«Выстрел в ногу», долгая дорога к морю и 111 миллиметров воды
Владивосток расхлебывает последствия непогоды
Владивосток продолжает приходить в себя после сильнейших за последние десятилетия июньских ливней. 8-го числа меньше чем за сутки на город выпало 110 миллиметров осадков при месячной норме в 104. По словам синоптиков, сильнее поливало только в середине прошлого века – тогда приморской столице за 24 часа досталось больше 130 миллиметров дождей.
Вода заливала дороги, низинные места превратились в озера, потоки срывали и уносили асфальт. Досталось и многочисленным городским подпорным стенам. По предварительным подсчетам местных властей, ущерб инфраструктуре Владивостока составил более 350 миллионов рублей, в городе пришлось ввести режим чрезвычайной ситуации. Как рассказал РБК Приморье первый заместитель главы Владивостока Сергей Дмитриенко, самым наглядным примером мощного удара стихии стала ситуация на улице Давыдова: ливневый коллектор напором воды выдавило наверх, и поток смыл асфальт на дороге.
«У нас выпала фактически двойная месячная норма осадков за один день. Потом на следующий день еще одна практически месячная норма осадков. Ни один ливневый коллектор в принципе не справляется с такими нагрузками: мы несколько раз подверялись у экспертов. В принципе, в большинстве городов, наверное, мира нет такой проектной мощности, чтобы одномоментно пропустить сквозь себя эту воду. Естественно, она выливается на улицы, естественно, заливает низины, где люди забывают свои машины. А дальше происходит вызов МЧС для того, чтобы вытаскивать, растаскивать, решать эти вопросы», – отметил Сергей Дмитриенко.
На восстановление Владивостока после удара стихии средства возьмут из резервного фонда, который был сформирован как раз для подобных случаев. Часть расходов принял на себя и краевой бюджет: на эти цели будет выделено 200 млн рублей.
Последствия непогоды Владивостоку придется в прямом смысле расхлебывать еще долго. Но ведь июнь – это даже не сезон тайфунов, которые традиционно выходят в Приморье ближе к осени. Как рассказала РБК Приморье главный синоптик, заместитель начальника «Примгидромета» Елена Гриднева, причиной мощнейшего ливня над югом края стала нетипичная для начала июня ситуация, когда тропическая воздушная масса столкнулась с идущим со стороны Охотского моря антициклоном.
«Получилось так, что Владивосток как раз оказался на этой линии соприкосновения фронта и антициклона, который здесь сыграл блокирующую роль и не давал этому фронту отойти. Практически над Владивостоком шло мощное облакообразование, очень высокие по вертикали облака, развивалась конвекция. И в течение 5 или где-то чуть меньше 5 часов был этот ливень с грозой. Когда мы подвели итоги, то там получилось где-то 111 миллиметров», – объяснила синоптик.
К морю, с ветерком, по прямой
В Приморье открыли для движения очередной участок скоростной автодороги Владивосток – Находка – порт Восточный. Его протяженность – 14 километров от развязки на подъезде к игорной зоне и до поселка Шкотово. Несмотря на небольшой километраж, новая магистраль уже серьезно разгрузила транспортную инфраструктуру. Поток автомобилей идет в обход поселков Артемовский, Штыково, Шкотово, а время в пути до Большого Камня, по словам дорожников, сократилось чуть ли не на 30 минут.
Это не только на руку жителям и гостям Приморья, но и выгодно бизнесу. Автодорога Владивосток – Находка – порт Восточный – часть транспортного коридора «Приморье-1», по которому грузы из приграничного Китая, в том числе и транзитные, пойдут в порты Находка и Восточный. Дорогу строили долго – целых шесть лет. Работы начались еще в 2017 году, сразу после сдачи в 2016-м первого участка трассы в обход Артема.
