Перейти к основному контенту
Приморье ,   Эксклюзив

Кондитерские фабрики Дальнего Востока работают «на грани» убытка

Производители в условиях роста издержек и себестоимости корректируют цены и вес продукции
Фото: Правительство Приморского края
Фото: Правительство Приморского края

В начале 2025 года производители кондитерских изделий подняли цены на 10-22%, при этом сырье, поставляемое из-за границы, подорожало сильнее – до 40%. Об этом РБК Приморье рассказали участники рынка на Дальнем Востоке. Одним пришлось откорректировать прайс, а другим, оставив прежние расценки, снизить вес продукции.

Самое значительное увеличение произошло на какао-сырье, а также то, что завозится из зарубежных стран. Прошлый год в Западной Африке выдался неурожайным на какао-бобы из-за засухи, писал ранее РБК Инвестиции. Первая мощная волна роста цен на импорт прошла еще в начале 2024 года, однако дефицит сырья ощутимо действовал на ценовую политику поставщиков весь год, а к началу 2025-го какао-продукция подорожала в среднем на 28%.

Дальневосточные участники рынка пояснили РБК Приморье, что по некоторым «шоколадным» позициям цена выросла ощутимо. Финансовый директор кондитерской фабрики «Зея» в Благовещенске Светлана Легошина заявила, что на протяжении прошлого года сырье подорожало на 12%-32%. Как отметила эксперт, ни одна позиция сырьевой составляющей не осталась на прежнем уровне. Компания всячески сдерживала процесс, и цены для покупателя не поднимала. Однако незначатительное подорожание все-таки случилось с начала 2025 года. Так как выросло не только стратегическое сырье, которое идет на производство кондитерских изделий, но также логистика и энергоресурсы – электроэнергия и топливо.

«Если взять в общей сложности, то в среднем на 2% с 1 января 2025 года наша продукция выросла в цене. Конечно, мы не закладываем весь рост по всем составляющим в себестоимость, иначе это слишком ударит по нашим покупателям. Мы стараемся сдерживать своими внутренними затратами, так скажем, рискуя собственной доходностью. Стараемся в любом случае где-то пересматривать определенные виды расходов, например, ремонты переносим. В общем, стараемся не повысить планку для нашего потребителя и все-таки как-то удержать», – рассказала Легошина.

Эксперт пояснила, что спрос на кондитерскую продукцию в регионе остается на достаточно высоком уровне, падения продаж компания не фиксирует и не планирует снижать объемы производства. Легошина отметила, что компания в январе 2025 года проиндексировала заработные платы, что также вошло в себестоимость продукции.

Хотя инфляционное давление на участников рынка сохраняется довольно высоким, рост цен все же остается сдержанным. Благовещенскому производителю удалось на этом фоне оставить прежней и граммовку готового продукта, а также сырьевую составляющую, чтобы не ухудшить качество сладостей.

Не снизили качество и в кондитерской фабрике «Хабаровская» – здесь уменьшили лишь вес продукции, при этом стоимость последний раз корректировали в сторону увеличения в октябре 2024 года. Заместитель директора по коммерческой деятельности Яна Пустынник пояснила РБК Приморье, что в 2025 году компания повышать цены пока не планирует, хотя поставщики сырья свои прайсы меняли весь прошлый год. Это повышение было постепенным, но в конечном счете очень заметным.

«Местные производители не поддерживают нас сырьем, приходится заказывать все за границей или везти с западной и центральной частей России, а логистика вся очень подскочила в цене. Выросла и стоимость сырья от 20 до 40% – значительно подорожали яйца, сахар и все специфические составляющие, которые используются в производстве кондитерских изделий. Однако несмотря на это мы цену своей готовой продукции проиндексировали в прошлом году лишь на 10%, и дальнейшего подорожания в 2025 году не планируем. Нам приходится, не скажу, что торговать прям совсем в убыток, но на грани, так скажем, чтобы не потерять покупателя. С учетом того, что мы работаем в основном с сетями – это главный наш потребитель, договоры все долгосрочные, там четко прописано, сколько раз мы можем за год поднять цены, мы этим условиям следуем, чтобы партнерские отношения не испортить. А сети в свою очередь идут навстречу, увеличивают объемы, то есть мы работаем на оборот денежных средств», – рассказала Пустынник.

