Перейти к основному контенту
Приморье ,   Эксклюзив

Коэффициенты утильсбора на электрокары выросли в 20 раз

Эксперты считают, что это сделает экологически чистый транспорт, популярность которого и без того снижается, менее доступным
Фото: Администрация Владивостока
Фото: Администрация Владивостока

В России с 1 января в очередной раз вырос утилизационный сбор. На этот раз повышение коэффициентов «утиля» в наибольшей степени затронуло электромобили и последовательные гибриды (это машины со стандартным бензиновым двигателем внутреннего сгорания и электродвигателем). Если раньше для расчета использовали ставки 1,63 и 6,1 соответственно, то теперь – 33,37 и 58,7. Это увеличивает сбор более чем в 20 раз, что ожидаемо снижает спрос на «электрички».

Предполагается, что «утиль» будет повышаться каждый год (вплоть до 2030) в среднем на 10-20%. Бизнес и физлица, которые поставляют машины в коммерческих целях, с 1 января нынешнего года будут отдавать за утилизационный сбор на 10-20% больше, чем в 2024. Ставка также распространяется на автомобили, произведенные в России. Автоэксперты рассказали РБК Приморье о том, как рынок отреагировал на очередные – хотя и запланированные – перемены и как новые ставки скажутся на популярности электрокаров.

Время затишья

«К сожалению, повышение утилизационного сбора стало некоей обыденностью в сегодняшних реалиях. В связи с этим люди реагируют на это как на процесс, на который невозможно повлиять. Сейчас мы наблюдаем снижение спроса на автомобили по ряду причин: обычно январь – месяц затишья. Основные траты у людей случились в декабре, сейчас люди меньше готовы тратиться, в том числе на крупные покупки. Также высокие ставки по кредитам не располагают к крупным тратам», – говорит руководитель отдела продаж дилерского центра «Успех-Авто» Ян Яценко.

Другая ситуация у компании «Япония Транзит», которая занимается импортом иномарок. По словам ее генерального директора Дмитрия Клатаевского, к настоящему времени число обращений и количество купленных автомобилей превышает ожидания, которые эксперт строил на январь.

«Тут четко надо понимать, что коммерческий утилизационный сбор не касается обычных физлиц. Поэтому люди особо и не следят за его увеличением. Их трогает это только в случае обращения за новым автомобилем к дилеру, потому что дилеры и юрлица оплачивают этот «утиль», – поясняет эксперт.

Как отмечает директор компании Carwin Дмитрий Забора, чего-то фундаментального не произошло, участники рынка действительно были предупреждены заранее о росте ставок. Не было и ажиотажа по принципу «покупай, пока не подорожало», авторынок, по его словам, сейчас находится в сильнейшей стагнации.

«Спрос на машины в конце прошлого года был просто минимальный, сейчас наблюдается традиционное небольшое оживление. Но вряд ли это станет тенденцией», – добавляет Забора.

Меры против «электричек»

За 2024 год приморцы через автомобильный портал «Дром» приобрели 839 электромобилей – как правило, это были модели стоимостью 1,5 млн руб. По сравнению с 2023 годом продажи упали на 24%, а средняя стоимость поднялась на 57%. Тем не менее, как рассказали РБК Приморье аналитики «Дрома», регион занимает четвертую строчку после Москвы, Петербурга и Краснодарского края по количеству приобретенных машин такого типа.

«В течении года рост продаж наблюдался в октябре – 116 проданных электромобилей, сентябре – 94 машин, июне – 86 авто, августе – 82 электромобиля приобрели приморцы», – отмечают аналитики.

В основном жители региона приобретали Nissan Leaf – продано 692 электромобиля этой марки. Ее средняя цена составила 946 тыс. руб. На втором месте по популярности Zeekr 001 – 23 проданных авто по средней цене 6,6 млн руб. Завершает тройку популярных электромобилей Mitsubishi i-MiEV – 17 проданных авто по средней цене 448 тыс. руб.», – отметили аналитики.

«Большой утилизационный сбор на «электрички» – это печально. Когда-то мы шли к тому, чтобы электрифицировать наши дороги, и отменяли даже пошлины ввозные на электромобили. А сейчас мы облагаем их коммерческим утильсбором, пошлинами, НДС, акцизами. Естественно, это говорит о том, что вряд ли к нам поедет экологически чистый транспорт», – говорит Дмитрий Клатаевский.

Дмитрий Забора добавляет, что спрос на электрокары в Приморье давно уже минимальный. Еще 5 лет назад Nissan Leaf занимал не меньше 30% объема заказов, на стоянке на зарядку выстраивалось по 10-15 машин.

«Потом люди наигрались, стало понятно, что в холодном климате эти машины максимально неудобны, слишком быстро при минусовой температуре садится батарея, так же, как и падает ее общая емкость, а с ней и цена машины. А потом пришли японские санкции, спрос и объемы привоза «электричек» стали еще меньше, фактически это машины для особых ценителей. Да, их возят в обход санкций из Японии, возят и «корейцев», но в целом это единичные покупки по сравнению с общим объемом», – отмечает Забора.

Утилизационный сбор начали поднимать в августе 2023 года. Затем было объявлено о программе поэтапного увеличения ставки вплоть до 2030 года. К настоящему времени коэффициенты повысили уже дважды: с 1 октября и с 1 января. Ранее РБК Приморье писал, что те, кто заплатил за автомобиль льготный утильсбор, но решил продать машину до истечения 12-месячного срока, будет вынужден доплатить разницу между платой для физлиц и коммерческим сбором. В случае, если платеж не выплачен полностью, Госавтоинспекция будет отказывать новым владельцам в регистрации машин. Поправки в закон уже поддержали в кабмине. Это создает опасность для потенциальных покупателей – существует большая вероятность, что продавец добровольно откажется произвести доплату утильсбора за проданный автомобиль. 

Еще больше новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь..

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 29 января
EUR ЦБ: 101,6 (-1,15)
Инвестиции, 18:43
Курс доллара на 29 января
USD ЦБ: 97,97 (+0,83)
Инвестиции, 18:43
Все новости Приморье
Стелла Маккартни выкупила долю своего бренда у LVMHБизнес, 19:24
Кокорин заявил о нежелании возвращаться в РоссиюСпорт, 19:18
Два «стратега» Ту-160 совершили полет над Северным Ледовитым океаномПолитика, 19:16
Как менялось время на часах Судного дня. ИнфографикаПолитика, 18:52
Медленная продуктивность: как достигать успеха без выгоранияРБК и Dar, 18:46
Путин приехал на АвтоВАЗ в Тольятти. ВидеоПолитика, 18:43
В ЮАР начнут учитывать вино для расчета инфляцииВино, 18:29
Скидка 55% на подписку РБК Pro
Успейте оформить годовой доступ до 29 января
Купить со скидкой
На Украине заблокировали криптовалютную биржу Kuna. Что случилосьКрипто, 18:28
ФТС не подтвердила рассылку с требованием доплатить пошлины за ввоз машинОбщество, 18:26
Патрушев заявил о росте поставок на флот морских беспилотниковПолитика, 18:23
Путину показали новую Lada IskraПолитика, 18:20
Часы Судного дня приблизились к «ядерной полуночи» на рекордное времяПолитика, 18:20
Официальный курс доллара США вырос почти на ₽1 и приблизился к ₽98Инвестиции, 18:19
Кравцов заявил о возврате в школы основ духовно-нравственной культурыОбщество, 18:17