«Все зависит от целеполагания»: экономист оценил мастер-план Владивостока
Правительство утвердило долгосрочные планы комплексного социально-экономического развития 16 дальневосточных городов до 2030 года. Мастер-планы предусматривают обновление жилфонда, строительство социальных объектов, благоустройство территории, модернизацию транспортной и коммунальной инфраструктуры, развитие курортных зон. Подробнее о том, что появится в Приморье и во сколько это обойдется, РБК Приморье обсудил с экспертом, доктором экономических наук Александром Латкиным.
– Александр Павлович, скажите, что такое вообще мастер-планы? Есть же генеральные планы, дорожные карты, планы-графики. Зачем нужны еще и мастер-планы?
– В системе планирования существует много этапов. Один из них — какой-то начальный этап — это мастер-план, потом уже бизнес-план. Есть концепция развития территории, потом программа развития, стратегии. Все это близкие вещи, а мастер-планы — это что-то промежуточное, когда мы показываем свое видение будущего проекта, пока еще без серьезных обсчетов и расчетов.
– Показываем кому? Кому в первую очередь это нужно: бизнесу, чиновникам, простым людям?
– Это зависит от системы целеполагания. Если мы говорим о том мастер-плане, о котором вы мне сказали, то мне непонятно, какова его цель. Цели могут быть разными. Одна цель, в которую я хотел бы верить, — это улучшить жизнь дальневосточников, чтобы они отсюда не разъезжались, в том числе из Владивостока. Другая цель — это раздать земельные участки людям, которые будут, используя свой частный капитал, вести застройку. Квадратный метр — это товар, по Карлу Марксу еще. Все почему-то считают, что сейчас выгодно квадратные метры продавать и на этом зарабатывать большие деньги. Есть и другие цели, например, расселить переполненный город Владивосток на другую территорию – более солнечную, более благоприятную, в частности, в Надеждинский район, потому что город растет в численности. Цели разные, и в зависимости от этих целей выстраивается мастер-план. Цели этого мастер-плана я, увы, не знаю.
– Хорошо, а вы можете просто оценить его со стороны? Там много социальных проектов. Есть и строительство, и здравоохранение, и туризм. Насколько все это сбалансировано?
– На первый взгляд сказать очень сложно, но то, что вы сейчас отметили, с моей точки зрения имеет большую актуальность для жителей Дальнего Востока и города Владивостока. На самом деле хорошо, если здесь будет заложена и осуществлена идея создания курортной зоны, здравниц, больниц высокотехнологичных, как в Сингапуре, Шанхае, и так далее, если будут на этой территории социальные учреждения, театры уникальные, куда можно поехать на электричке вечером, посидеть в хорошем кафе, отдохнуть с семьей и вернуться в свой дом.
– Но вы сомневаетесь, что так будет?
– Я сомневаюсь, да.
– Почему?
– Мне кажется, что многие политики и бизнесмены большого уровня просто поверили в заявления наших дальневосточных руководителей (не буду фамилии называть), о том, что Владивосток к 2025 году будет иметь 1 млн населения – такие цифры назывались перед саммитом АТЭС, это было 10 лет назад, – а южное Приморье будет иметь 7 млн населения. Ну представьте себе: вы очень богатый человек, у вас капитал огромный, вы сидите в Москве и думаете: как здорово, там покупательская способность, платежеспособность высока, население растет, значит спрос будет нарастать. И вы начнете сюда вкладывать свой капитал для того, чтобы строить жилье, систему здравоохранения, лечебно-оздоровительные учреждения, образование, спортивные учреждения. Но вот закончился 2023 год, и официальные данные, которые я слушаю по радио Приморского края, говорят, что уровень продаж жилья в новостройках составил по итогам года 24%.
– Давайте мы к позитиву немного вернемся. Все-таки много самых разных проектов в мастер-плане заявлено. Какие из них, на ваш взгляд, наиболее значимы?
– Для того, чтобы это понять, надо вернуться к недавней истории. В 2009 году была принята стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года. Там было три этапа намечено, все прописано. Давайте подведем итоги. Что удалось? Сделаем, так сказать, разбор ошибок с позиции благосостояния проживающих здесь людей, транспортной доступности Дальнего Востока, обеспеченности этих людей нормальным здравоохранением, нормальным образованием и так далее, а потом пойдем дальше. Я сторонник того, что прежде, чем вбрасывать новые, может быть даже очень значимые проекты, надо сначала что-то показать населению. Население у нас уже не верит в эти вбрасывания: то стратегия, то территория опережающего социально-экономического развития, то гектар дальневосточный, то свободный порт Владивосток, все же это было уже. Давайте мы на Восточном экономическом форуме один день посвятим и что-то покажем, и тогда народ увидит, что действительно надо строить еще.
– Давайте все-таки к конкретике. Там же есть проекты, которые из программы в программу перетекают и расписаны до 2030 года. Это и благоустройство, и строительство, культура, спорт, дороги, логистика. Как вам кажется, что важнее всего сейчас для нас?
– Самое главное сейчас — обеспечить нормальную транспортную доступность и перемещение людей по городу: на работу, с работы, чтобы автобусов хватало, электричек. Это делается, кстати, сейчас: наземное метро — это хорошая идея. Второе, это, конечно, здравоохранение. Простите, но у меня, всех моих родственников и знакомых нет слов, когда мы до больницы дозвониться не можем. Третье — коммунальное обслуживание, чтобы все было как положено, чтобы не сидели без света.
– Это такая стандартная триада.
– Ну, да.
– На все по мастер-плану Владивостоку выделяется 956 млрд руб. Этого хватит?
– Я скажу такую цифру. Саммит АТЭС обошелся нам в 680 млрд руб., тех денег – десятилетней давности. Вы хотели позитива? Вот, пожалуйста, мы многое сделали. Мост один и второй возникли, транспортные развязки появились, аэропорт возник. Все это удалось сделать. Но я сопоставляю цифры, и тот проект мастер-плана, о котором мы говорим, по моему убеждению, гораздо дороже.
– То есть сумма 956 млрд руб. увеличится? Насколько, как вам кажется?
– Она уменьшится. Сейчас уже уменьшаются, секвестируются многие проекты. А этот год будет, по оценкам не только моим, но и многих экономистов и политиков, еще тяжелее для российского бюджета, для его доходной части.
– Но этот мастер-план во многом построен на внебюджетных источниках, на частных инвестициях. По вашему мнению, инвесторы уйдут и проекты останутся только на бумаге?
– Ну для начала они должны прийти, чтобы потом уйти. А если учесть, что сейчас у нас инвестиционный кризис в стране, это уже не первый год, и санкционные ограничения, которые завтра не завершатся?..
– А строительные мощности? Их у нас достаточно?
– За это не волнуйтесь. За строительные организации не волнуйтесь. Все кинутся и расцелуют вас, если вы скажете: здесь надо что-то построить – вот вам деньги, тем более государевы деньги.
– То есть ресурсы найдутся?
– Найдутся. Были бы деньги, а мощности будут. Я же говорил, что экономика построена так: есть спрос – будет предложение, нет спроса – не будет предложения.
– Ну, хорошо, давайте тогда про проект города-спутника поговорим.
– Вы хотите позитива?
– Нет, мне интересно ваше мнение: насколько он вообще реализуем и нужен?
– Если только для того, чтобы там распродать квартиры, то не нужен. Мы не знаем, как распродать существующие квартиры в новостройках. Яркий пример: если ехать за город, слева шесть или пять 24-этажных зданий строят на Седанке. И справа, и слева столько сейчас всего.
– А если не только это. Для чего он нам может быть нужен?
– Город-спутник?
– Да.
– Ну, если он будет построен за частные деньги, пусть строят и продают.
– А если на деньги налогоплательщиков?
– Я против.