Кроме того, компания закупает сырье большими партиями, получая от поставщиков дополнительные скидки. Так как фабрика является одной из старейших в регионе – создана 70 лет назад, со многими поставщиками работает десятилетиями, и это является большим преимуществом при заключении сделок.

Однако предприятию все же пришлось уменьшить вес изделий, которые идут на реализацию в торговые сети. Эксперт пояснила, что это было сделано еще в марте 2024 года – тогда граммовка готовой продукции была снижена, но качество осталось неизменным. Новых корректировок компания пока не планирует.

Предприятия кондитерской промышленности готовятся и к введению маркировки «Честный знак», на уровне правительства еще идут обсуждения по этому поводу, но многие фабрики, предвосхищая события, это уже продумывают и просчитывают. С 1 марта 2025 года в России стартовал эксперимент по маркировке кондитерских изделий, который продлится до 31 августа. Пилотный проект пока не повлияет на стоимость товаров, так как все оборудование и коды маркировки предоставляются участникам бесплатно. Однако при ее обязательном введении, по оценкам некоторых экспертов, отдельные виды сладостей и кондитерские изделия подорожают на 10%, а общие затраты отрасли составят около 62 млрд руб., сообщает Интерфакс. Нововведение может снизить производительность линий на 15-20%, увеличить издержки, что отразится на себестоимости. Собеседники РБК Приморье подтвердили, что компании «Зея» и «Хабаровская» к маркировке тоже готовятся, однако пока не могут точно сказать, как это отразится на стоимости кондитерских изделий.РБК Приморье не удалось получить комментарии от других дальневосточных производителей, таких, как «Приморский кондитер», «Радуга», АМТ, «Исаева», «Валеолог» и других.По данным Росстата, рост цен на некоторые виды кондитерки фиксировался в январе 2025 года (по сравнению с аналогичным периодом 2024 года). Так, шоколад прибавил 2,5%, торты – 1,4%, конфеты шоколадные – 1,3%, кексы, рулеты – 1,1%, печенье – 0,9%, какао, карамель – 0,8%. Как ранее писал РБК Приморье, цены на потребительские товары в региона в декабре 2024 года выросли на 0,8%, а в годовом выражении (в сравнении с аналогичным периодом 2023) – на 9,2%. По данным Приморскстата, цены на мед, торты, маргарин, подсолнечное и сливочное масла, куриные яйца за декабрь взлетели на 3-7%.

Авторы
Теги
Лента новостей
Все новости Приморье
В МЧС сообщили о найденных в Судже 100 людях из числа пропавших без вестиПолитика, 03:34
Плату за новые договоры для рыбаков Хабаровского края оценивают в 13 млрдПриморье, 03:28 
Франция назвала число стран, желающих обеспечивать мир на УкраинеПолитика, 03:07
В небе над Киевом заметили неопознанный объектПолитика, 02:41
США отложили пуск космического корабля Crew Dragon с россиянином на бортуТехнологии и медиа, 02:33
Эксперты рассказали, как военные смогли попасть внутрь газопроводаПолитика, 02:18
Стали известны пары четвертьфинала Лиги чемпионовСпорт, 02:14
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Дальневосточники в феврале покупали больше продуктов и туров на майскиеПриморье, 02:13 
«Реал» по пенальти обыграл «Атлетико» и вышел в 1/4 финала Лиги чемпионовСпорт, 02:12
Алаудинов сообщил о потерях «Ахмата» при освобождении Курской областиПолитика, 02:05
ООН предупредила о множестве смертей без иностранной помощи от СШАОбщество, 01:30
Трамп не продлил лицензию Минфина на расчеты за энергоресурсы РоссииПолитика, 01:13
Синоптик предупредил о девятибалльном шторме в МосквеОбщество, 00:58
Трамп заявил о плюсах и минусах прекращения огня на Украине для РоссииПолитика, 00:34