Повышение утильсбора «застрелит» авторынок Дальнего Востока – эксперт
С 1 августа в России вырастет утилизационный сбор на импортные легковые, легкие коммерческие и грузовые автомобили, а также автобусы и электромобили. Об этом сообщает пресс-служба Минпромторга. Заявлено, что индексация позволит бюджету получить дополнительные средства, отечественным компаниям – продавать свою продукцию, а иностранным – эффективнее инвестировать в локализацию производства.
Повышение утильсбора в первую очередь коснется тех, кто покупает автомобили для перепродажи в России. В таком случае сумма платежа будет приравнена к ставке юридических лиц. По мнению авторов идеи, перекупщики фактически мешают развитию автомобильного бизнеса в стране и создают недобросовестную конкуренцию.
«Значительная часть рынка импортируемых автомобилей уходит в серую зону, и мы не можем игнорировать негативные последствия сложившейся ситуации. Перекупщики, которые ввозят автомобили и перепродают их в России, не обеспечивают конечных потребителей дальнейшим гарантийным и сервисным обслуживанием, необходимыми запчастями и комплектующими. От этого страдают и покупатель, и дилерское сообщество, с которым мы также находимся в постоянном контакте», – пояснил вице-премьер – глава Минпромторга России Денис Мантуров.
Размер утильсбора для юридических лиц рассчитывается по формуле «базовая ставка (20 тысяч рублей) умножить на коэффициент» и зависит от возраста и типа автомобиля. Сейчас, например, платеж за новую (произведенную после 2020 года) легковушку с объемом двигателя до 1 литра составляет 48,2 тысячи рублей. С 1 августа он повысится до 81,2 тысячи. У легковушек с объемом двигателя до 2 литров, произведенных не раньше 2020 года, утильсбор вырастет со 178,5 тысяч рублей до 300 тысяч. Платежи за автомобили объемом от 2 до 3 литров увеличатся втрое, до 844 тысяч рублей.
Отметим, что новая мера коснется и автолюбителей, которые после 1 августа приобретут машину с объемом двигателя больше 3 литров. В этом случае платить им придется по полной ставке – то есть наравне с юрлицами. Повышение утильсбора на машины с двигателем от 3 до 3,5 литров составит 970 тысяч рублей вместо 259,6 тысяч за каждый автомобиль. Ранее платеж для всех физических лиц был одинаковым по всем легковым автомобилям и составлял 3,4 тысячи рублей.
Утильсбор за транспорт с объемом двигателя свыше 3,5 литров увеличится в 2,8 раза. Сейчас сумма платежа составляет 445 тысяч рублей, а с 1 августа вырастет до 1,2 миллиона рублей.
На электромобили утильсбор вырастет в 11 раз, до 360 тысяч рублей. При этом для физлиц – вне зависимости от целей ввоза – он останется 3,4 тысячи рублей.
Вырастет сбор и на грузовики. При этом для седельных тягачей грузоподъемностью от 14 до 20 тонн увеличение составит 1,7 раза, но для подобных машин экологического класса «Евро-6» Минпромторг и Минтранс определят квоты, для которых продолжат действовать прежние коэффициенты.
В Приморье под новую меру могут попасть популярные у местных водителей японские машины Toyota Land Cruiser, Toyota Highlander, Nissan Murano, Infiniti QX. И модельный ряд автомобилей Lexus. Из европейских – BMW и Mercedes-Benz.
Отметим, что полный размер утильсбора будут уплачивать также и те, кто ввозит в Россию более одного автомобиля в год – начиная со второй машины.
По мнению директора приморской компании «Япония Транзит» Дмитрия Клатаевского, новая мера российских властей «застрелит» автомобильный бизнес на Дальнем Востоке.
«Государство решило разделить такие понятия, как «транспорт, приобретенный физлицом для личного пользования» и «транспорт, приобретенный физлицом с целью дальнейшей перепродажи». С первым случаем все понятно. А во втором, если в течение 12 месяцев с момента регистрации или ввоза автомобиль по какой-то причине был продан – неважно, в коммерческих целях или у человека сложились какие-то жизненные обстоятельства – государство трактует это, как покупку машины с целью дальнейшей перепродажи. Тогда человек «налипает» на дополнительный сбор», – комментирует РБК Приморье эксперт.
Оплачивать утильсбор, поясняет Минпромторг, будет продавец машины. После этого транспорт может быть зарегистрирован на нового собственника. Впрочем, по мнению Клатаевского, ситуация невыгодна обоим участникам сделки.
«На мой взгляд, это приведет к тому, что Зеленый Угол (крупнейший автомобильный рынок Дальнего Востока – прим. РБК Приморье) или совсем прекратит свою деятельность, или пойдет по «кривым дорожкам», оформляя всевозможные дарственные, договоры о долгосрочной аренде с последующим выкупом и так далее. Де-факто такие огромные сборы по утильсбору убивают всякий экономический смысл продажи автомобилей в России. Более того, они убивают всякий смысл покупать привезенную в Россию машину, потому что цены будут неадекватными. Соответственно, это достаточно сильно пошатнет автомобильный рынок, причем неважно из какой страны будут автомобили везти», – считает эксперт.
По его словам, сейчас одни бизнесмены «затаились» в ожидании 1 августа, а другие пытаются спешно импортировать свои автомобили, чтобы продать их в России как можно скорее.
«Скорее всего, прорабатывая эту идею, российские власти не подумали о том, как устроен рынок на Дальнем Востоке. Этот вопрос очень важен для нашего региона, и я надеюсь, что для нас сделают исключение, как это было с ГЛОНАССом», – резюмирует Клатаевский.
Ранее РБК Приморье писал, что в 2023 году дальневосточный автомобильный рынок впервые «повернул» в Китай. Спрос на новые машины из КНР меняется в положительную сторону преимущественно из-за отсутствия альтернатив на рынке, отмечают эксперты.
Еще больше новостей в телеграме РБК Приморье. Подписывайтесь.