Коэффициенты утильсбора на электрокары выросли в 20 раз
В России с 1 января в очередной раз вырос утилизационный сбор. На этот раз повышение коэффициентов «утиля» в наибольшей степени затронуло электромобили и последовательные гибриды (это машины со стандартным бензиновым двигателем внутреннего сгорания и электродвигателем). Если раньше для расчета использовали ставки 1,63 и 6,1 соответственно, то теперь – 33,37 и 58,7. Это увеличивает сбор более чем в 20 раз, что ожидаемо снижает спрос на «электрички».
Предполагается, что «утиль» будет повышаться каждый год (вплоть до 2030) в среднем на 10-20%. Бизнес и физлица, которые поставляют машины в коммерческих целях, с 1 января нынешнего года будут отдавать за утилизационный сбор на 10-20% больше, чем в 2024. Ставка также распространяется на автомобили, произведенные в России. Автоэксперты рассказали РБК Приморье о том, как рынок отреагировал на очередные – хотя и запланированные – перемены и как новые ставки скажутся на популярности электрокаров.
Время затишья
«К сожалению, повышение утилизационного сбора стало некоей обыденностью в сегодняшних реалиях. В связи с этим люди реагируют на это как на процесс, на который невозможно повлиять. Сейчас мы наблюдаем снижение спроса на автомобили по ряду причин: обычно январь – месяц затишья. Основные траты у людей случились в декабре, сейчас люди меньше готовы тратиться, в том числе на крупные покупки. Также высокие ставки по кредитам не располагают к крупным тратам», – говорит руководитель отдела продаж дилерского центра «Успех-Авто» Ян Яценко.
Другая ситуация у компании «Япония Транзит», которая занимается импортом иномарок. По словам ее генерального директора Дмитрия Клатаевского, к настоящему времени число обращений и количество купленных автомобилей превышает ожидания, которые эксперт строил на январь.
«Тут четко надо понимать, что коммерческий утилизационный сбор не касается обычных физлиц. Поэтому люди особо и не следят за его увеличением. Их трогает это только в случае обращения за новым автомобилем к дилеру, потому что дилеры и юрлица оплачивают этот «утиль», – поясняет эксперт.
Как отмечает директор компании Carwin Дмитрий Забора, чего-то фундаментального не произошло, участники рынка действительно были предупреждены заранее о росте ставок. Не было и ажиотажа по принципу «покупай, пока не подорожало», авторынок, по его словам, сейчас находится в сильнейшей стагнации.
«Спрос на машины в конце прошлого года был просто минимальный, сейчас наблюдается традиционное небольшое оживление. Но вряд ли это станет тенденцией», – добавляет Забора.
Меры против «электричек»
За 2024 год приморцы через автомобильный портал «Дром» приобрели 839 электромобилей – как правило, это были модели стоимостью 1,5 млн руб. По сравнению с 2023 годом продажи упали на 24%, а средняя стоимость поднялась на 57%. Тем не менее, как рассказали РБК Приморье аналитики «Дрома», регион занимает четвертую строчку после Москвы, Петербурга и Краснодарского края по количеству приобретенных машин такого типа.
«В течении года рост продаж наблюдался в октябре – 116 проданных электромобилей, сентябре – 94 машин, июне – 86 авто, августе – 82 электромобиля приобрели приморцы», – отмечают аналитики.
В основном жители региона приобретали Nissan Leaf – продано 692 электромобиля этой марки. Ее средняя цена составила 946 тыс. руб. На втором месте по популярности Zeekr 001 – 23 проданных авто по средней цене 6,6 млн руб. Завершает тройку популярных электромобилей Mitsubishi i-MiEV – 17 проданных авто по средней цене 448 тыс. руб.», – отметили аналитики.
«Большой утилизационный сбор на «электрички» – это печально. Когда-то мы шли к тому, чтобы электрифицировать наши дороги, и отменяли даже пошлины ввозные на электромобили. А сейчас мы облагаем их коммерческим утильсбором, пошлинами, НДС, акцизами. Естественно, это говорит о том, что вряд ли к нам поедет экологически чистый транспорт», – говорит Дмитрий Клатаевский.
Дмитрий Забора добавляет, что спрос на электрокары в Приморье давно уже минимальный. Еще 5 лет назад Nissan Leaf занимал не меньше 30% объема заказов, на стоянке на зарядку выстраивалось по 10-15 машин.
«Потом люди наигрались, стало понятно, что в холодном климате эти машины максимально неудобны, слишком быстро при минусовой температуре садится батарея, так же, как и падает ее общая емкость, а с ней и цена машины. А потом пришли японские санкции, спрос и объемы привоза «электричек» стали еще меньше, фактически это машины для особых ценителей. Да, их возят в обход санкций из Японии, возят и «корейцев», но в целом это единичные покупки по сравнению с общим объемом», – отмечает Забора.
Утилизационный сбор начали поднимать в августе 2023 года. Затем было объявлено о программе поэтапного увеличения ставки вплоть до 2030 года. К настоящему времени коэффициенты повысили уже дважды: с 1 октября и с 1 января. Ранее РБК Приморье писал, что те, кто заплатил за автомобиль льготный утильсбор, но решил продать машину до истечения 12-месячного срока, будет вынужден доплатить разницу между платой для физлиц и коммерческим сбором. В случае, если платеж не выплачен полностью, Госавтоинспекция будет отказывать новым владельцам в регистрации машин. Поправки в закон уже поддержали в кабмине. Это создает опасность для потенциальных покупателей – существует большая вероятность, что продавец добровольно откажется произвести доплату утильсбора за проданный автомобиль.
Еще больше новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь..