Логисты надеются на рыбаков, а рыбаки – на россиян
В условиях санкций отечественные рыбодобывающие компании все больше переориентируются на внутренний рынок. Кроме того, задача – вернуть россиянам «рыбный день», то есть приучить население регулярно употреблять рыбу, – поставлена на государственном уровне. Президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак сообщил РБК Приморье в кулуарах Дальневосточного рыбопромышленного форума, что сейчас это – безусловный приоритет.
«В прошлом году на внутренний рынок предприятия поставили 193 тыс. тонн различной минтаевой продукции, это 21% от вылова. Объем поставок вырос на 13% по сравнению с 2022 годом. И мы рассчитываем, что внутренний рынок будет расти. Мы в рынке видим потенциал, и поэтому в прошлом году Ассоциация добытчиков минтая запустила первую в стране программу по продвижению дальневосточного минтая на внутреннем рынке. Цель этой программы – удвоение потребления минтая в течение 3 лет», – рассказал Буглак.
Он добавил, что по состоянию на середину марта в Охотском море добыто 575 тыс. тонн, а всего в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне – 760 тыс. тонн. Это на 8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом объем допустимого вылова минтая в 2024 году составляет 2 млн 285 тыс. тонн. Как отметил Буглак, в прошлом году рыбаки приблизились к рекордным 2 млн тонн, а в этом – могут установить новый рекорд.
Увеличение объемов добычи и поставок рыбы на внутренний рынок поможет решить и одну из давних проблем перевозчиков – неравномерную загрузку контейнеров. Как рассказал РБК Приморье генеральный директор компании «Дальрефтранс» Андрей Гречкин, благодаря мерам поддержки, принятым в 2022 году, в частности, обнулению пошлин, компании существенно обновили парк рефрижераторов. Теперь необходимо обеспечить их загрузку.
«Года четыре назад большая часть минтая уходила в состоянии БГ (БГ – рыба без головы – прим. ред.) – слабой переработки на экспорт в Китай в период низкого предъявления груза к перевозке, и у нас были очень большие проблемы с загрузкой рефрижераторных контейнеров. А сейчас, благодаря, в том числе, усилиям Правительства по популяризации рыбы, увеличению степени переработки, когда рыба БГ постепенно замещается филированной продукцией, – а основной объемной номенклатурой является минтай, – мы видим улучшение этой ситуации <…> перевозчикам нужно иметь сбалансированный поток не только тогда, когда массово приходит лосось, то есть 3 мес. в году в конце лета, но и в течение всего года», – пояснил Гречкин.
Сбалансировать потоки мешает не только сезонность добычи, но и проблемы на железной дороге. Эти два фактора в совокупности почти вдвое снижают эффективность контейнерооборота.
«Очень много вопросов встает, в том числе и в Правительстве РФ, и в Минпромторге: а хватает ли рефрижераторных контейнеров для вывоза рыбы? Их хватает. Весь вопрос в оборачиваемости этих контейнеров. Идет скопление в разные периоды года то на западе, то на востоке, плюс узкое горло – это Восточный полигон. Поэтому, к сожалению, при среднем обороте контейнеров в 28 суток, у нас он составляет 48-52 суток», – объяснил президент АСОРПС, эксперт в области перевозок скоропортящихся грузов Михаил Синев.
Ранее РБК Приморье сообщал о том, что узость Восточного полигона спровоцировала битву лоббистов от угольщиков, нефтяников и портовиков. Угольные спецтерминалы хотят получить «эксклюзив» на приоритетные поставки сырья по железной дороге. Однако, с этим не согласны универсальные порты, которые могут потерять свою самую прибыльную грузовую базу. «Тянут одеяло на себя» и нефтяники, проталкивая через Минэнерго повышение приоритетности отгрузки на Восток вагонов с топливом.
Развернутые комментарии экспертов о развитии рыбопромышленной отрасли смотрите в видеоверсии.