Крепкий рубль слабо повлиял на авторынок Приморья

В России продажи легковых автомобилей с пробегом в марте сократились на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (416 тыс. единиц), а импорт б/у авто за первый квартал 2025-го упал на 19% по сравнению с 2024-м (67,8 тыс.). Об этом свидетельствуют оперативные данные «Автостата» за прошедший месяц. Участники рынка считают, что покупатели заняли выжидательную позицию на фоне укрепления курса рубля — люди надеются на ощутимое снижение цен в будущем. Эксперты рассказали о том, стоит ли ожидать этого на рынке подержанных машин в Приморском крае и как меняется спрос на такую автопродукцию в регионе.
Директор компании Carwin Дмитрий Забора подчеркнул, что в Приморье из-за высоких ставок коммерческого утильсбора и закрытия авторынка «Зеленый угол» приоритетной стала схема заказа авто из-за рубежа и оформления его сразу на владельца (физлицо) по льготному «утилю». Поэтому первоочередным фактором для рынка региона является именно курс валют — цены действительно напрямую зависят от укрепления или ослабления рубля. В последние месяцы, по оценкам эксперта, они уже пошли на спад.
«Уже 20 лет такое наблюдаю: падает курс валют — сразу очередь из желающих заказать машину выстраивается. И теоретически, с учетом того, что все аналитики в этом году обещали 110-150 руб. [за доллар США], а мы имеем 85–86 руб., заказов на автомобили из-за границы сейчас должно быть кратно больше. Мы с вами должны обсуждать сейчас материалы, которые публиковали СМИ в 2022 году: нет мест на судах при отправке из Японии, переполнен порт Владивостока, безномерные автомобили занимают все стоянки в городе и т.д. А этого не происходит. Да, в последние два месяца объемы выросли по сравнению с ноябрем–декабрем, например, но это совершенно не то, чего можно было ожидать», — говорит Забора.
По его предварительной оценке, объем заказов авто из-за границы в Приморье в марте на 10-20% превысил условную «норму» для этого сезона, после существенного спада в ноябре–феврале. Картина апреля пока не ясна, но на первой неделе наметилось охлаждение. В целом на рынке региона, как и по всей стране, ощущается нежелание людей тратить свои сбережения, и эту тенденцию, по мнению эксперта, не удастся преодолеть снижением цен на автомобили благодаря укреплению рубля — нужны более глобальные позитивные изменения в жизни государства.
«Это касается не только автоимпорта, а самых разных сфер: строительство, отделка квартир, даже покупать кофейные зерна люди сейчас предпочитают дешевые. Поэтому оптимизма никакого нет. Если на курсе 85 руб. за доллар мы имеем не очень стабильный и не сказать что зашкаливающий спрос, то чего можно ожидать при курсе 95-100 руб. и больше? Я думаю, только полной стагнации, к сожалению», — подытожил руководитель компании Carwin.
Директор компании «Япония Транзит» Дмитрий Клатаевский отмечает, что на рынке подержанных авто в целом происходит снижение цен, но, по его словам, этот процесс не носит массовый характер. Более того, обусловлена данная тенденция не столько валютным курсом, сколько общей стагнацией продаж — искать покупателя на б/у автомобиль можно и год, и два. Продавцы в итоге снижают стоимость.
С другой стороны, при покупке авто под заказ все действительно зависит от укрепления или ослабления рубля, и когда курс достаточно выгодный, то можно сэкономить. Но проблема в том, что достойных вариантов для приобретения остается все меньше. К тому же дилеры в странах-экспортерах очень оперативно корректируют свои цены.
«Наш рынок [в Приморском крае] максимально отзывчив на изменения курса валют, поэтому здесь, собственно говоря, как на бирже. Если смотреть на график: ты покупаешь или в «ямке», или на «холмике». Вот какое-то время назад была «ямка», сейчас она прошла. Буквально окно было в две недели, когда цены в странах-экспортерах не успели еще скорректировать местные дилеры, а у нас уже пошло укрепление, и мы успели что-то купить в большом количестве», — говорит Клатаевский.
В результате, по его словам, доступных для заказа машины в Южное Корее практически не осталось, при этом Япония наиболее оперативно отреагировала на изменение валютного курса. Сейчас все продавцы в близлежащих странах уже скорректировали цены, поэтому ожидаемой выгоды приморские покупатели могут не получить, а когда ждать следующего «окна», сказать сложно.
Аналитик автомобильного портала «Дром» Сергей Лагурев считает, что по б/у авто без пробега, вероятно, произойдет дальнейшее снижение цен на рынке из-за более выгодного курса валют. Однако это не быстрый процесс.
«Авто продаются долго: кредиты дорогие; чтоб не платить утильсбор, надо либо «продавать» авто по доверенности, либо ждать год, прежде чем выставлять на продажу. Сейчас на «Дроме» половина объявлений по «беспробежкам» в Приморье были выставлены на продажу до нового года. Привезти авто на себя, на конечного покупателя, под заказ сейчас выгоднее, чем осенью, но на рынок б/у такие авто выйдут нескоро. Так что рынок б/у на все реагирует с запозданием, и на нем мы вряд ли легко разглядим влияние курсов валют», — считает Лагурев.
Он отметил уже наблюдаемое в марте падение цен и рост предложения по «беспробежкам» на сайте «Дром». Но эта общая тенденция пока слабо выражена.
Руководитель Buy Car DV Дмитрий Гусев также отметил временной лаг, который зачастую присутствует на «вторичном» авторынке: многие приморцы ввозят авто в страну, чтобы продать через год, и не делают это в убыток себе. То есть сейчас цена такой машины фактически может быть основана на курсах юаня или иены годичной давности, когда они были более высокими.
Если же говорить об автомобилях, ввозимых под заказ, то стоимость таких машин сейчас действительно более выгодная. Однако курс рубля может быть нестабилен — участники рынка, привыкшие к экономическим встряскам, не стремятся «ронять» свои цены из-за фактора неопределенности. По мнению эксперта, заметное снижение цен на рынке возможно, если выгодный курс продержится дольше — хотя бы полгода.
«Например, сегодня я сильно снизил цену — клиент готов уже покупать. А буквально завтра курс валюты опять подскочит, условно на 15–20 руб. По идее эта машина должна заметно подорожать. И что же, мне придется извиняться перед клиентом и поднимать цену? Не думаю, что люди будут сильно снижать стоимость б/у автомобилей», — приводит простой пример возможного развития ситуации Гусев.
Напомним, что о стагнации автомобильного рынка опрошенные РБК Приморье автоэксперты говорили ранее. Люди не торопятся покупать машины, потому что не обладают необходимыми суммами, а брать кредиты под высокий процент считают невыгодным. Это подтверждает статистика по продажам как подержанных, так и новых авто.