас представлены. Ведь нужно понимать, что сейчас мы загружаем производственные мощности заводов на территории Китая. Однако остается вопрос: а есть ли [для представителей иностранного бизнеса] смысл строить здесь заводы, вкладываться в инфраструктуру, если все равно у потребителя в России не будет альтернатив?» – поясняет эту точку зрения директор компании «Япония Транзит» Дмитрий Клатаевский.
Несколько иное мнение по данному вопросу высказал заместитель руководителя компании «Север ДВ» Марк Савельев – по его словам, ограничение импорта может позитивно сказаться на отечественном автопроме. При этом для озвученного экспертом позитивного прогноза все же важно сохранение «дальневосточных льгот» – пониженной ставки для физлиц, покупающих для себя.
«Если Правительство собирается утилизационный сбор повышать, то с одной стороны это может быть неплохо, так как на территории РФ будет развиваться автопром – какого характера он будет, пока не ясно. Есть все-таки большое ощущение, что к нам зайдет китайский продавец, на территорию России, и начнет собирать свои автомобили, что в принципе сейчас и происходит – например, на базе бывшего завода «Мазда», – отметил Марк Савельев.
Разошлись мнения экспертов и по поводу причин анонсированного резкого роста ставок для электромобилей – фактически коэффициент к 2030 году вырастет в 36 раз. По сведениям Минпромторга, сегодня рынок электромобилей в России показывает уверенный рост: по итогам полугодия 2024 года реализовано более 11 тыс. штук – на 137% больше аналогичного периода в 2023-м. Рассчитывают в Правительстве и на отечественные разработки: так, в скором времени ожидается запуск серийного производства электромобилей на мощностях заводов «Соллерс» и «АВТОВАЗ». Некоторые эксперты из Приморья считают, что государство просто решило уравнять ставки для «электричек» и машин с двигателями внутреннего сгорания – тем более, что гибриды сейчас становятся все мощнее и все дороже в цене.
Напомним, что с 1 июля этого года частичное повышение ставок утильсбора уже произошло. Как ранее рассказывал РБК, сбор на новые погрузчики поднимали почти в 2,3 раза. Для новых бульдозеров мощностью от 600 до 800 л.с. утильсбор вырос до 5 млн руб., на бульдозеры старше трех лет – до 22,4 млн руб.
Также были анонсированы инициативы, которые призваны прикрыть серые схемы продажи импортных авто, ввозимых в стране по льготным ставкам утильсбора. МВД собирается вывести в правовое поле обязанность доплачивать разницу между льготной и полной пошлиной в случае перепродажи импортированной машины в течение года после покупки.
Еще больше новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь.