Перейти к основному контенту
Утилизационный сбор⁠,
Эксклюзив

Коэффициенты утильсбора на электрокары выросли в 20 раз

Эксперты считают, что это сделает экологически чистый транспорт, популярность которого и без того снижается, менее доступным
Фото: Администрация Владивостока
Фото: Администрация Владивостока

В России с 1 января в очередной раз вырос утилизационный сбор. На этот раз повышение коэффициентов «утиля» в наибольшей степени затронуло электромобили и последовательные гибриды (это машины со стандартным бензиновым двигателем внутреннего сгорания и электродвигателем). Если раньше для расчета использовали ставки 1,63 и 6,1 соответственно, то теперь – 33,37 и 58,7. Это увеличивает сбор более чем в 20 раз, что ожидаемо снижает спрос на «электрички».

Предполагается, что «утиль» будет повышаться каждый год (вплоть до 2030) в среднем на 10-20%. Бизнес и физлица, которые поставляют машины в коммерческих целях, с 1 января нынешнего года будут отдавать за утилизационный сбор на 10-20% больше, чем в 2024. Ставка также распространяется на автомобили, произведенные в России. Автоэксперты рассказали РБК Приморье о том, как рынок отреагировал на очередные – хотя и запланированные – перемены и как новые ставки скажутся на популярности электрокаров.

Время затишья

«К сожалению, повышение утилизационного сбора стало некоей обыденностью в сегодняшних реалиях. В связи с этим люди реагируют на это как на процесс, на который невозможно повлиять. Сейчас мы наблюдаем снижение спроса на автомобили по ряду причин: обычно январь – месяц затишья. Основные траты у людей случились в декабре, сейчас люди меньше готовы тратиться, в том числе на крупные покупки. Также высокие ставки по кредитам не располагают к крупным тратам», – говорит руководитель отдела продаж дилерского центра «Успех-Авто» Ян Яценко.

Другая ситуация у компании «Япония Транзит», которая занимается импортом иномарок. По словам ее генерального директора Дмитрия Клатаевского, к настоящему времени число обращений и количество купленных автомобилей превышает ожидания, которые эксперт строил на январь.

«Тут четко надо понимать, что коммерческий утилизационный сбор не касается обычных физлиц. Поэтому люди особо и не следят за его увеличением. Их трогает это только в случае обращения за новым автомобилем к дилеру, потому что дилеры и юрлица оплачивают этот «утиль», – поясняет эксперт.

Как отмечает директор компании Carwin Дмитрий Забора, чего-то фундаментального не произошло, участники рынка действительно были предупреждены заранее о росте ставок. Не было и ажиотажа по принципу «покупай, пока не подорожало», авторынок, по его словам, сейчас находится в сильнейшей стагнации.

«Спрос на машины в конце прошлого года был просто минимальный, сейчас наблюдается традиционное небольшое оживление. Но вряд ли это станет тенденцией», – добавляет Забора.

Меры против «электричек»

За 2024 год приморцы через автомобильный портал «Дром» приобрели 839 электромобилей – как правило, это были модели стоимостью 1,5 млн руб. По сравнению с 2023 годом продажи упали на 24%, а средняя стоимость поднялась на 57%. Тем не менее, как рассказали РБК Приморье аналитики «Дрома», регион занимает четвертую строчку после Москвы, Петербурга и Краснодарского края по количеству приобретенных машин такого типа.

«В течении года рост продаж наблюдался в октябре – 116 проданных электромобилей, сентябре – 94 машин, июне – 86 авто, августе – 82 электромобиля приобрели приморцы», – отмечают аналитики.

В основном жители региона приобретали Nissan Leaf – продано 692 электромобиля этой марки. Ее средняя цена составила 946 тыс. руб. На втором месте по популярности Zeekr 001 – 23 проданных авто по средней цене 6,6 млн руб. Завершает тройку популярных электромобилей Mitsubishi i-MiEV – 17 проданных авто по средней цене 448 тыс. руб.», – отметили аналитики.

«Большой утилизационный сбор на «электрички» – это печально. Когда-то мы шли к тому, чтобы электрифицировать наши дороги, и отменяли даже пошлины ввозные на электромобили. А сейчас мы облагаем их коммерческим утильсбором, пошлинами, НДС, акцизами. Естественно, это говорит о том, что вряд ли к нам поедет экологически чистый транспорт», – говорит Дмитрий Клатаевский.

Дмитрий Забора добавляет, что спрос на электрокары в Приморье давно уже минимальный. Еще 5 лет назад Nissan Leaf занимал не меньше 30% объема заказов, на стоянке на зарядку выстраивалось по 10-15 машин.

«Потом люди наигрались, стало понятно, что в холодном климате эти машины максимально неудобны, слишком быстро при минусовой температуре садится батарея, так же, как и падает ее общая емкость, а с ней и цена машины. А потом пришли японские санкции, спрос и объемы привоза «электричек» стали еще меньше, фактически это машины для особых ценителей. Да, их возят в обход санкций из Японии, возят и «корейцев», но в целом это единичные покупки по сравнению с общим объемом», – отмечает Забора.

Утилизационный сбор начали поднимать в августе 2023 года. Затем было объявлено о программе поэтапного увеличения ставки вплоть до 2030 года. К настоящему времени коэффициенты повысили уже дважды: с 1 октября и с 1 января. Ранее РБК Приморье писал, что те, кто заплатил за автомобиль льготный утильсбор, но решил продать машину до истечения 12-месячного срока, будет вынужден доплатить разницу между платой для физлиц и коммерческим сбором. В случае, если платеж не выплачен полностью, Госавтоинспекция будет отказывать новым владельцам в регистрации машин. Поправки в закон уже поддержали в кабмине. Это создает опасность для потенциальных покупателей – существует большая вероятность, что продавец добровольно откажется произвести доплату утильсбора за проданный автомобиль. 

Еще больше новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь..

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 04:52
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 04:52
Все новости Приморье
Как устроен полный цикл производства шин РБК и Ikon Tyres, 05:02
Дуров обвинил ЕС в «невыполнимых правилах» для технологических компаний Политика, 04:51
В Приморье обнаружили опасную тропическую микроводоросль Приморье, 04:39 
МАГАТЭ сообщило об утрате защитных функций новым саркофагом АЭС Чернобыля Общество, 04:27
Поужинать и не потерять партнеров: тест на китайский этикет РБК и ВТБ, 03:52
В Ирландии начали расследование пролета дронов близ самолета Зеленского Политика, 03:49
В Рязани упали обломки беспилотников Политика, 03:19
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Сырский назвал неприемлемым отказ Украины от территорий Политика, 03:14
В Киеве, Чернигове и Днепре прогремели взрывы Политика, 02:48
Правительство дополнительно направит регионам ДФО 500 миллионов рублей Приморье, 02:42 
Глава ЕК и Мерц не добились согласия Бельгии на изъятие активов России Политика, 02:27
Госдеп раскрыл детали переговоров Уиткоффа и Кушнера с украинцами Политика, 02:00
Актера из сериала «Эмили в Париже» арестовали в Японии из-за экстази Общество, 01:46
Убившим добровольца из США и военкора Sputnik запросили до 15 лет Общество, 01:12