Перейти к основному контенту
Приморье ,  

В Приморье большегрузы пытаются загнать в рамки

Перевозчики воспринимают новые правила в штыки и предъявляют претензии к электронным контролерам
Фото: РБК Приморье
Фото: РБК Приморье

Для проезда по российским дорогам весь грузовой транспорт должен иметь допустимые габариты, массу и нагрузку на оси – соблюдение этих правил поможет сохранить в целости дорожное полотно. Чтобы проверять соответствует ли большегруз нормам, на трассах организованы пункты весогабаритного контроля. Они бывают разных видов, самый «продвинутый» – автоматический, который моментально, в режиме онлайн собирает все необходимые данные о транспорте и передает в контролирующие органы. Нарушителей ждет крупный штраф.

Внедряют подобные системы и в Приморье. Правда, многие перевозчики воспринимают новые правила в штыки. В чем главные претензии к электронным контролерам, выяснял корреспондент РБК Приморье.

Новые правила

С 2020 года в России начали создавать сеть пунктов автоматического весогабаритного контроля (АПВГК). Работают эти системы так: автомобиль проезжает через пункт, и, если вес его груза оказывается выше нормы, информация об этом появляется на электронном табло, установленном над дорогой. Параллельно информация о нарушении автоматически передается в ГИБДД, которая затем принимает решение о привлечении водителя к административной ответственности.

При себе грузоперевозчики должны иметь спецразрешение, которое выдает региональный минтранс. Как рассказали РБК Приморье в пресс-службе краевого правительства, ведомство согласует маршруты тяжеловесных машин, а также автомобилей, которые занимаются перевозкой опасных грузов. За январь текущего года минтранс одобрил 2,6 тыс. таких маршрутов.

Стоит отметить, что подобные системы в стране существовали и раньше – например, они установлены на погранпереходах – но теперь их станет больше, а за исполнением правил будут следить строже. Например, в Приморье АПВГК работают на всех российско-китайских пунктах пропуска, поэтому машины должны «следить за весом» уже на выезде из КНР.

«Хотя, конечно, пока на разных переходах разные требования, где-то есть допустимые значения перевеса (например, 5% сверху не считаются). И еще не везде есть задача за перевес наказывать», – прокомментировали РБК Приморье в одной из логистических компаний.

В режиме ожидания

В Приморье, начиная с 2021 года, поставили 8 новых АПВГК. Установили их по концессии с информационной системой «Цифровое Приморье». 5 таких пунктов (на подъезде к аэропорту Владивостока, а также на участках «Раздольное – Хасан», «Шкотово – Партизанск», «Артем – Находка – порт Восточный» и «Осиновка – Рудная Пристань») уже функционируют, еще 3 (на подъезде к Владивостоку по пути из Хабаровска и на трассах «поселок Новый – полуостров Де-Фриз – Седанка» и «Находка – Лазо – Ольга») работают в тестовом режиме.

Интересно, что сроки перехода АПВГК из «тестового режима» в рабочий постоянно откладывались. Изначально полноценно запустить их обещали 27 октября прошлого года, потом дату сдвинули на 15 декабря, мотивируя это тем, что комплексам требуется дополнительная техническая проверка. В итоге сейчас активны только 5 из 8 пунктов. Почему оставшиеся продолжают бездействовать – неизвестно, в пресс-службе правительства это не комментируют.

Как сообщала в декабре пресс-служба «Цифрового Приморья», в тестовый период работы АПВГК было зафиксировано нарушений на сумму около 30 млрд руб. Впрочем, эти деньги с водителей никто не взимал. Выписывать штрафы начали только после полноценного запуска пунктов.

«В январе 2024 года на 5 АПВГК <…> зафиксировано 511 случаев проезда тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств. Вместе с тем, суммы штрафов, <…> выявленные при осуществлении весового и габаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах подлежат зачислению в региональный бюджет», – рассказали РБК Приморье в пресс-службе краевого правительства.

В «Цифровом Приморье» уточняют, что, согласно условиям концессии, взысканные средства будут переводиться на счет регионального дорожного фонда. Отметим, что по КоАП размер штрафа может достигать от 200 до 400 тыс. руб.

При этом конкретных данных по взысканным суммам никто не приводит. Возможно, это связано с тем, что штрафует перевозчиков непосредственно Ространснадзор. Концессия находится в публичном доступе. По ее условиям, все штрафы направляются в бюджет: штрафы за нарушение правил парковки – в городской, а штрафы за нарушение ПДД и весогабаритного контроля – в краевой. «Цифровое Приморье» не получает никаких процентов от штрафов, никаких «непубличных договоренностей» на этот счет нет.

Неравномерный груз

В экспедиторской компании «Фарес» РБК Приморье подтвердили, что местные водители уже начали получать штрафы за превышение высоты и тоннажа грузовиков. В среднем сумма взыскания составляет около 200 тыс. руб. При этом, если водитель проезжает через несколько рамок, то и получить он может соответствующее количество штрафов.