«Дорога имеет основного направления 25 километров 206 метров, плюс примыкание к поселку Шкотово протяженностью порядка 3,5 километров. Три транспортные развязки в двух уровнях, позволяющих съехать с трассы и заехать на нее. Плюс примыкание, востребованное в настоящее время, к порту Суходол. Плюс пересечение под основным направлением: выход к морским территориям, к морскому побережью на всем протяжении. То есть дорога максимально удалена от населенных пунктов, проходит по незаселенным территориям, и ее основная задача – создать в этих населенных пунктах благоприятную атмосферу для людей, снять транзитный транспорт, убрать выхлопные газы. Практически мы делаем новую артерию, которая очень сильно повлияет на юг Приморского края», – рассказал РБК Приморье начальник отдела мониторинга строительства автомобильных дорог приморского Минтранса Роман Рыжков.
На очереди – участок до Большого Камня. Эту часть объекта планируют сдать в эксплуатацию уже в следующем году.
«Реальный прогноз по получению заключения экспертизы – это сентябрь 2023 года. Продолжительность и выполнение мероприятий инженерной защиты прописано сейчас ориентировочно в проекте 8-10 месяцев. Но итогом выполнения мероприятий инженерной защиты будет все-таки выполнение работ по цементобетонному и асфальтобетонному покрытию самого основного направления автомобильной дороги. То есть в любом случае заканчивать мы должны будем в теплый период года. В этом году мы не успеваем выполнить все мероприятия инженерной защиты, поэтому мы гарантированно уже пообещали губернатору Приморского края, что в 2024 году будут работы завершены, и объект будет введен в эксплуатацию», – объяснил эксперт.
Партия, которая передумала бороться за власть
Приморские коммунисты удивили свой электорат заявлением о том, что не собираются выдвигать своего кандидата на губернаторских выборах. Такое решение было принято на пленуме крайкома компартии Приморья. Формально причина у «красных» уважительная: мол, решение принято на фоне массового исключения представителей от партии из состава формируемых участковых избирательных комиссий. «За» бойкотирование выборов губернатора проголосовало подавляющее большинство членов крайкома – 27 человек, «против» выступили только двое. Но некоторые эксперты усмотрели в этом демарше другой смысл: якобы так коммунисты стараются сохранить лицо. Нет кандидата – нет и проигрыша своего протеже. А по мнению политолога, директора консалтингового центра «Эксперт-групп» Павла Наливайко, эта история негативно скажется, в первую очередь, и на самих представителях КПРФ.
«Демарш коммунистов на данном этапе выглядит, как выстрел себе в ногу. Потому что участие в кампании подобного уровня, а именно регионального, губернаторской кампании, – это всегда хорошая возможность протестировать собственную систему работы в регионе перед крупными выборами: таковыми будут выборы президента в 2024 году. И, конечно же, если решение коммунистов бойкотировать эти выборы устоит, это будет больше похоже на попытку скрыть реальное положение дел перед своим, соответственно, федеральным бюро КПРФ. А почему скрыть? Потому что, наверное, коммунисты с момента начала СВО практически не выстроили собственную повестку. Да, конечно, традиционно легко побеждать и интересно участвовать в выборах, когда есть протест, и ты его за несколько месяцев до выборов собираешь в своих руках. Но сложнее, когда нужно повестку фактически выстраивать с нуля, придумывать какие-то форматы, в том числе и по помощи фронту», – считает эксперт.
По его словам, решение коммунистов все же участвовать в выборах станет проявлением определенной политической дальновидности.
«Партия создана для того, чтобы бороться за власть. Они не могут работать на каком-то ином поприще. Для того, чтобы бороться за власть, нужно в этой борьбе участвовать, и зачастую выборы – это не всегда история про победу. Это история именно про борьбу, потому что ты в дальнейшем инвестируешь на грядущие избирательные кампании», – сказал Наливайко.
Полное интервью с экспертами смотрите в видеоверсии. Какие будут обсуждаемые темы следующей недели — узнаем через 7 дней.
Еще больше новостей в телеграме РБК Приморье. Подписывайтесь.