«Дальний Восток является перспективным регионом для развития логистики. Большие грузопотоки направляются в этот регион, и часть грузов все равно будет перевозиться автомобильным транспортом и перемещаться в контейнерах. Развитие логистического хаба на Дальнем Востоке может способствовать улучшению дорожных условий и обеспечению более справедливой работы системы весового контроля. Но в ДФО еще не все клиенты привыкли к новым правилам и требованиям – в отличие от Москвы, где уже давно приняты нормы загрузки», – отметили в компании.

Одна из главных проблем заключается в том, что контейнер может быть загружен неравномерно, а это, в свою очередь, способно привести к перегрузке задней оси седельного тягача.

«То есть это нарушение не только общей загрузки, но и нагрузки на ось. Перевозчики страдают от таких ситуаций, так как они могут не знать о неравномерной загрузке и получить штрафы, несмотря на то что груз был указан в пределах допустимого веса», – добавили в компании.

Против системы

Свое недовольство новыми правилами водители высказывают разными способами. В частности, известны случаи, когда перевозчики просто объезжают АПВГК окольными путями. Но прибегают они и к более радикальным мерам. В июле, например, стало известно, что злоумышленники расстреляли камеры АПВГК на трассе Владивосток – Находка.

«Специалисты ООО «Цифровое Приморье» по итогам выезда на место зафиксировали повреждения, провели оценку ущерба и подали соответствующие документы в полицию. По предварительным данным, только стоимость 3-х камер, распознающих государственные регистрационные знаки, превышает 7 млн руб.», – прокомментировали в пресс-службе «Цифрового Приморья».

В общей сложности комплексы АПВГК в крае повреждали уже 15 раз. Ущерб составил более 20 миллионов рублей.

«Чаще всего аппаратуру выводят из строя на «находкинской» трассе. В большинстве случаев камеры здесь просто расстреливают», – добавили в пресс-службе.

Совсем недавно вандалы «переключились» на северное направление – серьезно повредили АПВГК на трассе «Осиновка – Рудная Пристань». На этот раз они не расстреляли, а подожгли комплекс.

«Пункт весогабаритного контроля в районе села Варфоломеевка пострадал от действий злоумышленников в ночь на 14 февраля 2024 года. Краевое имущество пытались уничтожить путем поджога. Подано заявление в полицию о возбуждении уголовного дела, сумма ущерба устанавливается», – рассказали в пресс-службе «Цифрового Приморья».

Добавим, что никого из вандалов до сих пор не поймали.

Страдают люди и мосты

От перегруженных фур страдают дороги и в первую очередь – автомобильные мосты. Один из последних таких случаев произошел в июле прошлого года, когда на 1 км автодороги «Григорьевка-Новожатково» переправа рухнула под тяжестью большегруза, перевозившего щебень. Тогда обошлось без человеческих жертв, но в других случаях страдали и люди.

Так, в октябре 2018 года фура, груженная 53 т картофеля, выехала на мост, перед которым стоял ограничительный знак, запрещающий перевозить более 20 т товара. Мост обрушился, грузовик откатился, упал на легковой автомобиль Mazda Demio и раздавил его, в результате погибли женщина и ее маленький ребенок, находившиеся в иномарке.

Только на ремонт мостов краевые власти в прошлом году направили более 2,6 млрд руб. Траты на восстановление дорог, пострадавших от перегруженных фур, никто не считал. Впрочем, по словам экспертов, большинство водителей законопослушны и предписанным правилам следуют. А с улучшением качества дорог, увеличением количества пунктов весогабаритного контроля и обеспечением прозрачности поступлений в бюджет ситуация начнет налаживаться.

Еще больше новостей в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 27 июля
EUR ЦБ: 93,26 (+0,09)
Инвестиции, 26 июл, 18:01
Курс доллара на 27 июля
USD ЦБ: 85,57 (+0,16)
Инвестиции, 26 июл, 18:01
Все новости Приморье
В Курской области объявили ракетную опасностьПолитика, 02:23
От кентавров до Джеймса Бонда. Самые яркие церемонии открытия ОлимпиадСпорт, 02:19
Как в Париже прошла церемония открытия Олимпийских игр. ФоторепортажСпорт, 02:17
WSJ рассказала, как вице-президент Трампа стал из милитариста пацифистомПолитика, 02:08
Иностранные корабли примут участие в праздновании Дня ВМФ во ВладивостокеПриморье, 01:57 
Cловакия предложила Киеву «техническое решение» по нефти ЛУКОЙЛаПолитика, 01:57
Минздрав назвал симптомы лихорадки Западного НилаОбщество, 01:32
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Китай заявил Японии о критической стадии в отношениях и назвал два путиПолитика, 01:24
Косатки потопили британскую парусную яхту с тремя людьми на бортуОбщество, 00:54
Церемония открытия Олимпиады завершилась в ПарижеСпорт, 00:50
Церемония открытия Олимпиады завершилась в ПарижеСпорт, 00:50
В Верховной раде предупредили о риске военных остаться без зарплатПолитика, 00:41
В Париже прошла церемония открытия Олимпийских игр. ОнлайнСпорт, 00:33
Огонь Олимпийских игр зажгли на церемонии открытия в ПарижеСпорт, 00:31